Ливия: в ожидании «дня после» выборов
К.полит.н., научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН, эксперт РСМД
Краткая версия
12 ноября 2021 г. состоялась очередная международная конференция, посвященная урегулированию ливийского кризиса, на этот раз — в Париже, в поддержку политическому процессу под эгидой ООН. Сопредседателями выступили первые лица Франции, Италии и Германии, генеральный секретарь ООН, а также глава ливийского Президентского совета (ПС) Мохаммед аль-Манфи и премьер-министр временного Правительства национального единства (ПНЕ) Абдель Хамид Дбейба. Участниками конференции стали представители почти 30 государств и международных организаций.
В преддверии намеченных в соответствии с «дорожной картой» Форума ливийского политического диалога (ФЛПД) на 24 декабря 2021 г. парламентских и президентских выборов главным посылом Парижской конференции было подтверждение необходимости их проведения в установленные сроки. Принципиальным стало решение о введении санкций в отношении любых внутриливийских и внешних игроков, которые попытаются саботировать электоральный процесс. Участники конференции также повторили свою приверженность скорейшему выведению с территории Ливии иностранных вооруженных сил. Между тем, несмотря на международное давление, оказываемое на действующее временное руководство страны, начавшуюся регистрацию избирателей и кандидатов, а также общее устремление ливийского общества к участию в электоральном процессе, за месяц до назначенной даты выборов ситуация в Ливии характеризуется возрастающей неопределенностью.
Очевидно, что ни один из кандидатов не может быть уверен в исходе выборов в свою пользу. До сих пор неизвестен окончательный список их участников, как и нет полной уверенности, что они не будут перенесены. Ситуация неопределенности нагнетается по мере приближения даты проведения голосования. Ни один из кандидатов не желает выступить в качестве «спойлера», активно настаивая на своей приверженности «дорожной карте» политического процесса. При этом создается впечатление, что занимающие влиятельные посты А. Салех, Х. Хафтар и А.Х. Дбейба вполне удовлетворены статусом-кво. Оживленно налаживаются закулисные контакты в попытке выстраивания неких коалиций не только среди основных, но и менее крупных игроков ливийской внутриполитической сцены, что, как представляется, будет играть значимую, если не решающую роль. В этих условиях обостряются опасения относительно не столько факта проведения выборов, сколько «дня после» и вероятности новой вооруженной эскалации.
Полная версия
12 ноября 2021 г. состоялась очередная международная конференция, посвященная урегулированию ливийского кризиса, на этот раз — в Париже, в поддержку политическому процессу под эгидой ООН. Сопредседателями выступили первые лица Франции, Италии и Германии, генеральный секретарь ООН, а также глава ливийского Президентского совета (ПС) Мохаммед аль-Манфи и премьер-министр временного Правительства национального единства (ПНЕ) Абдель Хамид Дбейба. Участниками конференции стали представители почти 30 государств и международных организаций.
В преддверии намеченных в соответствии с «дорожной картой» Форума ливийского политического диалога (ФЛПД) на 24 декабря 2021 г. парламентских и президентских выборов главным посылом Парижской конференции было подтверждение необходимости их проведения в установленные сроки. Принципиальным стало решение о введении санкций в отношении любых внутриливийских и внешних игроков, которые попытаются саботировать электоральный процесс. Участники конференции также повторили свою приверженность скорейшему выведению с территории Ливии иностранных вооруженных сил. Между тем, несмотря на международное давление, оказываемое на действующее временное руководство страны, начавшуюся регистрацию избирателей и кандидатов, а также общее устремление ливийского общества к участию в электоральном процессе, за месяц до назначенной даты выборов ситуация в Ливии характеризуется возрастающей неопределенностью.
Внутриполитический раскол
Как ливийцы правительство выбирали
Сформированное в феврале 2021 г. Правительство национального единства, одной из важнейших задач которого была унификация государственных институтов, к концу установленного для него срока функционирования едва ли оправдывает свое название. Страна остается политически и экономически расколотой на Триполитанию, формально контролируемую силами ПНЕ; и территории Киренаики и Феццана, преимущественно находящиеся под контролем Ливийской национальной армии (ЛНА) маршала Халифы Хафтара, связанные с парламентом страны — Палатой представителей (ПП) в Тобруке. Попытки А.Х. Дбейбы направить делегации на восток Ливии и провести переговоры с Х. Хафтаром терпят неудачи, а ЛНА продолжает препятствовать проникновению сил ливийского МВД на территории Феццана.
Кульминацией политического противостояния ПНЕ и ПП стал объявленный парламентским спикером Акилой Салехом в сентябре вотум недоверия правительству. Формальным основанием провозглашалось недовольство деятельностью правительства и лично А.Х. Дбейбы, инициировавшего масштабные многомиллиардные программы развития в условиях по-прежнему отсутствующего согласованного между органами исполнительной и законодательной власти годового бюджета, что выходит за рамки «повестки временного органа исполнительной власти, одобренной парламентом». Этот шаг вызвал бурное негодование не только на западе страны — со стороны премьер-министра, ряда политических фракций, исламистских группировок, глав муниципалитетов и жителей западных и центральных районов Ливии, вылившееся в массовые демонстрации в осуждение действий ПП; но и на востоке — в рядах парламентариев, отсутствовавших на заседании при принятии Салехом решения о вотуме недоверия. В свою очередь, А.Х. Дбейба решил воспользоваться ситуацией и направить общественное мнение против ПП, изображая ее как «единственное препятствие ливийскому развитию» и обвиняя ее в саботировании работы правительства.
Между тем политический раскол наблюдается и в рамках самого ПНЕ. Так, ряд чиновников обвинили А.Х. Дбейбу в злоупотреблении властными полномочиями и использовании личных связей при назначении на должности. Параллельно с этим заместитель премьер-министра по восточной Ливии Хусейн аль-Катрани, базирующийся в Бенгази и близкий А. Салеху и Х. Хафтару, выступил с критикой главы ПНЕ, который распределил бюджетные средства для восточной администрации в несправедливо меньшем объеме в сравнении с долей, предназначенной для запада страны. Кроме того, вице-премьер выразил недовольство в связи с принятием А.Х. Дбейбой единоличных решений без консультаций со заместителями, а также запретил своим подчиненным реализовывать решения ПНЕ в отсутствие своего одобрения. Ярким примером рассогласованности работы правительства служат неоднократные попытки министра нефти и газа снять с должности влиятельного главу Национальной нефтяной корпорации Мустафу Саналлу и неизменно следующие за этими решениями заявления А.Х. Дбейбы об их отмене.
Помимо этого, наблюдается напряженность в отношениях между главами ПНЕ и ПС, проявившаяся, в частности, в начале ноября в решении Совета отстранить от выполнения обязанностей министра иностранных дел Наджлу Мангуш, которое также было вскоре отменено в заявлении премьер-министра. А.Х. Дбейбе также так и не удалось унифицировать структуру Центрального банка Ливии или поспособствовать урегулированию конфликта между ПП и Высшим государственным советом, которым была поручена разработка избирательного законодательства для предстоящих выборов, что, однако, закончилось их взаимной критикой и двумя кардинально различающимися проектами закона о выборах.
Тревожно выглядит ситуация в Ливии и в сфере безопасности. С большой долей оптимизма международные посредники (в первую очередь ООН) встретили согласованный в начале октября Совместной военной комиссией «5+5» четырехэтапный план по выводу иностранных вооруженных сил с территории страны до 2023 г. Однако вероятность его фактической реализации сегодня представляется туманной. Гораздо большую проблему представляет собой отсутствие единого военного командования и единой авторитетной системы обеспечения правопорядка — даже на территориях, формально находящихся под контролем ПНЕ, — что развязывает руки множеству локальных вооруженных группировок. На западе страны, преимущественно в Триполи и Завии, продолжаются вооруженные столкновения между конкурирующими боевыми группировками в борьбе за установление контроля над территориями, важными инфраструктурными объектами, рынком контрабандного топлива. При этом, по некоторым данным, некоторые из этих формирований действуют с одобрения представителей органов государственной власти, которые таким образом ослабляют своих политических конкурентов, но зачастую не имеют полного контроля над деятельностью этих группировок.
Сохраняющий свою остроту политический раскол, все больше превращающийся в личностное противостояние политических игроков, а также фрагментированность пространства безопасности едва ли способствуют организации избирательного процесса на предстоящих выборах.
«Подводные камни» организации выборов
Ливия: на пути к стабилизации или затишье перед бурей?
Ключевым вопросом является определение формы проведения выборов и их законодательной базы. Согласно формуле «дорожной карты» ФЛПД, 24 декабря 2021 г. должны были состояться парламентские и президентские выборы. При этом сохранялся вопрос о сроках проведения конституционного референдума (до или после выборов) — на фоне споров о непосредственно самом проекте конституции, разработанном в 2017 г. Конституционной ассамблеей, с учетом неоднозначного к нему отношения в обществе.
В соответствии с «дорожной картой» формулирование избирательного законодательства должно было стать результатом совместной работы ПП и Высшего государственного совета. Однако на фоне обострения противоречий между ними парламент во главе с А. Салехом в начале сентября принял закон о президентских выборах, а в начале октября — о парламентских, вызвав негодование ряда парламентариев, не входящих в «лагерь» председателя ПП, и главы Совета Халеда аль-Мишри. На основе принятых ПП законов ливийская избирательная комиссия постановила: 24 декабря в стране состоится первый раунд президентских выборов, а второй раунд и парламентские выборы — не позднее, чем через 52 дня после этого. В соответствии с предложенным А. Салехом законодательством, во многом отражающим его личные политические амбиции, президент наделяется широкими полномочиями, а парламент — рычагами по надзору за исполнительной властью. Помимо этого, закон допускает к участию в выборах в качестве кандидатов лиц, которые за три месяца до даты проведения выборов оставили свой государственный или военный пост с возможностью восстановления в должности в случае проигрыша, и не допускает — носителей любого гражданства, кроме ливийского.
С учетом спорности процедуры принятия законов о выборах и выражаемого недовольства в его отношении со стороны некоторых политических игроков, включая главу ПНЕ А.Х. Дбейбу, и вооруженных формирований, особенно исламистских и «революционных» боевиков, не менее остро встает вопрос обеспечения безопасности на избирательных пунктах по всей стране. Так, ливийское МВД уже заявило о том, что будет выделено 35 тыс. сотрудников служб безопасности для предотвращения вмешательства боевиков и террористических групп в избирательный процесс. Однако с учетом разобщенности западной и восточной администраций, а также ввиду того, что ни одна военно-политическая сила не имеет полного контроля над территорией всей страны, возникают сомнения относительно возможности обеспечения унифицированного мониторинга проведения выборов. На западе Ливии открыто высказывается мнение, что голоса избирателей в районах, подконтрольных ЛНА, не могут учитываться. Некоторые фракции также на западе страны заявили, что не признают результаты выборов, а Халед аль-Мишри, глава Высшего государственного совета, выступил с угрозой прибегнуть к использованию силы, чтобы помешать Х. Хафтару занять пост президента в случае его избрания.
В этой связи немаловажным вопросом становится проблема принятия результатов выборов если не всеми, то хотя бы подавляющим числом наиболее влиятельных внутриливийских игроков. Задача представляется сложно реализуемой, особенно с учетом того, что положение некоторых из заявивших о своем намерении участвовать в выборах кандидатов — достаточно спорное.
Неоднозначные кандидаты
Регистрация заявок кандидатов для участия в президентских выборах продолжилась до 22 ноября 2021 г. На 19 ноября их количество, по данным избирательной комиссии, составляло 23 человека. О своем намерении участвовать в выборах, в частности, заявил сын бывшего ливийского лидера Сейф аль-Ислам Каддафи, премьер-министр Всеобщего национального конгресса в 2012–2014 гг. Али Зейдан, бывший глава МВД Фатхи Башага, маршал Халифа Хафтар и Акила Салех, временно покинувшие свои посты, соответственно, верховного главнокомандующего ЛНА и спикера парламента (ПП) за три месяца до назначенной даты выборов, а также действующий глава ПНЕ Абдель Хамид Дбейба.
Бывший карьерный дипломат, противник режима Муаммара Каддафи, занимавший пост премьер-министра, потерпевший в 2014 г. политическое поражение от ливийских исламистов, в то время доминировавших в парламенте страны, а также обвиненный в коррупции Али Зейдан едва ли может рассматриваться в качестве перспективного кандидата. Переживший два своих похищения боевиками в Триполи в 2014 и 2017 гг., значительную часть времени после своей отставки с поста главы правительства он проводит за границей, практически отсутствуя в публичном пространстве Ливии. В свою очередь Сейф аль-Ислам Каддафи, известный своими реформистскими идеями, несмотря на некоторую ностальгию по прежнему режиму в некоторых частях ливийского общества и влиятельность своего племени аль-каддафа, также едва ли может рассчитывать на значительную общественную поддержку, как и А. Зейдан, преимущественно пребывая за пределами публичного пространства страны. Его положение осложняет также действующий ордер Международного уголовного суда на арест.
Более ярким кандидатом представляется Фатхи Башага, глава МВД в Правительстве национального согласия до марта 2021 г. Родом из Мисураты, он известен своей публичной активностью по установлению контактов с официальными лицами западных стран, а также считается одной из значимых фигур «протурецкого» лагеря. В преддверии выборов в новые временные органы власти в феврале 2021 г. вместе с Акилой Салехом Башага возглавлял один из предвыборных списков, который считался наиболее перспективным, однако с небольшим перевесом потерпел поражение. Он имеет связи с некоторыми влиятельными фигурами на востоке страны и остается популярным среди ряда вооруженных формирований на западе, что, впрочем, сделало его врагом в глазах конкурирующих группировок, в частности в Триполи. Готовясь к своему возвращению во властные ливийские структуры на предстоящих выборах, А.С. Башага активизировал свои международные контакты и попытался привлечь на свою сторону некоторые влиятельные племена. Между тем его влиятельность как в западных, так и восточных районах Ливии весьма ограничена.
Возглавляющий с 2014 г. ПП Акила Салех имеет определенное влияние в Киренаике, преимущественно в политических кругах, на фоне роста недовольства его фигурой со стороны представителей политических сил и вооруженных группировок в Триполитании, особенно среди сторонников главы ПНЕ А.Х. Дбейбы. Особой критике подвергается принятый им на «закрытой сессии и в отсутствии кворума» проект избирательного законодательства, положения которого сформулированы таким образом, чтобы дать А. Салеху возможность участвовать в декабрьских выборах, но при этом не потерять свой пост в случае его поражения или переноса голосования.
Два самых крупных и наиболее противоречивых кандидата — Халифа Хафтар и Абдель Хамид Дбейба. Маршал Хафтар, сохраняющий контроль над значительными территориями на востоке и юге страны, пользуется поддержкой ЛНА и ряда влиятельных племен, но при этом остается категорически неприемлемой фигурой в Триполитании и особенно в Мисурате, вооруженные группировки которой сыграли значимую роль в отражении его наступательных кампаний на столицу. Известный своими давними связями с ЦРУ, в преддверии выборов Хафтар сделал ставку на получение дополнительной поддержки со стороны США. Ярким событием стал визит сына Х. Хафтара — Саддама — в Израиль, где тот провел встречи с представителями Моссада и передал послание своего отца о готовности к подписанию «Авраамовых соглашений» о нормализации в обмен на израильскую «военную и дипломатическую помощь». Это, по мнению ряда экспертов, стало попыткой маршала продемонстрировать свою особую ценность в глазах Вашингтона. В этой связи приостановка ряда судебных разбирательств против Х. Хафтара в США до проведения выборов представляется позитивным сигналом. Параллельно с этим сообщается, что он ведет тайные переговоры с А.Х. Дбейбой с целью достижения компромисса на случай, если выборы не состоятся. Немаловажно отметить, что кандидатура маршала — в соответствии с принятым избирательным законодательством — не может быть принята для участия в выборах ввиду наличия у него американского гражданства.
Наконец, А.Х. Дбейба, действующий глава ПНЕ, в соответствии с «дорожной картой» ФЛПД не имеющий права участвовать в предстоящих выборах — как и в соответствии с избирательным законодательством, требующим временное сложение полномочий за три месяца до даты их проведения, — заявил, что официально пополнит список кандидатов «в самый решающий момент». Между тем его деятельность на посту премьер-министра временного правительства с масштабными программами развития и социальной поддержки, попытками установления отношений с влиятельными фигурами и племенами в разных частях страны, как и активная кампания в его поддержку в СМИ, рассматривается многими не иначе как предвыборная агитация. Однако, несмотря на определенные ее успехи, поддержка А.Х. Дбейбы ограничивается преимущественно Триполитанией, но и там — помимо недовольства некоторыми чиновниками ПНЕ и ПС его злоупотреблениями властью — наблюдается критика в его адрес со стороны ряда профсоюзов.
***
Очевидно, что ни один из кандидатов не может быть уверен в исходе выборов в свою пользу. До сих пор неизвестен окончательный список их участников, как и нет полной уверенности, что они не будут перенесены. Ситуация неопределенности нагнетается по мере приближения даты проведения голосования. Ни один из кандидатов не желает выступить в качестве «спойлера», активно настаивая на своей приверженности «дорожной карте» политического процесса. При этом создается впечатление, что занимающие влиятельные посты А. Салех, Х. Хафтар и А.Х. Дбейба вполне удовлетворены статусом-кво. Оживленно налаживаются закулисные контакты в попытке выстраивания неких коалиций не только среди основных, но и менее крупных игроков ливийской внутриполитической сцены, что, как представляется, будет играть значимую, если не решающую роль. В этих условиях обостряются опасения относительно не столько факта проведения выборов, сколько «дня после» и вероятности новой вооруженной эскалации.