Все многообразие политических мнений о желаемом будущем ЕС можно объединить в 4 сценария: «больше Евросоюза», «меньше Евросоюза», «консолидация Евросоюза» и «гибкий Евросоюз». Эти процессы представляют существенную угрозу внутренней стабильности ЕС. Каждый из вариантов нацелен на достижение образа будущего, желательного для одних сил в Союзе и малоприемлемого для других. Объективная реальность системного кризиса подталкивает элиты стран ЕС к выбору finalité европейской интеграции, выбору, от которого им удавалось уклоняться многие десятилетия.
Европейский союз потрясла череда кризисов, которая дала повод некоторым экспертам в очередной раз заговорить о закате Европы. Кризис зоны евро вскрыл блок экономических проблем, требующих повышения глобальной конкурентоспособности экономики ЕС.
В последние годы резко увеличилось количество академических размышлений и политических мнений о желаемом будущем Евросоюза. Все их многообразие с некоторой долей условности можно объединить в четыре сценария: «больше Евросоюза», «меньше Евросоюза», «консолидация Евросоюза» и «гибкий Евросоюз». Эти процессы представляют существенную угрозу внутренней стабильности Евросоюза. Каждый из этих вариантов развития нацелен на достижение определенного образа будущего, желательного для одних политических сил в Союзе и малоприемлемого для других. Объективная реальность системного кризиса подталкивает элиты стран ЕС к выбору finalité европейской интеграции, выбору, от которого им удавалось уклоняться многие десятилетия.
4 сценария
1. Сценарий «меньше Евросоюза» предполагает не просто отказ от идеи «все более тесного союза».
2. Сценарий «больше Евросоюза» означает резкий скачок вперед к полноценной федерации, пусть даже будут говорить не о ней, а о «настоящем ЭВС», «налоговом союзе», «политическом союзе» и т.п.
3. Стратегия «консолидации Евросоюза» предполагает осмысление и тонкую настройку того, что уже сделано.
4. «Гибкий Евросоюз». «Гибкая интеграция».
Рекомендации
- Текущий системный кризис в отношениях России и стран Запада затрудняет формулирование долгосрочных приоритетов на европейском направлении. События последних месяцев позволяют предположить, что Москва готова вести субстантивную работу по нормализации отношений со странами Европы.
- Продолжение политики «поворота на Восток» и создание самостоятельного полюса роста в Евразии посредством развития Евразийского экономического союза потребуют от России серьезных политических и экономических ресурсов. В этом контексте для Москвы важна предсказуемость отношений с Европейским союзом как одним из основных торгово-экономических партнеров и важным внешнеполитическим актором.
- Избирательное сотрудничество при условии взаимного уважения суверенитета и безусловного равенства сторон – наилучший из возможных вариантов развития отношений Россия – ЕС в среднесрочной перспективе. В случае прогресса на восточном и евразийском направлениях реальной может стать долгосрочная перспектива построения общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана, которое объединит рынки Евразии, АТР и Европы за счет гармонизации интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе, «Экономическом поясе Шелкового пути» и Европейском союзе.
- При таком варианте развития событий Россия будет заинтересована в сохранении стабильности и эффективности функционирования Евросоюза, а также в умеренно позитивном экономическом развитии его государств-членов. Любая дестабилизация ЕС будет означать рост рисков экономического, политического и даже военно-политического характера прежде всего в регионе Центральной Европы. Не исключено и усиление влияния в Европе Соединенных Штатов.
- Оптимальной для России можно считать ситуацию, при которой возрастут влияние и способность крупных стран Евросоюза вносить вклад в обеспечение стабильности и управляемости на его внутренней периферии. Трансформация ЕС в систему «ядра и периферии» в наибольшей степени соответствует этим параметрам. Благоприятное развитие событий даст возможность выстраивания прагматических отношений с ядром ЕС при сохранении тактической свободы маневра на уровне двусторонних отношений.
Четыре сценария европейской интеграции, 1,1 Мб