Блог Олега Шакирова

В соцсетях Россотрудничества, или мой ответ Константину Косачёву

29 октября 2014


Глава Россотрудничества Константин Косачёв дал интервью Ленте.ру. В частности разговор коснулся использования соцсетей в работе ведомства:



 



Вы сказали, что работаете с соцсетями. У вас есть аккаунты в Facebook, Twitter?



 



Да, у Россотрудничества есть, разумеется, все необходимые для такой работы аккаунты. В настоящее время некоторые из них переводятся на иностранные языки, думаю, до конца года это будет сделано. Что касается наших представительств — центров науки и культуры за рубежом — которые действуют в 80 странах, их сайты и аккаунты, разумеется, ведутся на местных языках.



 



А вы лично соцсетями пользуетесь?



 



Когда успеваю. Я зарегистрирован и в Twitter, и в Facebook. Но, я думаю, что для людей, занимающих значимые публичные позиции, очень сложно систематически лично уделять внимание аккаунтам в соцсетях. Я, во всяком случае, не успеваю, и для того, чтобы там регулярно появлялись обновления, требуется целый штат помощников. А наше агентство не настолько большое, чтобы кого-то отвлекать от основной работы на ведение моего личного аккаунта.



 



Несколько мыслей по этому поводу.



 



Нынешнего присутствия Российских центров науки и культуры в соцсетях абсолютно недостаточно. Аккаунты в Твиттере есть у дюжины РЦНК, а активно их ведут единицы. С Фэйсбуком ситуация несколько лучше количественно, но не лучше качественно - некоторые страницы есть, но давно заброшены. Ведомство, официально занимающееся "мягкой силой", обязано более эффективно использовать соцсети. Не потому что это веяние моды или капризная выдумка исследователей цифровой дипломатии. А потому что это реальный канал общения и распространения информации. Руководители РЦНК будут приятно удивлены, насколько соцсети позволят расширить их привычную аудиторию, что можно использовать, например, при организации мероприятий или проведении конкурсов. 



 



Поскольку мы говорим об использовании соцсетей в профессиональной деятельности, относиться к ним нужно со всей серьёзностью, а не по остаточному принципу. Начать может быть непросто, поскольку любые изменения устоявшегося порядка работы всегда встречают сопротивление. В связи с этим несколько практических советов по ведению аккаунтов:



 



Во-первых, должен быть человек непосредственно ответственный за работу в соцсетях. Безусловно, это не будет его единственным заданием, но нужно знать, с кого спрашивать.



 



Во-вторых, полезно иметь план публикаций на определённый срок, например, на месяц. Это позволит распределять рабочую нагрузку по времени и регулярно делать обновления.



 



В-третьих, что касается содержания, то минимальной обязательной задачей должно быть оповещение подписчиков обо всех публичных новостях РЦНК, в том числе обновлениях на сайте. Помимо этого можно выкладывать отчёты с прошедших мероприятий, делиться интересными материалами, касающимися сферы деятельности Россотрудничества. В идеале соцсети должны быть площадкой для интерактивного общения, когда пользователи могут задавать вопросы, предлагать какой-то контент, делиться фотографиями с мероприятий и участвовать в конкурсах или викторинах. Такая работа не должна занимать больше часа в день.



 



В-четвёртых, от того, какой язык использовать в соцсетях, будет зависеть и аудитория. Если русский подойдёт для общения с соотечественниками, то для привлечения иностранцев придётся в буквальном смысле говорить на их языке.



 



В-пятых, аккаунты нужно хотя бы минимально рекламировать. Прежде всего размещать ссылки на главной странице вебсайта РЦНК. А также указывать URL на печатных материалах центра, например, на программе мероприятия или анонсе встречи, приглашая участников и гостей продолжить общение онлайн.



 



Наконец, весь процесс пойдёт быстрее, если Россотрудничество проявит инициативу и разработает краткий список рекомендаций, а также практических руководств для РЦНК с той целью, чтобы на местах не ломали голову над технической стороной вопроса, а сразу могли приступить к работе. Разумеется, полезна и обратная связь - сотрудники центров могут напрямую друг с другом или через центральный аппарат рассказывать об успешных примерах использования соцсетей в работе. Таким образом со временем удастся выработать модель, отвечающую целям агентства.



 



Причём у Россотрудничества есть наглядный пример - опыт работы МИД. Сейчас у министерства есть около 130 аккаунтов загранпредставительств в Твиттере, несколько десятков в Фэйсбуке, а также на других площадках в том числе и на некоторых "экзотических". Конечно, в случае МИД также существуют нерабочие страницы, но в целом Россотрудничество может извлечь уроки организационного характера. На местах это может выражаться в непосредственном общении между ответственными за соцсети представителями РЦНК и посольства.



 



Кроме собтвенных усилий РЦНК могут приглашать волонтёров для участия в ведении аккаунтов. Например, это могут быть молодые соотечественники или студенты, знакомые с работой центра. Они могут готовить материалы на определённые заранее темы и пересылать их сотруднику, управляющему аккаунтом, которому остаётся только опубликовать их.



 



В завершении о личном присутствии руководителей ведомств в соцсетях. На мой взгляд в большинстве случаев необходимости в этом нет. Однако в силу специфики задач Россотрудничества Константину Косачёву просто необходимо самостоятельно вести хотя бы один аккаунт. Не стоит опасаться, целого штата на это не потребуется - нескольких сообщений в неделю будет достаточно. Успешно и каждый по-своему ведут личные аккаунты Алексей Пушков, Дмитрий Рогозин, Владимир Мединский.



 



Константин Иосифович, устновите на телефон Твиттер. Ведь, как известно, пример начальника заразителен.