Блог Стефании Парамоновой

Трансатлантические отношения: торговые споры США и ЕС и их сотрудничество в области изменений климата

28 июля 2023


Трансатлантические отношения между Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом являются одним из ключевых элементов глобальной политической арены. Эти два мощных экономических и политических центра традиционно имеют близкие связи, основанные на общих ценностях, историческом наследии и сотрудничестве в различных областях. Однако в последние годы мы наблюдаем возрастающие напряжения и разногласия между США и ЕС, которые могут оказать серьезное влияние на глобальную политику и экономику.



Обострение отношений между Вашингтоном и Брюсселем возникло весной 2018 года, когда администрация президента США Дональда Трампа вынесла подряд три громогласных решения. Во-первых, это введение высоких пошлин на алюминиевую и стальную продукцию из ЕС. Во-вторых, США вышли из СВПД, что также испортило отношения со странами Европы. В-третьих, отношения США и ЕС были осложнены решением Вашингтона о признании Иерусалима столицей Израиля 6 декабря 2018 года.







Источник: Reuters



Кроме того, разногласия по климатическим вопросам стали еще одной причиной разногласий в трансатлантических отношениях. В то время как ЕС активно продвигает политику борьбы с изменением климата и реализацию Парижского соглашения, США при администрации Дональда Трампа вышли из этого соглашения и сократили финансирование экологических программ.



Однако несмотря на эти напряжения, США и ЕС продолжают сотрудничать в различных областях и стараться решать возникающие у них разногласия.



Торговые споры



Первые крупные торговые споры между США и ЕС начались в 1994 году, когда США подали жалобу в Всемирную торговую организацию (ВТО) на Европейский союз (ЕС), обвинив его в неправомерных субсидиях для Airbus, что привело к нарушению правил свободной торговли. США утверждали, что ЕС предоставляет Airbus значительные субсидии, которые позволяют ему конкурировать на мировом рынке с Boeing, американским производителем самолетов.



В ответ на это, ЕС подала жалобу на США, обвинив ее в неправомерных субсидиях для Boeing. ЕС утверждал, что США предоставляют Boeing значительные субсидии, которые дают ему конкурентное преимущество на мировом рынке.



Споры продолжались много лет, и обе стороны обвиняли друг друга в нарушении правил торговли и субсидировании своих производителей. В 2004 году ВТО вынесла решение в пользу США, признав, что ЕС действительно предоставляет Airbus незаконные субсидии. В ответ на это, ЕС начал рассматривать свою жалобу на США.



В 2010 году ВТО вынесла решение в пользу ЕС, признав, что США также предоставляют Boeing незаконные субсидии. Однако США не согласились с этим решением и продолжили обвинять ЕС в неправомерных субсидиях для Airbus.



С тех пор обе стороны продолжают обвинять друг друга в нарушении правил торговли и субсидировании своих производителей. Эти споры привели к введению тарифов на многие товары и услуги, что негативно сказалось на экономике обеих сторон. В частности, это затронуло сельскохозяйственную продукцию, а также велись споры о тарифах на автомобили и запчасти.



Один из самых серьезных торговых споров между США и ЕС произошел в 2002 году, когда США ввели пошлины на сталь и алюминий из ЕС. Это решение вызвало серьезные протесты со стороны ЕС, который в ответ ввел свои собственные пошлины на некоторые американские товары. Еврокомиссия признала незаконным введение США дополнительных тарифов на импорт мало обогащенного урана из стран Евросоюза. Первый этап спора начался в марте 2002 года, когда США ввели новые тарифы на импорт стали и алюминия. После этого, в июне 2002 года, ЕС ввел свои тарифы на американские товары. США ответили тем же самым, введя свои тарифы на европейские товары. Далее в ноябре 2002 года, США подали жалобу в ВТО на ЕС за нарушение правил торговли. Европейский союз подал свою жалобу в ответ. Четвертый этап начался в мае 2003 года, когда ВТО признала, что США нарушили правила торговли, введя новые тарифы на импорт стали и алюминия. Однако, ВТО также признала, что и ЕС нарушил правила торговли. В ноябре 2003 года США и ЕС начали переговоры для решения данного спора, однако, они не увенчались успехов, и спор продолжался. Вплоть до 2004 года обе стороны конфликта продолжали вводить пошлины на различные товары друг друга. И только в марте 2004 года, ЕС и США достигли соглашения о решении спора. США отменили свои тарифы на импорт стали и алюминия, а ЕС - свои тарифы на американские товары.



Таким образом, торговый спор между ЕС и США продолжался несколько лет и прошел через несколько этапов, включая переговоры и судебные разбирательства в ВТО. Однако, благодаря переговорам и сотрудничеству, эти проблемы были решены в интересах обеих сторон. Этот спор привел к значительному снижению торговли между США и ЕС.



Тем не менее, в начале 2018 года администрация президента США Дональда Трампа ввела тарифы в 25 процентов на импорт стали тарифы в 10 процентов на импорт алюминия из Европы, на что Европейский союз ответил введением своих собственных тарифов на ряд американских товаров, включая мотоциклы Harley-Davidson, бурбон и американские орехи. Стороны продолжали спорить в течение нескольких месяцев, но в конце концов достигли соглашения о временном приостановлении введения новых тарифов. Однако, напряженность в торговых отношениях между Европой и США оставалась высокой. В середине лета страны-члены Евросоюза единогласно одобрили введение импортных пошлин против США на стальную и алюминиевую продукцию, аграрные продукты и ряд других американских товаров на сумму 2,8 млрд. евро.



Нарастающая «торговая война» была приостановлена двусторонними пере­говорами президента Трампа и председателя ЕК Жан-Клода Юнкера, на которых стороны договорились о компромиссе по ряду торговых вопросов. Было принято решение начать работу над отменой взаимных пошлин и торговых барьеров, а также провести переоценку существующих тарифов.



Торговые споры между США и ЕС вызывают серьезные экономические последствия для обеих сторон. Введение пошлин приводит к увеличению стоимости импорта и снижению объемов торговли. Компании, особенно те, которые зависят от экспорта, сталкиваются с серьезными трудностями и убытками. Кроме того, такие споры могут негативно сказываться на инвестициях и экономическом росте обеих сторон.



Однако, несмотря на торговые споры, США и ЕС продолжают сотрудничать в других областях, включая безопасность и климатические вопросы. Например, оба субъекта активно работают над борьбой с терроризмом и киберугрозами, обменом информацией и совместными операциями. Это свидетельствует о важности трансатлантического партнерства и общих интересах в области безопасности.



В отношении климатических вопросов, разногласия между США и ЕС стали особенно заметными после того, как США вышли из Парижского соглашения в 2017 году. ЕС продолжает активно поддерживать сокращение выбросов парниковых газов и борьбу с изменением климата, в то время как администрация Трампа предпочитает сконцентрироваться на развитии угольной промышленности и не считает климатические вопросы приоритетными. Это вызывает недовольство со стороны ЕС и приводит к ослаблению сотрудничества в области климата.



Разногласия по климатическим вопросам



Разногласия по климатическим вопросам между США и Европейским союзом стали особенно заметными после того, как администрация президента Трампа вывела США из Парижского соглашения в 2017 году. Парижское соглашение было подписано в 2015 году с целью сокращения выбросов парниковых газов и борьбы с изменением климата.



ЕС продолжает активно поддерживать Парижское соглашение и стремится к достижению его целей. Он признает научное сообщество, которое подтверждает необходимость сокращения выбросов парниковых газов для предотвращения катастрофических последствий изменения климата. ЕС также активно разрабатывает и внедряет политику и меры, направленные на снижение выбросов и переход к устойчивому развитию. Европейский союз уже заканчивает работу над законодательной и нормативной базой, необходимой для выполнения своих обязанностей по Парижскому соглашению, сокращения выбросов как минимум на 40% до 2030 года по сравнению с 1990 годом.



С другой стороны, администрация Трампа предпочитает сконцентрироваться на развитии угольной промышленности и не считает климатические вопросы приоритетными. В отличие от Барака Обамы, Дональд Трамп исходит не из понятия о долге перед будущими поколениями, а об ускорении экономического роста и создании рабочих мест в настоящем. С этих позиций он неоднократно высказывался об экологически ориентированных решениях демократической администрации как о негативных с точки зрения трудоустройства американцев. Президент Трамп высказывал сомнения в научных данных о климатических изменениях и считал, что сокращение выбросов парниковых газов нанесет ущерб американской экономике.



Эти разногласия привели к напряженным отношениям между США и ЕС в области климата. Европейский Союз выразил свое сожаление о решении США выйти из Парижского соглашения и подчеркнул свою готовность продолжать бороться с изменением климата независимо от позиции США. Решение Дональда Трампа осудили американские бизнесмены и его предшественник Барак Обама. ЕС также выступает за сотрудничество с другими странами и регионами, чтобы достичь глобальных климатических целей.



Однако, несмотря на разногласия, США и ЕС продолжают работать вместе в международных организациях и форумах, чтобы достичь общих целей по решению глобальных климатических проблем. Оба субъекта активно участвуют в конференциях по климату и взаимодействуют на уровне экспертов и дипломатов. Они также продолжают обмениваться информацией и передавать передовой опыт в области климата.



Сотрудничество в области климата остается важным аспектом трансатлантического партнерства. Одной из самых первых инициатив Джо Байдена, когда он занял пост главы государства, стало возвращение в Парижское соглашение по климату. Главная задача американской климатической дипломатии — убедить другие страны в необходимости взять на себя амбициозные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов до 2030 г. Скорее всего, такие обязательства поставлены из-за желания Соединенных Штатов вновь вернуть себе лидерскую позицию по вопросам изменения климата, чтобы реабилитироваться после выхода из Парижского соглашения при Дональде Трампе.



В 2021 году Джон Керри, специальный представитель президента США по вопросам климата, провел встречу в Брюсселе со своим европейским коллегой. В совместном заявлении, выпущенном по итогам встречи Джона Керри с Урсулой фон дер Ляйен и Франсом Тиммермансом, говорится, что США и Евросоюз обязались возобновить свой альянс по борьбе с изменением климата и сотрудничать с партнерами по всему миру.



США совсем недавно, в 2022 году, приняли федеральный закон о снижении инфляции. Он предусматривает ассигнование почти 400 млрд долларов США на сокращение углеродных выбросов в течение предстоящего десятилетия.



ЕС, в свою очередь, на COP27, которая прошла в Египте в 2022 году, пообещал взять на себя больше обязательств по сокращению вредных выбросов в атмосферу.



США и ЕС объединяют общие цели на данный момент. Оба субъекта осознают необходимость снижения выбросов парниковых газов и принятия мер для борьбы с изменением климата.



Нет неразрешимых задач



Трансатлантические отношения между США и ЕС являются одними из самых важных в мировой политике. Несмотря на сотрудничество во многих областях, таких как безопасность и экономика, отношения между США и ЕС не всегда были «гладкими». В течение многих лет обе стороны сталкивались с торговыми спорами и разногласиями по климатическим вопросам.



Многолетние торговые споры, связанные с Boeing и Airbus, а как следствие введение взаимных тарифов на импорт/экспорт товаров и услуг.



Однако несмотря на напряженность в отношениях, США и ЕС продолжают переговоры по многим сферам и пытаются найти компромиссное решение. В 2019 году было достигнуто временное соглашение между США и ЕС, что говорит о том, что обе стороны заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве.



В июне 2021 года партнеры достигли договоренности о рамках сотрудничества для разрешения своего 17-летнего спора в ВТО по поводу субсидий относительно Boeing и Airbus. Евросоюз и США согласились приостановить действие тарифов, связанных с существующими спорами, в поисках более надежного решения и сотрудничать в решении связанных с этим проблем, связанных с конкурирующими экономиками (например, Китаем).



Разногласия по климатическим вопросам, которые существовали у ЕС и США при Дональде Трампе, сейчас сменились взаимным курсом и совместными задачами в области изменения климата. Оба субъекта стараются значительно снизить выбросы парниковых газов. Так как некоторые страны ЕС, а также США, входят в G7, для них были поставлены совместные цели по климатическим вопросам. “Речь идет о том, чтобы всем вместе поднять планку климатических амбиций на более высокий уровень и увлечь за собой другие страны. В то же время нам необходимо добиваться большей климатической справедливости и заметного прогресса в области климатического финансировании.”



Тем не менее, трансатлантические отношения между США и ЕС являются сложными и многогранными. Однако обе стороны продолжают искать компромиссы и сотрудничать в различных областях, что говорит о том, что у них есть общие интересы и потребности в сотрудничестве.