Оценить статью
(Голосов: 48, Рейтинг: 3.67)
 (48 голосов)
Поделиться статьей
Артур Хетагуров

Независимый аналитик рынков вооружений

Сейчас можно констатировать, что, несмотря «болезни роста», Украина при содействии западных партнеров к концу второй декады 2000-х гг. обеспечила формирование национальной системы информационной и кибербезопасности с развитой нормативно-правовой базой, интегрированными на межведомственном уровне профильными структурами органов государственной власти и силовых структур, активно развивающейся технической инфраструктурой. Довольно серьезным потенциалом также обладают оказывающие содействие госструктурам патриотические хакерские группы, интернет-активисты и волонтерские организации, ставшие практически незаменимым инструментом для проведения различных акций в киберпространстве. По оценке немецкого издания «Die Welt», «индустрия безопасности [в Украине] как никогда процветает не в последнюю очередь благодаря хакерским взломам BlackEnergy и Notpetya [масштабные кибератаки в 2015–2017 гг. на инфраструктурные объекты и госведомства], …а украинские хакеры в огне кибервойны превратились в собственный бренд».

Потенциал и компетенции Украины в сфере информационной и кибербезопасности

До 2014 г. вопросы информационной безопасности и киберзащиты, безусловно, занимали определенное место в системе обеспечения государственной безопасности Украины, но не были приоритетными. Нормативно-законодательная база и инфраструктура обеспечения информационной безопасности оставались недостаточно развитыми.

С кардинальной сменой государственного устройства Украины после «Революції Гідності» 2014 года и парадигмы внутренней и внешней политики, особенностью государственной политики Украины в целом и в сфере национальной безопасности в частности стало позиционирование себя в качестве «форпоста западного мира против российской угрозы». Соответственно, в сфере обеспечения безопасности государства в информационной сфере и кибербезопасности украинскими политиками в качестве основной задачи выдвигалось противостояние «российской информационной агрессии», ведущейся в рамках «гибридной войны» против Украины. Как заявлял председатель Госспецсвязи Украины Валентин Петров в ходе презентации национальной информационной кампании по кибербезопасности в марте 2020 г., Украина находится «на передовой борьбы с умным, оснащенным, хитрым и агрессивным врагом».

Акцент на обеспечении национальной безопасности в информационной сфере и киберпространстве инициировал коренное реформирование нормативно-правовой базы, а также довольно масштабную перестройку системы государственного управления Украины в данной сфере и создание принципиально новых структур.

В контексте пропагандируемого на государственном уровне противостояния «российской информационной агрессии» отличительной чертой государственной политики и выстраиваемой национальной системы информационной и кибербезопасности Украины стала декларируемая опора на широкую общественную поддержку и развитие механизмов частно-государственного партнерства. В наиболее радикальных формах это выражается в привлечении к проводимым украинскими госструктурами пропагандистским акциям в информационной сфере, а также подрывным акциям в сети Интернет формализованного украинского хакерского сообщества (интернет-активистов и хакерских групп — так называемых хактивистов) и патриотических общественных/волонтерских движений и объединений. При этом немалую часть таких акторов составляют «проекты», непосредственно созданные и координируемые украинскими спецслужбами.

Украина, являющаяся примером беспрецедентного уровня внешнеполитической интегрированности своих государственных институтов с госструктурами США и других стран НАТО, формирует государственную политику, нормативно-правовую базу и инфраструктуру в сфере кибербезопасности под эгидой стратегического партнерства с США и НАТО и интеграцией в европейскую систему безопасности. Основополагающими нормативно-правовыми актами Украины, регламентирующими основные принципы и направления государственной политики в сфере кибербезопасности, декларирована приоритетность применения и внедрения европейских и мировых практик и стандартов.

Такая тесная связь развития национального потенциала Украины в сфере кибербезопасности с сотрудничеством с США и другими странами НАТО закономерно выражается в использовании ее информационных систем и инфраструктуры западными партнерами в целях апробации на них передовых технических решений и информационных технологий. В данной связи председатель Госспецсвязи Украины Валентин Петров не без гордости отмечал, что Украина «является испытательным полигоном, поскольку на многих наших объектах используются современные технологии и оборудование, которые используются во всем мире, в европейских странах, в Великобритании, в Соединенных Штатах». По образной оценке независимых западных экспертов по кибербезопасности, Украина стала для западных стран «лабораторией в области киберзащиты» и «идеальной «песочницей» для всех желающих протестировать новые виды кибернетических вооружений, тактик и инструментов».

Сейчас можно констатировать, что, несмотря «болезни роста», Украина при содействии западных партнеров к концу второй декады 2000-х гг. обеспечила формирование национальной системы информационной и кибербезопасности с развитой нормативно-правовой базой, интегрированными на межведомственном уровне профильными структурами органов государственной власти и силовых структур, активно развивающейся технической инфраструктурой. Довольно серьезным потенциалом также обладают оказывающие содействие госструктурам патриотические хакерские группы, интернет-активисты и волонтерские организации, ставшие практически незаменимым инструментом для проведения различных акций в киберпространстве. По оценке немецкого издания «Die Welt», «индустрия безопасности [в Украине] как никогда процветает не в последнюю очередь благодаря хакерским взломам BlackEnergy и Notpetya [масштабные кибератаки в 2015–2017 гг. на инфраструктурные объекты и госведомства], …а украинские хакеры в огне кибервойны превратились в собственный бренд».

Адрес проекта: russiancouncil.ru/cyberukraine

Оценить статью
(Голосов: 48, Рейтинг: 3.67)
 (48 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся