Аналитическая записка №39 / 2022
По материалам конференции «Человеческая мобильность в условиях пандемии COVID-19», организованной Российским советом по международным делам (РСМД) совместно с Центром перспективных социальных исследований РАНХиГС 17 декабря 2021 г.
Аналитическая записка №39 / 2022
По материалам конференции «Человеческая мобильность в условиях пандемии COVID-19», организованной Российским советом по международным делам (РСМД) совместно с Центром перспективных социальных исследований РАНХиГС 17 декабря 2021 г.
Выводы и рекомендации
Со второй половины 2020 г. наблюдается постепенное сокращение миграционного прироста населения России. На сегодняшний день он не способен компенсировать масштабы естественной убыли населения, драматично возросшие в период пандемии. Ожидается, что миграционные потоки в скором времени постепенно вернутся на доковидный уровень, однако этих значений в любом случае будет явно недостаточно для восполнения населения.
Трудовые потоки, обеспечивающие на сегодняшний день значительную часть миграционного прироста населения, исходят преимущественно из Средней Азии. В краткосрочной перспективе ожидается, что миграционное партнерство со странами ЕАЭС приобретет более прагматичные формы.
В первую очередь речь идет о двух моментах: общей пенсионной системе и гармонизации налогового законодательства. Ожидается, что с введением этих мер количество мигрантов, желающих получить документы на постоянное (гражданство) или долгосрочное (РНР) пребывание в России, возрастет.
В то же время в странах СНГ, в частности, в Узбекистане, намечаются перспективы экономического развития (в том числе за счет российских инвестиций), что будет благоприятствовать созданию новых рабочих мест, и, соответственно, подтолкнет население отказываться от миграции в пользу осуществления трудовой деятельности в своей стране. Эти процессы могут привести в будущем к необходимости для России искать новые источники восполнения дефицита рабочей силы.
На данный момент на российском рынке 2,2 миллиона незаполненных вакансий, что является самым высоким показателем с 2014 г. Число открытых рабочих мест примерно в два раза превышает число желающих трудоустроиться. Из этих вакансий около 68% приходятся на сферу неквалифицированного физического труда, притом что в условиях пандемии увеличивается спрос на удаленные формы занятости. Это оказало влияние на международный рынок труда в целом. Последствием этого может стать сокращение реальной трудовой миграции при одновременном росте возможностей занятости.
Как видим, недавние политические решения об ограничении привлечения иностранных работников на российский рынок труда были приняты на фоне роста естественной убыли населения и нарастающего дефицита рабочей силы. Другая тревожная тенденция последнего времени — уменьшение внутренней миграции населения, начавшееся в 2019 г. и продолжающееся достаточно быстрыми темпами (на 15% за 3 года). Причины такого снижения остаются неясными.
Политические решения в сфере миграции характеризуются медленной либерализацией. Последняя проявила себя в период пандемии, когда были введены упрощенные режимы для трудовых мигрантов. Есть основания полагать, что наметившийся тренд на либерализацию и усиление гибкости в управлении миграционными процессами сохранится. Большое количество мигрантов на сегодняшний день находятся в нелегальном поле. Согласно данным официальной статистики, в первом квартале 2021 г. 72% трудовых мигрантов имели право выйти на легальный рынок труда, но лишь немногие из них реализовали возможность. Это может быть связано с тем, что мигранты не чувствуют себя вправе претендовать на легальные условия занятости на российском рынке труда. Определенные надежды на улучшение ситуации можно возлагать на начавшийся процесс цифровизации процедур трудоустройства. Усилия Министерства труда Российской Федерации по внедрению электронной системы «Работа в России» коррелируют с растущей долей мигрантов, пользующихся для трудоустройства сетью Интернет. Данный процесс может способствовать выводу трудовых отношений из серой зоны и постепенной легализации рынка иностранного труда в России.
Параллельно с либерализацией наблюдается тренд на усиление контроля за пребыванием и рабочей деятельностью мигрантов, в частности, за счет планируемого введения новых мер их учета. Это усложнит вход мигрантов в легальное трудовое поле и может повлечь за собой рост нелегальной занятости, что уже наблюдалось в предыдущие десятилетия. Мигранты чаще россиян страдают от правовой и социальной незащищенности.
В условиях пандемии приезжие оказались в более уязвимом финансовом положении, чем россияне. Согласно результатам опросов, в новой ситуации мигранты чаще теряли работу по сравнению с российскими гражданами, чаще переживали падение уровня доходов, ухудшение качества жизни.
Помимо этого, в период пандемии мигранты чаще сталкивались с риском заражения COVID-19, так как многие из них заняты в сферах труда, предполагающих физическую мобильность. По данным исследований, большая уязвимость мигрантов связана с меньшим доступом к сфере здравоохранения, менее удовлетворительными санитарно-гигиеническими условиями и проживанием в условиях большей плотности, что увеличивает риск распространения болезни. Несмотря на включение прибывших в эпидемиологические мероприятия, актуальных данных о состоянии здоровья иностранных граждан на текущий момент нет. Более адекватное представление о ситуации (и, соответственно, возможность принять необходимые адресные меры в отношении мигрантов) могла бы дать развернутая медицинская статистика.
Сегодня Россия нуждается в комплексной системе интеграции и адаптации мигрантов, а также в более масштабном государственном финансировании подобных проектов. Развитие такой системы и ее обеспечение ресурсами могло бы отчасти устранить или смягчить отмеченные выше проблемы. Министерство внутренних дел Российской Федерации, ответственное за разработку и реализацию миграционной политики, выполняет важную работу в области контрольных функций. Но МВД в одиночку не обладает ресурсами для эффективной системы управления миграционными потоками, балансировки спроса и предложения на рынке труда, адаптации и интеграции мигрантов. Призывы к сокращению притока иностранной рабочей силы не учитывают ни демографических и миграционных тенденций, ни ситуации на рынке труда. Создание гражданского ведомства позволило бы вывести задачу интеграции мигрантов в отдельную сферу, отделить ее от вопросов контроля, выработать миграционную политику, более чувствительную к текущим социально-экономическим процессам и более ориентированную на цели модернизации экономики.
Человеческая мобильность в эпоху пандемии, 790 Кб