Оценить статью
(Голосов: 52, Рейтинг: 4.77)
 (52 голоса)
Поделиться статьей
Дарья Моисеева

К.полит.н., главный аналитик европейского направления АНО «Колаборатория»

Аналитическая записка №61 / 2025

Борьба за новый глобальный цифровой порядок с каждым годом становится все острее, при этом факторы успеха и отставания формируют сложные цепочки не всегда очевидных взаимосвязей. Безусловные лидеры этой гонки — США и Китай, которые в сотрудничестве с другими игроками формируют конкурирующие технологические экосистемы. Положение Европейского союза в этой биполярной войне технологий остается неоднозначным.

С одной стороны, несмотря на имеющиеся достижения в двустороннем сотрудничестве между Китаем и ЕС, формирование единой техноплатформы остается невозможным по идеологическим соображениям, о которых неоднократно заявляли в институтах Евросоюза. С другой стороны, у Брюсселя есть мощный партнер по другую сторону Атлантики, но отношения с США в настоящий момент переживают кризис. Экзистенциальный вопрос для ЕС заключается в том, будет ли он способен выработать собственный эффективный подход к цифровому управлению, который поможет хоть в какой-то мере снизить многолетнюю зависимость от Соединенных Штатов и приблизить Евросоюз к технологическому суверенитету, или же ему и дальше придется существовать на положении периферии западного техномира во главе с США. Иными словами, для Европы это не просто гонка технологий, но борьба за свои ценности, собственное прочтение технологического суверенитета и очередная попытка расширить нормативное влияние.

Настоящая аналитическая записка посвящена комплексному рассмотрению цифрового управления в ЕС. Исследовательская проблема заключается в поиске путей выхода Евросоюза из дилеммы между регулированием и развитием технологий. С проблемой выбора между регулированием и инновациями сталкиваются многие страны, в том числе и Россия, где к настоящему моменту сложилась гибридная модель цифрового управления. Это подразумевает наличие государственных законов в области технологий (например, о защите персональных данных), проекты с государственным участием, стимулирующие развитие искусственного интеллекта (ИИ) и других технологий, при одновременном существовании пространства для саморегулирования компаний и их участия в диалоге с государством. В этой связи изучение опыта ЕС в определенной мере релевантно для России, поскольку обе стороны предлагают свои системные решения для защиты цифрового суверенитета.

В аналитической записке рассмотрены ключевые аспекты многоуровневого цифрового управления в ЕС, особенности нормативной базы Евросоюза в сфере цифровых технологий, меры по регулированию использования персональных данных, а также влияние фрагментации мирового цифрового управления на политику ЕС в этой сфере.

Аналитическая записка №61 / 2025

Борьба за новый глобальный цифровой порядок с каждым годом становится все острее, при этом факторы успеха и отставания формируют сложные цепочки не всегда очевидных взаимосвязей. Безусловные лидеры этой гонки — США и Китай, которые в сотрудничестве с другими игроками формируют конкурирующие технологические экосистемы. Положение Европейского союза в этой биполярной войне технологий остается неоднозначным.

С одной стороны, несмотря на имеющиеся достижения в двустороннем сотрудничестве между Китаем и ЕС, формирование единой техноплатформы остается невозможным по идеологическим соображениям, о которых неоднократно заявляли в институтах Евросоюза. С другой стороны, у Брюсселя есть мощный партнер по другую сторону Атлантики, но отношения с США в настоящий момент переживают кризис. Экзистенциальный вопрос для ЕС заключается в том, будет ли он способен выработать собственный эффективный подход к цифровому управлению, который поможет хоть в какой-то мере снизить многолетнюю зависимость от Соединенных Штатов и приблизить Евросоюз к технологическому суверенитету, или же ему и дальше придется существовать на положении периферии западного техномира во главе с США. Иными словами, для Европы это не просто гонка технологий, но борьба за свои ценности, собственное прочтение технологического суверенитета и очередная попытка расширить нормативное влияние.

Настоящая аналитическая записка посвящена комплексному рассмотрению цифрового управления в ЕС. Исследовательская проблема заключается в поиске путей выхода Евросоюза из дилеммы между регулированием и развитием технологий. С проблемой выбора между регулированием и инновациями сталкиваются многие страны, в том числе и Россия, где к настоящему моменту сложилась гибридная модель цифрового управления. Это подразумевает наличие государственных законов в области технологий (например, о защите персональных данных), проекты с государственным участием, стимулирующие развитие искусственного интеллекта (ИИ) и других технологий, при одновременном существовании пространства для саморегулирования компаний и их участия в диалоге с государством. В этой связи изучение опыта ЕС в определенной мере релевантно для России, поскольку обе стороны предлагают свои системные решения для защиты цифрового суверенитета.

В аналитической записке рассмотрены ключевые аспекты многоуровневого цифрового управления в ЕС, особенности нормативной базы Евросоюза в сфере цифровых технологий, меры по регулированию использования персональных данных, а также влияние фрагментации мирового цифрового управления на политику ЕС в этой сфере.

Цифровое управление в ЕС: между правилами и инновациями, 6,7 Мб

Оценить статью
(Голосов: 52, Рейтинг: 4.77)
 (52 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся