Оценить статью
(Голосов: 111, Рейтинг: 4.71)
 (111 голосов)
Поделиться статьей
Тигран Мелоян

Аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ, аспирант Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ

Аналитическая записка №59 / 2025

Отношения между Россией и Арменией на протяжении большей части истории отличались особой открытостью, высоким уровнем доверия и теплотой, обусловленной близостью между двумя народами. Вместе с тем с 2022 г. в двусторонних отношениях наступило охлаждение. С одной стороны, определенный отпечаток оставила Вторая карабахская война и ее итоги, с другой — сыграл роль тот факт, что возросло количество внешнеполитических вызовов для России. Оба фактора оказали значимое влияние на состояние российско-армянских отношений и на положение дел на Южном Кавказе в целом.

Текущие мировые политические процессы заставили Россию и Армению пересмотреть подходы к двустороннему взаимодействию. Москва стала уделять больше внимания развитию экономических связей с другими региональными игроками, с которыми поддерживает конструктивные отношения — Азербайджаном и Турцией. Тем временем Ереван ставит в приоритет получение прочных гарантий безопасности.

Москве и Еревану на данном этапе пока нечего предложить друг другу по таким важным вопросам, как политическая лояльность и военная поддержка. Геополитическая турбулентность обнажила проблемы в способности России и Армении соответствовать взаимным ожиданиям, в результате чего отношения двух стран подвергаются серьезной эрозии. Изначально она наблюдалась в отдельно взятой сфере — военно-политической, однако с принятием законопроекта «О начале процесса вступления Республики Армения в Европейский союз» существует риск ее распространения на весь комплекс двусторонних отношений. Вместе с тем даже в условиях нынешнего кризиса представители России неоднократно заявляли о том, что продолжают рассматривать Армению в качестве союзника на Южном Кавказе, а также о том, что настроены на конструктивный диалог с Ереваном.

Для перезагрузки взаимодействия двух стран прежде всего необходимо начать с восстановления доверия. Это определяющий фактор и недостающий элемент в современных российско-армянских отношениях, без которого у сторон будет сохраняться доля скепсиса к действиям друг друга.

Для возвращения отношений России и Армении на прежний уровень недостаточно желания и возможностей одной лишь Москвы — требуются встречные шаги со стороны Еревана. В условиях противостояния России и Запада постоянное маневрирование Армении препятствует комплексной перезагрузке имеющихся связей. В определенный момент Ереван может оказаться в ситуации, когда нужно будет выбирать, по какой траектории следовать далее. Одновременное членство Армении в ЕАЭС и ЕС, а также наращивание военно-политического взаимодействия Еревана с Западом, который ставит своей целью стратегическое поражение России, технически невозможны и неприемлемы для Москвы.

Не исключено, что в перспективе окно возможностей для южнокавказской республики откроется, и Армения сможет примерить на себя роль «стыковой зоны» евразийского и европейского экономических пространств. В текущих международных реалиях подобная опция невозможна. Между тем, каким бы ни был политический фон, неизменно то, что Армения — важный союзник России в регионе. Обе стороны на протяжении долгих лет закладывали договорно-правовой фундамент в самых разных областях. Все это необходимо не только сохранять и преумножать, но и адаптировать под меняющуюся международную обстановку. Новое наполнение союзнических отношений двух стран должно соответствовать международным реалиям и отвечать взаимным ожиданиям.

Аналитическая записка №59 / 2025

Отношения между Россией и Арменией на протяжении большей части истории отличались особой открытостью, высоким уровнем доверия и теплотой, обусловленной близостью между двумя народами. Вместе с тем с 2022 г. в двусторонних отношениях наступило охлаждение. С одной стороны, определенный отпечаток оставила Вторая карабахская война и ее итоги, с другой — сыграл роль тот факт, что возросло количество внешнеполитических вызовов для России. Оба фактора оказали значимое влияние на состояние российско-армянских отношений и на положение дел на Южном Кавказе в целом.

Текущие мировые политические процессы заставили Россию и Армению пересмотреть подходы к двустороннему взаимодействию. Москва стала уделять больше внимания развитию экономических связей с другими региональными игроками, с которыми поддерживает конструктивные отношения — Азербайджаном и Турцией. Тем временем Ереван ставит в приоритет получение прочных гарантий безопасности.

Москве и Еревану на данном этапе пока нечего предложить друг другу по таким важным вопросам, как политическая лояльность и военная поддержка. Геополитическая турбулентность обнажила проблемы в способности России и Армении соответствовать взаимным ожиданиям, в результате чего отношения двух стран подвергаются серьезной эрозии. Изначально она наблюдалась в отдельно взятой сфере — военно-политической, однако с принятием законопроекта «О начале процесса вступления Республики Армения в Европейский союз» существует риск ее распространения на весь комплекс двусторонних отношений. Вместе с тем даже в условиях нынешнего кризиса представители России неоднократно заявляли о том, что продолжают рассматривать Армению в качестве союзника на Южном Кавказе, а также о том, что настроены на конструктивный диалог с Ереваном.

Для перезагрузки взаимодействия двух стран прежде всего необходимо начать с восстановления доверия. Это определяющий фактор и недостающий элемент в современных российско-армянских отношениях, без которого у сторон будет сохраняться доля скепсиса к действиям друг друга.

Для возвращения отношений России и Армении на прежний уровень недостаточно желания и возможностей одной лишь Москвы — требуются встречные шаги со стороны Еревана. В условиях противостояния России и Запада постоянное маневрирование Армении препятствует комплексной перезагрузке имеющихся связей. В определенный момент Ереван может оказаться в ситуации, когда нужно будет выбирать, по какой траектории следовать далее. Одновременное членство Армении в ЕАЭС и ЕС, а также наращивание военно-политического взаимодействия Еревана с Западом, который ставит своей целью стратегическое поражение России, технически невозможны и неприемлемы для Москвы.

Не исключено, что в перспективе окно возможностей для южнокавказской республики откроется, и Армения сможет примерить на себя роль «стыковой зоны» евразийского и европейского экономических пространств. В текущих международных реалиях подобная опция невозможна. Между тем, каким бы ни был политический фон, неизменно то, что Армения — важный союзник России в регионе. Обе стороны на протяжении долгих лет закладывали договорно-правовой фундамент в самых разных областях. Все это необходимо не только сохранять и преумножать, но и адаптировать под меняющуюся международную обстановку. Новое наполнение союзнических отношений двух стран должно соответствовать международным реалиям и отвечать взаимным ожиданиям.

Российско-армянское взаимодействие на современном этапе, 6,5 Мб

Оценить статью
(Голосов: 111, Рейтинг: 4.71)
 (111 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся