В 2016 г. вышла новая Концепция внешней политики России. Отсутствие понятия «Балканы», «Сербия», «Юго-Восточная Европа» в ее тексте наглядно отражает степень влияния России и имеющихся на этот счет соображений. Говорится лишь о «Европе», «Евро-Атлантическом регионе». Впрочем, называть Балканы частью евроатлантики тоже было бы не совсем верно, поскольку за последние годы в регионе значительно выросло экономическое, политическое и идеологическое влияние других важных игроков, в том числе новых игроков. Это, прежде всего, Китай, а также Турция и ряд ближневосточных государств.
Наличие на фрагментированном постконфликтном балканском пространстве большого числа игроков, имеющих расходящиеся интересы, показывает, что ситуацию в регионе корректнее оценивать не в парадигме конфликта «Россия — Запад» или «Россия — Запад — Китай», а в парадигме многосторонней конкуренции, которая при определенных обстоятельствах может эволюционировать до описанного Т. Гоббсом «естественного состояния».
Эти обстоятельства вынуждают произвести детальное рассмотрение присутствующих в этом сложном регионе игроков и их интересов. Данный анализ необходим как в теоретическом, так и практическом отношении. Он позволит обозначить весь комплекс существующих в регионе противоречий, определить точки совпадения и расхождения интересов для экспертного диалога, снизить вероятность повторения конфликтов в регионе. С точки зрения интересов России данный анализ поможет более точно оценить позиции России в Юго-Восточной Европе и выработать стратегию взаимоотношений со странами региона.
В 2016 г. вышла новая Концепция внешней политики России. Отсутствие понятия «Балканы», «Сербия», «Юго-Восточная Европа» в ее тексте наглядно отражает степень влияния России и имеющихся на этот счет соображений. Говорится лишь о «Европе», «Евро-Атлантическом регионе». Впрочем, называть Балканы частью евроатлантики тоже было бы не совсем верно, поскольку за последние годы в регионе значительно выросло экономическое, политическое и идеологическое влияние других важных игроков, в том числе новых игроков. Это, прежде всего, Китай, а также Турция и ряд ближневосточных государств.
Наличие на фрагментированном постконфликтном балканском пространстве большого числа игроков, имеющих расходящиеся интересы, показывает, что ситуацию в регионе корректнее оценивать не в парадигме конфликта «Россия — Запад» или «Россия — Запад — Китай», а в парадигме многосторонней конкуренции, которая при определенных обстоятельствах может эволюционировать до описанного Т. Гоббсом «естественного состояния».
Эти обстоятельства вынуждают произвести детальное рассмотрение присутствующих в этом сложном регионе игроков и их интересов. Данный анализ необходим как в теоретическом, так и практическом отношении. Он позволит обозначить весь комплекс существующих в регионе противоречий, определить точки совпадения и расхождения интересов для экспертного диалога, снизить вероятность повторения конфликтов в регионе. С точки зрения интересов России данный анализ поможет более точно оценить позиции России в Юго-Восточной Европе и выработать стратегию взаимоотношений со странами региона.
Почему Балканы важны для России?
Уход России с Балкан означает утрату позиций на юго-востоке Европы, что ограничит возможности действий в Средиземноморье. Это приведет к росту давления ЕС и НАТО на Закавказские республики и Белоруссию. Потеря Балкан сузит пространство для маневра России в отношениях с Турцией, укрепляющей положение в Юго-Восточной Европе. Ослабнут переговорные позиции с Китаем, для которого Балканы – финальная и практически неизвестная с точки зрения культуры и восприятия точка маршрута «Нового Шелкового пути». Россия потеряет одно из ключевых полей на своем «игровом поле», что приведет к сжиманию пространства вокруг ее «штрафной площади».
Содержание проекта: