Экономическая борьба обостряется, и Индия оказалась под перекрестным огнем. Россия для нее — давний стратегический партнер и незаменимый поставщик продукции военно-промышленного комплекса (ВПК). Санкции создают значительные риски для этих жизненно важных отношений. Из-за ограничительных мер индийские компании, сотрудничающие с основными российскими поставщиками вооружений за рубеж, среди которых АО «Рособоронэкспорт », АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и АО «Концерн воздушно- космической обороны «Алмаз-Антей», могут быть лишены доступа к основанной на долларе глобальной финансовой системе, контролируемой США. Может пострадать деятельность индийского бизнеса даже в напрямую не затронутых санкциями областях.
С учетом этих рисков, определяя текущую и будущую стратегию, Индии придется сделать трудный выбор. Во-первых, поскольку расчеты нарушителей санкций через банки США могут быть ограничены, Индия должна найти способы обхода доминирующей финансовой системы, основанной на долларе. Среди этих способов — взаимодействие со специализированными европейскими банками, которые не поддерживают контакты с американским рынком и готовы проводить платежи в Россию. Во-вторых, Индия могла бы увеличить инвестиции в российские энергетический и добывающий секторы, чтобы получать прибыль в рублях. Эти средства могут быть использованы для оплаты российского вооружения. В-третьих, есть достаточно примеров, когда на процесс принятия решений по вопросу санкций в США оказывали влияние собственные экономические интересы, особенно с учетом делового подхода нынешней администрации в Вашингтоне. Индия должна повысить свою значимость на рынке США, индийские компании должны активно создавать американские рабочие места, укрепляя свою репутацию, с тем чтобы лица, принимающие решения в США, учитывали озабоченности Индии перед введением санкций.
Аналитическая записка РСМД и Индийского совета по глобальным отношениям (Gateway House)
США и их европейские союзники продолжают неуклонно ужесточать экономические санкции против России. Впервые ограничительные меры были введены в марте 2014 г. Заявленная цель санкций состоит в том, чтобы наказать Россию за предполагаемые вмешательство в дела Украины и вмешательство Москвы в выборы в США в 2016 г. с помощью информационных технологий, а также за поставку вооружений Сирийской Арабской Республике и нарушение прав человека на территории Сирии.
Первоначально представителям Запада было запрещено взаимодействовать с теми россиянами, которые предположительно подрывали демократические процессы на Украине, однако появилось больше поводов для введения санкций, и в список потенциально запрещенных российских партнеров были включены чиновники и компании оборонного, энергетического и финансового секторов России. Вашингтон гибко применяет санкции, налагая ограничительные меры в тех сферах, где американские предприятия являются основными конкурентами российских, и не вводя их в тех областях, где США зависят от России. Так, не были введены санкции против российских предприятий, поставляющих титан для коммерческих самолетов Boeing и ракетных двигателей Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA): в этой сфере США не могут самостоятельно удовлетворить свои потребности. Сегодня физические и юридические лица даже из не входящих в западный альянс стран, в том числе из Индии, могут попасть под действие санкций, если они не соблюдают новые правила.
Экономическая борьба обостряется, и Индия оказалась под перекрестным огнем. Россия для нее — давний стратегический партнер и незаменимый поставщик продукции военно-промышленного комплекса (ВПК). Санкции создают значительные риски для этих жизненно важных отношений. Из-за ограничительных мер индийские компании, сотрудничающие с основными российскими поставщиками вооружений за рубеж, среди которых АО «Рособоронэкспорт », АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и АО «Концерн воздушно- космической обороны «Алмаз-Антей», могут быть лишены доступа к основанной на долларе глобальной финансовой системе, контролируемой США. Может пострадать деятельность индийского бизнеса даже в напрямую не затронутых санкциями областях.
С учетом этих рисков, определяя текущую и будущую стратегию, Индии придется сделать трудный выбор. Во-первых, поскольку расчеты нарушителей санкций через банки США могут быть ограничены, Индия должна найти способы обхода доминирующей финансовой системы, основанной на долларе. Среди этих способов — взаимодействие со специализированными европейскими банками, которые не поддерживают контакты с американским рынком и готовы проводить платежи в Россию. Во-вторых, Индия могла бы увеличить инвестиции в российские энергетический и добывающий секторы, чтобы получать прибыль в рублях. Эти средства могут быть использованы для оплаты российского вооружения. В-третьих, есть достаточно примеров, когда на процесс принятия решений по вопросу санкций в США оказывали влияние собственные экономические интересы, особенно с учетом делового подхода нынешней администрации в Вашингтоне. Индия должна повысить свою значимость на рынке США, индийские компании должны активно создавать американские рабочие места, укрепляя свою репутацию, с тем чтобы лица, принимающие решения в США, учитывали озабоченности Индии перед введением санкций.
Российско-индийское сотрудничество в контексте санкций: негативные последствия и новые возможности, 1,2 Мб.