Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Линда Квиткина: Благовещенск – тупиковая ветка?

30 марта 2015


Благовещенск – относительно небольшая и уютная столица Амурской области, город, родной для многих студентов дальневосточных ВУЗов, в том числе и Дальневосточного федерального университета, в котором я учусь. Однако до своего места учебы из Благовещенска надо еще добраться. В принципе, полторы тысячи километров до Владивостока не кажутся таким уж большим расстоянием, тем более что раньше по маршруту Благовещенск – Владивосток ходил поезд. Однако в 2013 году его отменили. Теперь жители Благовещенска добираются в Приморский край в основном через Хабаровск, тратя гораздо больше времени, поскольку приходится пересаживаться с одного поезда на другой.



 



Прямые рейсы по железной дороге из столицы Амурской области совершаются ровно в три города (не считая пригородных поездов) – Хабаровск (ежедневно), в  Читу и Тынду (через день). До Москвы на поезде можно добраться только через Белогорск (небольшой город в двух-трех часах езды от Благовещенска, в котором совершенно нечего делать, если застрять больше чем на пару часов). С авиарейсами ситуация выглядит несколько лучше – полеты совершаются в три дальневосточных города (Якутск – дважды в неделю, Хабаровск – шесть рейсов в неделю, Владивосток – дважды в неделю), а также в Иркутск – дважды в неделю, Новосибирск и Москву – ежедневно (обратно – четыре раза в неделю).



 



Впрочем, Благовещенск находится еще в относительно благополучной ситуации. На Дальнем Востоке до сих пор есть немало населенных пунктов, в том числе и в Амурской области, которые оказываются отрезанными от мира в результате погодных условий или просто смены времен года.



 





 Благовещенск и на другой стороне Амура китайский Хэйхэ



 



Примечательно, что практически одновременно с отменой поезда во Владивосток в Благовещенске был открыт зимний понтонный мост через Амур, соединивший город с китайским Хэйхэ на противоположном берегу. Он работает уже второй год. Этот мост послужил заменой ранее функционировавшей ледовой переправы. Для создания понтонного моста баржи (по пять с российской и китайской стороны) вмораживаются в лед. Мост доступен для грузовых машин и для пассажирского движения. Демонтаж моста происходит с началом ледохода. Весной между Благовещенском и Хэйхэ курсируют суда на воздушной подушке, а летом – теплоходы.



 



Таким образом, обычным жителям Благовещенска порой намного проще, быстрее и дешевле добраться до другого государства, чем до других городов российского Дальнего Востока. О полноценном развитии Дальнего Востока говорить сложно, пока не будет  хорошо развита транспортная сеть региона. Согласно объяснениям РЖД, поезда, которые отменяются по различным направлениям, просто-напросто нерентабельны. Возникает вопрос: когда какая-либо деятельность на Дальнем Востоке России станет рентабельной и что для этого нужно делать?



 



Автор: Линда Квиткина, студентка Восточного института – Школы региональных и международных исследований ДВФУ