Сдвиг поколения

Южная Корея “захватывает” мир. Но оружие здесь ни при чем

8 февраля 2019
В век современных технологий не только важна военная мощь страны — армия, техника и вооружение, но и мягкая сила государства — его привлекательность и репутация. Яркий пример — Южная Корея, которая показывает своим примером, что через популяризацию своей современной культуры можно “завоевать” мир.

Участники группы BTS на премии Billboard Music Awards 21 мая, 2017. Фото: Wikipedia

Автор: Николай Щегарцов

В конце января вышел в прокат фильм-концерт популярной корейской группы BTS “Love Yourself Tour in Seoul”: музыканты покорили сердца миллионов людей по всему миру, в том числе и в России. Сегодня эту документальную ленту крутят и в московских кинотеатрах. Фильм идет более чем два часа на языке оригинала с русскими субтитрами.

Группа BTS была создана в 2011 году и уже через несколько лет добилась успеха: в 2015-м артисты получили собственные эмоджи в твиттере. В 2017 году BTS добилась мировой славы. Музыканты второй год подряд получают премию Billboard Music Awards в категории «Лучший артист социальных сетей». По популярности они почти не уступают другому южнокорейскому исполнителю Psy, клип которого на песню «Gangnam Style” в декабре 2014 года, достиг максимальной отметки просмотров, запрограммированной на сайте YouTube.

«Мы никогда не думали, что видео будет просмотрено в таких значениях, которые больше, чем вмещает в себя 32-битный знаковый целый тип данных (2 147 483 647), но это было до того, как мы встретили Psy. Gangnam Style был просмотрен так много раз, что нам нужно обновиться», — сообщила тогда компания.


K-pop в России


«Фанатская» группа BTS в России на данный момент насчитывает почти 250 тысяч подписчиков, что говорит о популярности музыкантов и в нашей стране. Сегодня многие российские поклонники южнокорейской поп-музыки, которую принято называть K-pop, изучают даже корейский язык.

Российская молодежь уже давно увлекается южнокорейской культурой. Так, 6 сентября 2011 года в Москве проходил отборочный тур танцевального K-pop фестиваля, в котором участвовала одна из корейских групп. Победителями в конкурсе стали участники из России.

Мария Осетрова, старший научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН считает, что сегодня "сложно игнорировать успехи корейской волны”.

“Они впечатляют”, — отмечает она. — “В первую очередь, экономически, потому что приносят стране довольно приличный доход и потенциально делают её лидером в определённых сегментах рынка".

По мнению Осетровой, упор Сеула на «мягкой силе» создает стране конкурентные преимущества по сравнению с Россией, которая сегодня меньше внимания уделяет популяризации своей культуры на Западе.

“Наши явно проигрывают. Тут сказываются и разницы бюджетов, и общее отношение к таким вещам. Например, если сравнить то, как продвигают русскую кухню наши, и корейскую - корейцы, то это просто небо и земля. Корейцы и вкладывают больше, и прорабатывают стратегически тщательнее," — объясняет Осетрова, обращая внимание на то, что у России большой потенциал “мягкой силы”, но она не всегда использует его.

"Фонд "Русский мир", а также такие организации, как Россотрудничество работают в направлении развития мягкой силы России. У нас традиционно сильны такие направления, как классическая литература, балет, искусство, музыка," — добавляет она.


Soft power vs. hard power


Пренебрежение к “мягкой силе” не новая для России тенденция. Советский союз, не смотря на то что предлагал конкурирующую идеологию и обладал огромным военным потенциалом во время холодной войны, так и не смог сформировать привлекательную модель развития страны, в том числе из-за провалов в экономике.

Западные политико-экономические ценности и культура оказались более привлекательными для мира. Америке удалось завоевать сердца миллионов людей благодаря своей музыкальной индустрии и Голливуду. За ежегодной церемонией американской киноакадемии “Оскар” в Лос-Анджелесе следят в мире с большим интересом, чем за сочинским кинофестивалем “Кинотавр”, который привлекает только любителей отечественного кинематографа.

В данной ситуации Южная Корея как союзник США копирует именно американскую модель не только потому, что американские ПРО помогают Сеулу сдерживать угрозу со стороны ближайшего соседа Северной Кореи, но и потому что сознательно делает ставку на мягкую силу, а не на военную мощь. И это более выгодная стратегия: найти надежного союзника, развивать экономику и культуру, вместо того чтобы проводить ежегодные ядерные испытания. Только то государство, которое может предложить достойные перспективы своим союзникам и привлекательную модель развития, может достигнуть успеха. Отказ от мягкой силы – проигрышный путь, который ослабляет государство на международной арене.

Однако не стоит переоценивать роль мягкой силы в мировой политике и экономике. Да, она создает привлекательность страны, но не создает стратегическую стабильность.

“Всё же основные статьи южнокорейского экспорта - это не песни, не кино, и не косметика, а это тяжёлое судостроение, электроника, автомобили. Кроме того, во многих политических и экономических вопросах Республика Корея зависит от позиции США. США их главный военный союзник, и потому сильно влияет и на другие стороны жизни", — заключает Осетрова.
Николай Щегарцов, начинающий журналист-международник, учится на подготовительных курсах международной группы в Школе Журналистики Владимира Мезенцева в Доме Журналистов.