Краткая версия

28 сентября в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках конференции "Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность" прошла лекция члена РСМД, главного редактора журнала "Россия в глобальной политике" Федора Лукьянова. В своем выступлении Ф. Лукьянов отметил роль РСМД в проведении международных исследований в России и высказал мысль о том, что резолюция ООН по Сирийскому кризису, принятая в ночь на 28 сентября 2013 г., положила начало новому периоду в истории международных отношений, который можно назвать "возвращение большой дипломатии" и который пришел на смену периоду "конца истории", по выражению Ф. Фукуямы, последовавшему после холодной войны.

Полная версия

28 сентября в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках конференции «Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность» прошла лекция члена РСМД, главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова.

В своем выступлении Ф. Лукьянов отметил роль РСМД в проведении международных исследований в России и высказал мысль о том, что резолюция ООН по Сирийскому кризису, принятая в ночь на 28 сентября 2013 г., положила начало новому периоду в истории международных отношений, который можно назвать «возвращение большой дипломатии» и который пришел на смену периоду «конца истории», по выражению Ф. Фукуямы, последовавшему после холодной войны.

По мнению Ф. Лукьянова, предшествующий период характеризовался моральной гегемонией США и стран Запада, которые стремились свернуть страны, выпадавшие из основного идеологического фарватера на «единственный верный путь». В любом конфликте выбиралась «правая» сторона, интересы которой необходимо было защитить, одновременно наказав «виновную» сторону. При этом гуманистическая идеология сочеталась с мощной военной машиной, которая применялась для так-называемых «гуманитарных интервенций», примером чему могут служить конфликты в Югославии, Косово, и, отчасти, Ираке. Апофеозом подобной политики стало вторжение в Ливию, когда Запад, по сути, открыто поддержал одну из сторон в гражданской войне, против которой ему же (в лице Франции) пришлось чуть позже воевать в Мали. В дипломатическом же плане, прошедший период характеризовался заранее известным итогом всех конфликтов, когда предметом обсуждения, являлись лишь условия капитуляции условно виновной стороны.

В Сирии данный сценарий дал сбой: благодаря российской инициативе вторжения удалось избежать. Можно говорить о том, что дипломатия вернулась к своему изначальному предназначению, а именно решению вопросов войны и мира. При этом, как отметил Ф. Лукьянов, в новом периоде существенно возрастет влияние восходящих региональных держав, таких как Бразилия, Турция, Индия, Иран, Мексика, и др. России же предстоит определиться со своей ролью, с учетом новых обстоятельств, и, возможно, сосредоточиться на наиболее приоритетных для себя направлениях, таких как развитие Сибири и Дальнего Востока и усилении своего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Директор Института Латинской Америки РАН, член РСМД, Владимир Давыдов рассказал присутствующим о совместном проекте Совета и ИЛА РАН «Россия и Мексика: новые двусторонние отношения» и отметил, что Мексика находится в центре внешней политике США, которые рассматривают эту страну как противовес набирающей вес в регионе Бразилии.

Чрезвычайный и полномочный посол России в Мексике (2005-2012) Валерий Морозов высказал мнение о том, что Мексика уже уступила Бразилии лидерство в регионе. В своем выступлении В. Морозов также проанализировал возможные сферы взаимодействия России и Мексики и предположил, что Мексика, с учетом ее режима свободной торговли с США, могла бы стать плацдармом для выхода российских компаний на американский рынок.

Также в рамках конференции для студентов и сотрудников факультета международных отношений СПбГУ, программный координатор РСМД Николай Маркоткин провел презентацию деятельности Российского совета по международным делам.