Арктика и мир

Канадские автономисты: восход и закат Акадийской партии

14 мая 2018

В отличие от квебекской, акадийская этнокультурная общность в Канаде является миноритарной и находится под угрозой языковой и культурной ассимиляции. Начиная с 1960-х гг. в акадийском обществе все более популярными становились националистические идеи, в итоге отразившиеся в программе Акадийской партии. Тем не менее политический проект, предложенный националистами в 1970-х гг., не нашел широкой поддержки среди акадийцев.

Приморские провинции Канады (Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда) являются вторым по численности франкоязычным регионом в Северной Америке после провинции Квебек. Франкоязычное население этого региона (акадийцы) обладает собственной уникальной идентичностью и представляет собой самостоятельную этнокультурную общность в Канаде. Вплоть до середины ХХ в. акадийцы занимали аутсайдерские позиции по сравнению с представителями англоязычного большинства, будучи мелкими собственниками земли, фермерами, или наемными рабочими в различных отраслях хозяйства (лесная промышленность, кораблестроение, бумажно-целлюлозная отрасль, рыболовство).

Беспрецедентная в истории Северной Америки депортация жителей бывшей французской колонии Акадия, осуществленная британской колониальной администрацией в 1755-1763 гг., является одним из самых трагических событий в истории Канады. После этих трагических событий акадийцы были изгнаны из колонии, лишены земель и имущества и расселены преимущественно в англоязычных колониях Америки. В дальнейшем части выходцев из Акадии удалось вернуться домой. Депортация разрушила как экономическую основу существования акадийского сообщества, так и основные социальные структуры. Депортация стала новой «точкой отсчета» в акадийской истории и в дальнейшем сыграла важнейшую роль в формировании мифа об общем происхождении.

События 1755-1763 гг. стали незаживающей раной в коллективной памяти акадийцев. В дальнейшем депортация стала важнейшим мифом, на основе которого акадийские и франкоканадские интеллектуалы конструировали акадийскую идентичность в XIX-XX вв. Также эти события сыграли огромную роль в процессе формирования современного акадийского национализма, будучи живым, часто семейным глубоко переживаемым опытом, доказывавшим реальность угрозы ассимиляции.

В 1960 г. премьер-министром Нью-Брансуика стал лидер Либеральной партии провинции акадиец Луи Робишо. В основе его предвыборной программы лежал лозунг «Равные шансы для всех» (Chances égales pour tous), подразумевавший идеи социальной и культурно-языковой справедливости. Одной из первых реформ Робишо стала реформа государственного школьного образования, что привело к созданию в провинции системы франкоязычных школ. Наиболее важным шагом правительства Робишо стало принятие закона «Об официальных языках Нью-Брансуика» (Loi sur les langues officielles du Nouveau-Brunswick) в 1969 г. Согласно статье 11 данного закона, все услуги, оказываемые государственными органами, должны были предоставляться населению на французском и английском языках. Таким образом Нью-Брансуик стал единственной провинцией в Канаде, где осуществлен принцип двуязычия. Однако меры, предложенные правительством Робишо, не удовлетворяли наиболее радикально настроенных акадийцев. В результате чего была создана Акадийская партия (Parti acadien) (далее АП), предложившая суверенистский проект.

Десятилетие правления Либеральной партии Нью-Брансуика во главе с Л. Робишо принято называть в канадской историографии «тихой революцией». В 1960 г. премьер-министром Нью-Брансуика стал лидер Либеральной партии провинции Луи Робишо, самый молодой премьер-министр в истории Канады (34 года). Вместе с ним 6 постов в правительстве также заняли акадийцы. В основе его предвыборной программы лежал лозунг «Равные шансы для всех» ("Chances égales pour tous".

Закон нашел поддержку со стороны большинства акадийцев и части англоговорящих граждан. Однако реакция на него различных политических сил была не столь однозначной. Одним из свидетельств этого служит письмо, направленное в адрес премьер-министра Л. Робишо: «Канадская лоялистская Ассоциация желает поздравить вас с тем, с каким мастерством вы обманули народ Нью-Брансуика… Ваш бесчувственный, дегенеративный и губительный закон “Об официальных языках” – одно из худших зол, которое когда-либо обрушивалось на граждан провинции». При этом эффективность правоприменительной практики этого закона не была высокой ни в 1970-х, ни в 1980-х гг.: «Даже спустя десять лет после объявления в Нью-Брансуике французского официальным языком франкофонному меньшинству приходилось просить об услугах на материнском языке с «протянутой рукой» .

Важным продолжением закона 1969 г. стало принятие Законодательной ассамблеей провинции в 1981 г. так называемого «Закона 88» – «О признании равенства двух официальных языковых сообществ в Нью-Брансуике» (Loi reconnaissant l’égalité des deux communautés linguistiques officielles du Nouveau-Brunswick). Во многом этот правовой акт был обусловлен резолюцией Акадийского конгресса 1979 г. Главной темой обсуждения на нем стал инициированный Акадийской партией вопрос о создании акадийской провинции в рамках Канадской Конфедерации. Примечательно, что большинство делегатов высказалось в пользу акадийской автономии. Перед правительством Нью-Брансуика вставала необходимость отреагировать на этот политический шаг.

В результате важнейшим отличием закона 1981 г. от закона 1969 г. стало появление нового понятия «языковое сообщество» (communauté lingvistique). Фактически это означало признание существования и прав акадийского сообщества. Таким образом, новый закон стал серьезным шагом вперед по сравнению с эпохой «тихой революции». Гарантируя языковое равенство, закон распространял свое влияние не только на государственные органы и те услуги, которые они оказывали населению, но и на гуманитарную сферу и культуру. Окончательно статус французского языка в Нью-Брансуике был закреплен принятием Канадой в 1982 г. «Хартии прав и свобод» (Сharte canadienne des droits et libertés). В ней отдельно оговаривалось равенство английского и французского языка при употреблении в парламенте провинции Нью-Брансуик; право употреблять там эти языки на всех стадиях судебного процесса; право получать от служб законодательного собрания и правительства информацию на любом из языков [6 c. 473]. Этот конституционный акт гарантировал языковое равенство жителям Нью-Брансуика как на провинциальном, так и на федеральном уровне. Тем не менее государственных мер, направленных на формирование условий «языкового равенства», было недостаточно. Английский язык продолжал использоваться в большей части сфер публичной деятельности. Даже несмотря на то, что положения закона 1969 г. были подтверждены Конституционным актом 1982 г., ситуация с языковыми правами в провинции практически не изменилась.

Появление АП на политической арене провинции свидетельствует о неудовлетворенности части акадийского общества Законом «Об официальных языках Нью-Брансуика». Важным фактором, повлиявшим на создание АП, стал рост радикальных сепаратистских настроений среди акадийской молодежи. В этот период в Национальном обществе акадийцев (НОА) выделяется группа молодых «реформистов», настроенных на конфронтацию с традиционной акадийской элитой. Центром сосредоточения молодых акадийских интеллектуалов и «реформистов» из НОА стал Монктонский университет, где большинство студентов открыто заявляли о недовольстве доминированием во многих публичных сферах англоговорящего населения. Традиционная акадийская элита в лице представителей католического духовенства, бизнесменов и политических деятелей не разделяла подобных настроений акадийской молодежи. Позицию старшего поколения можно характеризовать как «реалистичную», так как, по их мнению, не стоило забывать о миноритарности акадийского сообщества в регионе. Главным выразителем настроений и идеи традиционной акадийской элиты стала газета «Эванжелин». Но, по всей видимости, остановить политический раскол уже было невозможно, так как, по мнению молодых националистов, «буржуазная интеллигенция стала глуха к требованиям молодежи и движению, которое выходит из тени» [7 c. 3]. Молодые акадийские радикалы опасались, что политическое поведение «старшего поколения», направленное на поиски компромисса, могло «навсегда заморозить» низкий статус акадийцев. Стоит отметить, что расхождения с традиционной элитой молодых акадийских интеллектуалов имели и поколенческую составляющую. «У нашей элиты концепция как у евреев во времена Моисея: у нас есть вожди, которые спустились к нам с небес и которые мгновенно получили власть и авторитет» [8].

В декабре 1967 г. в стенах Монктонского университета появляется студенческая газета «Насекомое» (L’Insecte). Она распространялась за пределами территории кампуса – не только в Монктоне, но и в других акадийских городах провинции. Редакция газеты заявляла о своей оппозиционности как к правительству провинции, так и к традиционной акадийской элите и часто говорила в редакционных материалах от лица всего «акадийского народа» и «народных масс». В 1969 г. под эгидой Студенческой федерации университета появляется другое оппозиционное издание – газета «Усы» (Moustache). В 1970 г. студенты университета начинают издавать еще одну газету – «Эмбрион» (Embrion). Все три издания придерживались националистических позиций, говорили об угрозе ассимиляции и в той или иной мере использовали сепаратистскую риторику. Очень четко и характерно настроения этих изданий выражает редакционная статья первого номера газеты «Эмбрион»: «Мы чувствуем скромное, но грандиозное желание – его необходимо реализовать. Без литературы, которая утвердит наше существование, мы забудем о том, кто мы есть, и то, кем мы хотим быть. Это ассимиляция…» [9].

Во многом рост и развитие национализма среди акадийской молодежи связаны с влиянием квебекского индепендентского движения второй половины 1960-х гг. Напряженность между федеральным правительством и «остальной Канадой» (Rest of Canada), с одной стороны, и квебекским правительством и националистами – с другой, предопределили этнополитическую напряженность между акадийцами и англоязычным населением Приморского региона. Политические движения и партии, стоявшие на сепаратистской платформе и выступавшие за отделение от остальной Канады, появились в Квебеке с начала 1960-х гг.: среди них можно назвать «Объединение за национальную независимость» (Rassemblement pour l'indépendance nationale, РИН), «Фронт освобождения Квебека» (.

На рубеже 1960–1970-х гг. в лексикон квебекских и акадийских националистов входит пара терминов «колонизация – деколонизация», согласно которой франкоязычные территории Канады представляли собой колонии по отношению к англоязычной части страны и США. По всей видимости, влияние на умонастроения и взгляды квебекских и акадийских националистов оказала знаменитая книга участника восстания и войны в Алжире Ф. Фанона «Проклятьем заклейменные» , а также тексты французского философа тунисского происхождения А. Мемми. Понятие «колонизация» было необходимо радикальным силам, так как оправдывало политическую борьбу и легитимизировало попытку «освобождения от колониализма». Такого рода «антиколониализм» в равной мере была свойственен как квебекским сепаратистам, так и акадийским националистам.

В качестве примера сравним две цитаты, столь схожие по стилистике. Манифест квебекского РИН: «В наше время, когда народы сбрасывают колониальное ярмо и требуют полной независимости, Французская Канада больше не может соглашаться оставаться под экономическим и политическим гнетом иностранцев» . Вторая цитата принадлежит акадийскому националисту Б. Говину: «С 1713 г. мы рабы при английской доминации, проклятые колонизируемые люди» .

Впрочем, недовольство акадийской молодежи было связано и с трудной социально-экономической ситуацией. Представители «Общества акадийцев Нью-Брансуика» характеризовали ситуацию следующим образом: «… самые низкие доходы, самые незначительные инвестиции, самый высокий процент безработных, самая слабая социальная помощь, худшие средства связи и самый низкий процент детей, охваченных школьным обучением» . С этим выводом соглашается французский социолог Ален Ивен, который утверждает, что в 1970 г. 80 % акадийцев имели низкий или средний социальный статус и получали низкий доход при одном из самых низких уровней образования в Канаде .

Успехи Квебекской партии (6 депутатов было избрано в парламент Квебека в 1970 г. при 23 % электоральной поддержки) и рост национального движения в «Прекрасной провинции» подтолкнули акадийских интеллектуалов к созданию собственной партии. В 1972 г. как альтернатива существующим институтам была создана Акадийская партия. В основе ее идеологии лежала идея о разделении Нью-Брансуика по языковому принципу и создание новой административной единицы – Акадийской провинции. Член АП и политический активист А. Дюмон писал: «Наложите на карту Нью-Брансуика топографический планшет и проведите линию по диагонали от Гран-Со до Монктона. Потом проведите от одной точки до другой карандашом и напишите огромными буквами на этой части карты новое название – АКАДИЯ» . Риторика лидеров и рядовых активистов АП постоянно апеллировала категориями «колониализм» и «постколониализм», что мало чем отличало ее от риторики квебекских сепаратистов.

Проект по «отделению от Нью-Брансуика», предлагаемый представителями АП, имел несколько вариантов. Часть членов АП, поддерживающая тесные отношения с Квебекской партией, предлагала вхождение Акадии в независимое квебекское государство на тех или иных условиях. Другая группа призывала к созданию полностью независимого акадийского государства. Более умеренное крыло говорило об автономии в рамках провинции Нью-Брансуик. В итоге, за десять лет существования партии членами АП так и не было предложено единого индепендентского проекта. При этом все высказываемые предложения обладали одним и тем же слабым местом, так как не учитывали того, что северо-западные графства Нью-Брансуика, которые предполагалось отделить, были франкоязычными в основном на 60 %.

Помимо этого, в АП существовали и иные проблемы, такие как отсутствие яркого харизматичного лидера и постоянные внутрипартийные распри. Через три года после своего создания, на съезде 1975 г. партия отказалась от социалистической платформы в пользу более правоконсервативной. В течение всего периода деятельности лучшим результатом АП стало 12 тыс. голосов на выборах 1978 г. А уже в 1982 г. партия прошла процедуру самороспуска.

В результате националистический проект, призванный стать «мотором» этнополитической мобилизации, не нашел электоральной поддержки у акадийского населения. Попытка проведения политики этнического предпринимательства со стороны АП потерпела крах. В значительной мере это связано с тем, что политическая программа партии оттолкнула большинство акадийцев, так как предлагала слишком радикальные шаги. В то же время политический проект АП был нечетко сформулирован и не смог сыграть консолидирующую роль для акадийского сообщества. При этом, по всей видимости, деятельность радикальной АП подтолкнула правительство провинции принять Закон 88, придавший импульс политике языкового равенства на территории Нью-Брансуика.

***

С конца XIX в. акадийцы постепенно интегрировались в политическую жизнь провинции и страны и боролись за языковые и культурные права. Итогом этого процесса стало институциональное оформление языковых и культурных различий в Нью-Брансуике. Рост этнокультурной консолидации акадийцев пока что не привел к постановке вопроса об автономии или политическом суверенитете, за исключением неудачной попытки, предпринятой Акадийской партией. Ее появление на политической арене провинции свидетельствовало о неудовлетворенности части акадийского сообщества результатами принятия Закона «Об официальных языках Нью-Брансуика». В основе идеологии АП лежала идея разделения Нью-Брансуика по языковому принципу и создание новой административной единицы – Акадийской провинции. Националистический проект, призванный стать «мотором» этнополитической мобилизации, не нашел электоральной поддержки у акадийцев. В значительной мере это связано с тем, что политическая программа АП оттолкнула большинство из них, так как предлагала слишком радикальные шаги.

Не появилось и общего политического проекта, способного объединить все франкоязычные меньшинства Канады. Во многом это вызвано тем, что политические силы, представляющие Квебек – самый крупный франкоязычный регион Канады, всегда ориентировались исключительно на саму «Прекрасную провинцию». Все автономистские и индепендентские проекты квебекских политических акторов не касались проблем франкоязычных меньшинств Манитобы, Нью-Брансуика и т. д. Важнейшим итогом почти четырех десятилетий политической борьбы индепендентских сил в Квебеке (главным образом Квебекской партии) стало фактическое (но не юридическое) признание квебекцев «остальной Канадой» и федерального правительства – «особым обществом» (société distincte). В 2006 г. канадский парламент выпустил резолюцию, которая признавала квебекцев «нацией в составе единой Канады». Вместе с тем признание квебекцев «нацией» англоязычным большинством, федеральным парламентом и правительством заострило вопрос о характере и статусе франкоязычных сообществ вне Квебека. Именно это обстоятельство не позволяет полностью исключить вероятность возрождения Акадийской партии в политической жизни Нью-Брансуика.


Башкиров М. Б.доцент кафедры международных исследованийСВФУ


Robichaud L. Interview // Radio-Canada. 1965. Dec. 21. URL: Garlant R. E., Machum L. G. Promises, promises: an almanac of New Brunswick’s elections, 1870–1980. Saint-John, 1979. P. 43

Голубева-Монаткина Н. И. Французский язык в Канаде и США. Москва: КомКнига, 2005. C. 81

Cormier R. La jeunesse veut provoque le progres // L’Evangeline. 1968. 15 Août. P. 3

Leblanc P.-E. Radio-emission “Le Present” // Radio-Canada. 1970. 21 Août. URL: L’embrion. 1970. Décembre.

Hautecoeur J.-P. L'Acadie du discours. Québec, 1975. P. 157

Fanon F. Les damnés de la terre. Paris, 1961. 242 p.

Memmi A. Portrait du colonisé, précédé du portrait du colonisateur. Paris, 1968. 184 p.

D’Allemagne A. Le RIN et les débuts du mouvement indépendantiste québécois. Le R.I.N. de 1960 à 1963. Étude d'un groupe de pression au Québec. Montréal, 1974. P. 160

Док. фильм “Acadie, Acadie” / Perrault P., Brault M. Office National du film, 1971.

Société des Acadiens du Nouveau-Brunswick. Les Herities du Lord Durham. Moncton, 1977. P.53.

Dumont A. Rendez-nous notre terre // L’Acayen. 1972. Juin. P. 61.

Ouellette R. Le Parti acadien: De la fondation à la disparition, 1972–1982. Moncton, 1992. p.110