Китай: угроза или двигатель глобальной взаимосвязанности?
Краткая версия
В статье «Роль Китая в новом мировом порядке» доцент Лондонской школы экономики Цзинь Кэюй рассуждает о мировой тенденции к сближению стран и экономических субъектов, благодаря развитию технологий, логистики и глобальных цепочек поставок, а также о роли КНР в новом взаимосвязанном мире.
Подход автора, представленный в данном материале, в полной мере отражает китайский взгляд на роль КНР в современном мире. Китай позиционирует себя как государство, которому удалось добиться значительных экономических успехов и которое готово оказывать помощь другим странам. В официальных документах и заявлениях лидеров страны подчеркивается мирный характер возвышения Китая, его желание создать новый миропорядок, исключающий унилатерализм и основанный на многостороннем диалоге и глобальной взаимосвязанности. Во многом это направлено на нейтрализацию заявлений Запада, который видит в Китае угрозу и подчеркивает это при каждом удобном случае.
Полная версия
В статье «Роль Китая в новом мировом порядке» доцент Лондонской школы экономики Цзинь Кэюй рассуждает о мировой тенденции к сближению стран и экономических субъектов, благодаря развитию технологий, логистики и глобальных цепочек поставок, а также о роли КНР в новом взаимосвязанном мире.
Какую роль играет Китай в построении глобальной сети?
Роль Китая в новом мировом порядке
75 лет назад Китай был одной из 44 стран, участвовавших в создании Бреттон-Вудской системы. С тех пор он кардинально изменился — из относительно закрытой и отсталой он превратился в страну, наиболее тесно связанную с мировой экономикой. 40 лет назад в Китае действовала плановая централизованная экономика, которой не хватало рыночных механизмов. Правительство распределяло товары широкого потребления и первой необходимости, устанавливало производственные цели и определяло цены. Обладая возможностью накапливать и мобилизовать колоссальные ресурсы, правительство стимулировало экономический рост. Экономические преобразования, связанные с политикой реформ и открытости (1979 г.), стали стимулом роста национальной экономики и полностью изменили облик Китая.
В широком смысле слова каждая страна представляет собой единую сеть с инфраструктурой, позволяющей соединить регионы друг с другом и обеспечить мобильность населения. С развитием этой инфраструктуры растет производительность экономик, а проблемы в одном из звеньев экономической цепи ведут к общему снижению объема производства. Изначальной целью Китая было создание торговой и транспортной сетей, которые позволили бы связать все провинции и регионы страны воедино. Для создания и объединения рынков Западу потребовалось 100 лет, Китаю же удалось сделать это всего за 20. Следующей целью Пекина стало создание взаимосвязанной системы в масштабах всего мира посредством реализации Инициативы пояса и пути.
Именно благодаря усилиям Китая основной концепцией в международной экономике сегодня является взаимосвязанность. КНР надеется с помощью создания физической инфраструктуры, включающей автомобильные, железные дороги, трубопроводы и линии электропередач, наладить связи со всем миром, включая его самые отдаленные части. Как уже отмечалось, отсутствие необходимой инфраструктуры в одном из звеньев цепи взаимосвязанности ведет к снижению эффективности всей системы. То есть если соседние с КНР страны, такие как Киргизия и Таджикистан, не построят железные дороги и автомагистрали, то все усилия Поднебесной окажутся напрасными. Подобную ситуацию можно наблюдать в Кении, где построен современный порт, но нет железных дорог, которые соединили бы Кению с Анголой и другими странами, богатыми природными ресурсами. Это делает портовую инфраструктуру и вложения в нее неэффективными. Только тогда, когда глобальная инфраструктурная сеть будет полностью создана и охватит большинство стран и регионов, производительность будет максимизирована, а страны получат положительные внешние эффекты. Таким образом, вклад каждой страны в рост взаимосвязанности будет создавать больше внешних сетевых эффектов и больше выгод для каждого участника сети.
«Один пояс — один путь» ведет к новому мировому порядку
Китайская Инициатива пояса и пути, соединяющая Азию, Африку и Европу, направлена на построение инфраструктурной сети и усиление взаимосвязанности во всем мире. В данной инфраструктуной сети есть «ключевые узлы», расположенные в стратегически значимо расположенных странах. Однако некоторые из них слишком малы или слишком бедны, и поэтому не могут самостоятельно строить объекты инфраструктуры международного масштаба и нести риски, связанные с наличием подобного рода инфраструктуры. В такой ситуации более крупные страны, обладающие финансовыми ресурсами и готовые взять на себя ответственность, должны принимать активное участие в строительстве глобальной инфраструктуры. Автор подчеркивает, что эту роль готов взять на себя Китай, ставший сегодня одним из самых успешных создателей инфраструктуры в мире. Как известно, это вызывает крайнюю настороженность западных стран, которые предупреждают об угрозе попадания в долговую ловушку и потери контроля над ключевыми объектами инфраструктуры.
Возможно, ни одна страна в мире так хорошо не понимает силу и ценность взаимосвязанности, как Китай. Связи с другими странами были на протяжении нескольких веков основным звеном социальной, политической и экономической жизни Китая. Еще во II в. до н.э. Китай создал Великий шелковый путь, соединивший Азию и Европу и простиравшийся от Чанъаня до Константинополя. На протяжении веков Шелковый путь был не только торговым мостом между европейскими и азиатскими странами, но и «мостом» между разными культурами. Все страны вдоль древнего Шелкового пути получали пользу от него. Например, технология изготовления бумаги и книгопечатания стали известны во всем мире именно благодаря этому проекту.
Кто должен играть роль координатора международных отношений и роль рефери в глобальных конфликтах?
Автор статьи полагает, что раньше традиционная власть гегемона позволяла ему заставлять другие страны строго соблюдать установленные правила. В современном мире на смену гегемону придет лидер, который будет заниматься построением и расширением взаимосвязанности путем активного взаимодействия со всеми странами мира. Пекин неизменно выступает за многосторонний подход к решению вопросов, с которыми сталкивается современный мир. Для создания взаимосвязанной системы необходимы усилия всех сторон и многостороннее управление, потому идея взаимосвязанности не носит гегемонистический характер.
Коронавирус: кризис — не только опасность, но и возможность
Китай стал активным участником различных международных переговоров, однако многие западные страны выразили опасения по поводу приобретения им главенствующего положения. КНР не раз высказывала свою позицию на этот счет: Китай не стремится стать сверхдержавой, подобной США, но, действительно, хочет играть важную роль в решении международных вопросов. Задача Китая состоит не только в том, чтобы стать крупнейшей в мире экономикой, но и в том, чтобы стать двигателем системы глобального скоординированного развития, благодаря которой все страны мира могут эффективнее использовать ресурсы. Станет ли Китай угрозой для других стран или превратится в основной двигатель глобальной взаимосвязанности? Это будет полностью зависеть от истинных намерений Пекина, а также от каждого шага, который он предпримет в ближайшие десятилетия.
Подход автора, представленный в данном материале, в полной мере отражает китайский взгляд на роль КНР в современном мире. Китай позиционирует себя как государство, которому удалось добиться значительных экономических успехов и которое готово оказывать помощь другим странам. В официальных документах и заявлениях лидеров страны подчеркивается мирный характер возвышения Китая, его желание создать новый миропорядок, исключающий унилатерализм и основанный на многостороннем диалоге и глобальной взаимосвязанности. Во многом это направлено на нейтрализацию заявлений Запада, который видит в Китае угрозу и подчеркивает это при каждом удобном случае.