Экономика справа

ЕАЭС в глобальной экономике и направления интеграции в Большой Евразии. Часть 2.

19 июня 2017

Глава 2. Направления интеграции ЕАЭС в Большой Евразии


Внешнеэкономическое развитие ЕАЭС на пространстве Большой Евразии имеет четыре основных направления:

  1. Расширение ЕАЭС за счет вступления новых членов из числа постсоветских стран;


  2. Зоны свободной торговли между ЕАЭС и третьими странами ;


  3. Углубление экономической кооперации между ЕС и ЕАЭС;


  4. Проект сопряжения ЕАЭС и китайского Экономического пояса Шелкового пути.


Правильная реализация и сочетание этихнаправлений имеет для ЕАЭС принципиальное значение, прежде всего в силу возможных тектонических изменений в правилах мировой торговли, которые на сегодняшний день объективно не в пользу нашей интеграционной группировки.

2.1. Расширение ЕАЭС за счет вступления новых членов из числа постсоветских стран


Первым шагом на пути развития интеграции в Большой Евразии, является дальнейшее расширение ЕАЭС внутри самого постсоветского пространства за счет вступления новых членов из числа бывших советских республик.
Наиболее вероятным кандидатом для следующего вступления в ЕАЭС является Республика Таджикистан. На начало 2015 года при Министерстве экономического развития и торговли РТ образована рабочая группа, которая изучает возможное присоединение Таджикистана к ЕАЭС и все последствия от этого.[17] Однако, полезность от его вступления для всего ЕАЭС ограничена рядом факторов. Так, исходя из табл.6., численность его населения в 2014 году составила бы 4,5% от численности населения ЕАЭС, доля ее ВВП в общесоюзном валовом продукте – всего лишь 0,4%. Таджикистан является одной из наиболее бедных стран постсоветского пространства. Его ВВП на душу населения (по ППС) в 2014 году составил 2700 долларов США (по сравнению с 12155 долл. США по среднему в ЕАЭС).
Другим вероятным кандидатом является Узбекистан. И хотя официальный Ташкент пока не спешит в Евразийский Союз, 68% населения Узбекистана, согласно опросу Евразийского монитора от лета 2014 года, поддерживает вступление республики в ЕАЭС.[18] Стоит отметит, что прибавление 28,9 млн. узбекских граждан значительно расширил бы внутрисоюзный рынок, однако, имея ВВП per capita в 5600 долларов, его доля в общесоюзном ВВП составил бы только 2,9%.
Возможным, но маловероятным, представляется интеграция Молдовы, что связанно с ее участием в Восточном партнерстве и подписанием соглашения о ЗСТ с ЕС в ноябре 2014 года.[19]
Как отмечалось экономистами неоднократно, наиболее желательным членом для участия в евразийском интеграционном объединении, кроме трех стран-инициаторов, являлось и является украинская экономика. После России, она имела наиболее крупную численность населения в 44,3 млн. человек, что представляло собой почти ¼ от общесоюзной численности населения в 2014 году. При вступлении, она подняла бы общую численность Союза до 223,3 млн. человек, т.е. до ¾ от необходимого для конвергенции уровня в 300 млн. человек. Долгое время Украина являлась самой крупной экономикой на постсоветском пространстве после России. В 2013 году ее ВВП в текущих ценах составил 134,9 млрд. долларов США (5,6% от ЕАЭС), и ВВП на душу населения по ППС – 8200 долл. США.
Однако Украина, из-за по-дефольтного состояния экономики, измождённой госпереворотом, разрывом внешнеэкономических отношений с Россией и гражданской войной, стала уже малопривлекательным партнером

2.2. Возможности заключения ЗСТ между ЕАЭС и третьими странами.


Одно из ключевых направлений торговой политики Евразийского экономического союза — создание сети соглашений о свободной торговле с третьими странами. Такие соглашения — эффективный инструмент получения преференциальных условий доступа на внешние рынки, развития экспорта и привлечения инвестиций, что, в свою очередь, необходимо для включения предприятий стран ЕАЭС в глобальные цепочки производства в интересах повышения их конкурентоспособности. Кроме того, сеть преференциальных соглашений снижает риски в международной торговле, связанные с политическими факторами.
К началу 2016 года к созданию ЗСТ проявили интерес более 40 торговых партнеров государств — членов ЕАЭС.[20] Так, в 2014 году Комиссия провела активную работу по разработке соглашения о ЗСТ с Социалистической Республикой Вьетнам, к концу года переговоры были по существу завершены. Кроме того, на более ранних, но не менее важных стадиях находится работа с Государством Израиль, Арабской Республикой Египет, Республикой Индия, Исламской Республикой Иран и Республикой Корея. В 2014 году велась активная работа совместной исследовательской группы по изучению целесообразности создания ЗСТ с Израилем, были инициированы аналогичные процедуры с Египтом и Индией.
В целях установление диалогового взаимодействия и формализации сотрудничества по вопросам торгово-экономической повестки с третьими странами, региональными (интеграционными) объединениями и международными организациями заключено четыре меморандума — два из них с КНР, а также с Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций.
В 2014 году была инициирована работа над новыми меморандумами о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам — с общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
ЗСТ ЕАЭС с Социалистической Республикой Вьетнам
29 мая 2015 г. Евразийский экономический союз и Вьетнам заключили соглашение о создании зоны свободной торговли.Это Соглашение стало первым региональным торговым соглашением между ЕАЭС и третьей стороной.[21]
Соглашение о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом открывает новые перспективы для работы не только с Вьетнамом, но и с большим регионом АСЕАН, насчитывающим более 600 млн жителей.
Ожидается, что реализация положений этого Соглашения позволит к 2020 г. увеличить товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом до 8-10 млрд долл. США с существующих 4 млрд. долларов США.[22]
Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% – сразу же, а еще на 29% – постепенно в течение 5-10 лет. Средний уровень ввозных таможенных пошлин, взимаемых Вьетнамом с товаров из стран-членов ЕАЭС к 2025 г. будет снижен с существующих 10% до 1%.[23]Ожидается, что отмена таможенных пошлин приведет к росту экспорта мясной и молочной продукции, пшеницы, муки, сигарет, удобрений, нефти и нефтепродуктов, стальных труб и проката, шин и покрышек, автомобилей из ЕАЭС во Вьетнам. В свою очередь, Вьетнам сможет нарастить объемы торговли рыбой, рисом, фруктами и овощами, орехами, продукцией легкой промышленности, электронным оборудованием, изделиями из кожи, различными бытовыми готовыми изделиями.
ЗСТ ЕАЭС с Государством Израиль
Израиль рассчитывает в начале 2016 году вступить в формальные переговоры и в течение примерно двух лет выйти на соглашение о создании зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.
Решение о запуске переговорного процесса с Израилем лидеры пяти государств ЕАЭС утвердили 16 октября 2015 года на саммите в казахстанском поселке Бурабай.Решение о начале формальных переговоров было принято по результатам работы совместной исследовательской группы ЕЭК и Министерства экономики РИ, которая вынесла заключение о целесообразности создания зоны свободной торговли. Для Израиля эффект ожидается в росте товарооборота с государствами ЕАЭС на 6-8%. Для России он будет не столь велик — «на уровне десятых долей процента». Однако, специалисты ЕЭК надеются, что интеграция повысит качество ее экономических отношений с Израилем, активизировав инвестиционный процесс и трансфер технологий.[24]
Заключение соглашения о ЗСТ с Израилем выгодно для всех стран ЕАЭС, причем максимальный выигрыш связан с полной отменой тарифных барьеров в торговле с данной страной. Хотя выигрыш с точки зрения роста ВВП является незначительным (тысячные доли процента), рост благосостояния потребителей более выражен (особенно в случае России). При выстраивании переговорной стратегии с Израилем целесообразно акцентировать то обстоятельство, что дополнительный выигрыш может быть связан с осуществлением израильских инвестиций в экономику стран Евразийского экономического союза, в связи с чем в соглашение о ЗСТ следует ввести положения, способствующие снижению инвестиционных барьеров. Такие положения могут быть выгодны как для Израиля, так и для стран ЕАЭС (за счет притока инвестиций и трансферта технологий).
ЗСТ ЕАЭС с Республикой Индия
Ввиду определенной специфики экономики Индии, обусловленной высокой степенью развития отдельных промышленных и сельскохозяйственных секторов, а также ее экспортно-ориентированным характером, наличием широкой практики применения нетарифных барьеров и других особенностей, торгово-экономический эффект от заключения такого соглашения для государств – членов ЕАЭС не является очевидным.[25]
Заключение соглашения о ЗСТ с Индией потенциально связано с расколом интересов в рамках ЕАЭС. Все рассмотренные сценарии заключения данного соглашения сопряжены с выраженными макроэкономическими выгодами.
ЗСТ ЕАЭС с Республикой Корея
Активизация и углубление сотрудничества со странами Азиатско- Тихоокеанского региона является одним из приоритетов развития отношений Евразийского экономического союза с третьими странами как в контексте продвижения товаров на рынки этих государств, так и с точки зрения участия ЕАЭС в процессах региональной экономической интеграции. Одной из таких стран является Республика Корея. Однако подходы к дальнейшему развитию торгово-экономических отношений ЕАЭС с Республикой Корея, включая формат их реализации, а также охват возможных договоренностей требуют предварительного анализа и проработки с участием представителей экспертов и научных кругов государств-членов ЕАЭС и Республики Корея.
В сложившихся условиях, перед Республикой Корея и государствами – членами ЕАЭС стоит задача оперативной совместной выработки эффективных механизмов сотрудничества, ориентированных на долгосрочную перспективу с учетом перспективных направлений и сфер для инвестиций, различных подходов стран к участию в региональной интеграции, возможных эффектов на двустороннюю торговлю между ЕАЭС и Республикой Корея в случае либерализации взаимной торговли и других важных аспектов торгово-экономического сотрудничества.[26]
Выигрыш может быть связан с осуществлением корейских инвестиций в экономику стран ЕАЭС, в связи с чем в соглашение о ЗСТ следует ввести положения, способствующие снижению инвестиционных барьеров. Такие положения могут быть выгодны как для Республики Корея, так и для стран Евразийского экономического союза (за счет притока инвестиций и трансферта технологий).[27]

ЗСТ ЕАЭС с Исламской Республикой Иран
Одним из ключевых и наиболее перспективных направлений развития внешнего торгово-экономического сотрудничества Евразийского экономического союза и государств-членов ЕАЭС является регион Ближнего и Среднего Востока, страны Прикаспийского региона. В данном регионе наибольшим недоиспользованным потенциалом развития торговых и иных экономических отношений в настоящее время обладает Исламская Республика Иран (ИРИ), что обусловлено применением в отношении ИРИ международных санкций, ограничивающих торговлю, кооперацию и финансовое обслуживание сотрудничества, а также пребывание ИРИ вне рамок международного торгового права Всемирной торговой организации.
В сложившихся условиях, в том числе учитывая наблюдающееся улучшение международной политической конъюнктуры в отношении Ирана, перед ЕАЭС и государствами – членами ЕАЭС стоит задача оперативной выработки совместно с ИРИ эффективных механизмов сотрудничества, ориентированных на долгосрочную перспективу.[28]

2.3. Проект сопряжения ЕАЭС и китайского Экономического пояса Шелкового пути


Под сопряжением Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) подразумевается проведение скоординированной политики, направленной на устранение административных, технологических и экономических барьеров в рамках коридоров, создание современных ММЛЦ и хабов.[29]
Когда в 2013 году Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о стратегии строительства экономических коридоров развития в Центральной и Южной Азии – «Экономического Пояса Шелкового Пути», Россия не проявила интереса к участию в проекте. Китай начал энергично продвигать проект через подписание двусторонних соглашений об участии со странами Центральной и Южной Азии и заключать соглашения о создании зон свободной торговли.
Только 8 мая 2015 года в Москве было сделано заявление о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП. На тот момент у Китая уже были подписаны двусторонние соглашения с Казахстаном, Белоруссией и Кыргызстаном о сотрудничестве в рамках проекта.
КНР определил 3 транспортных направления ЭПШП, отвечающих стратегии развития Китая на долгосрочную перспективу:


  • южный — через Пакистан к глубоководному порту Гвадар, который Китай арендован на 43 года, и который соединит ЭПШП с проектом Морского Шелкового пути;


  • центральный — через Казахстан и страны Центральной Азии к Ирану;


  • северный — должен пройти через территории Казахстана и России.


Карта 1. Экономический пояс Шелкового путиИсточник: Mercator Institute for China Studies.
Параллельно с северным маршрутом реализуется Транскаспийский МТМ через Казахстан, Азербайджан и Грузию. Несмотря на спорную экономическую целесообразность коридора, который проходит через большее количество таможенных зон и требует перевалки грузов с суши на море и обратно на сушу, Китай заинтересован в его реализации, о чем говорят переговоры между Китаем и Грузией о подписании соглашения о ЗСТ и решимости его подписать в этом году. Однако интерес КНР может ослабеть после того, как грузинский порт Анаклия достался США, а не Китаю в результате проведения тендера. Строительство глубоководного порта Анаклия в Вашингтоне было названо стратегически важным. Такое стремление США контролировать ключевой порт для Транскаспийского МТМ должно вызвать настороженность Китая.
16 и 17 октября 2015 года на Саммите СНГ и Высшем госсовете ЕАЭС был принят документ о координации действий по вопросам сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Таким образом, страны ЕАЭС приняли решение участвовать в переговорном процессе с Китаем по сотрудничеству в рамках проекта ЭПШП с скоординированной позицией, что заставит больше учитывать наши интересы на переговорах, а также подтверждает приверженность стран ЕАЭС работать над созданием единого транспортного пространства.
Параллельно председатель ЕЭК отправил в Брюссель предложение о начале переговоров по координации действий между ЕАЭС и ЕС.
Среди основных преимуществ сопряжения с ЭПШП:


  • ЕАЭС исчерпал первоначальный эффект от создания общего рынка с ликвидацией пограничных барьеров. Странам союза нужны инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, которые приведут к созданию новых рабочих мест и повышению внутренней региональной интеграции;


  • Санкции и давление со стороны Запада требуют перенаправления экономических и финансовых связей на восток;


Россия потенциально могла бы переключить на себя значительную часть евроазиатских товарных потоков. При 50%-ной российской доле в доходах транспортных систем это составит 1,5-2,5 трлн. долл. – сумма, превышающая объем российского ВВП. На пути транспортных магистралей может быть построено несколько современных городов с населением 1,5-2 млн. человек, что позволит разгрузить крупные мегаполисы в европейской части России и оживить малонаселенную территорию Сибири и Дальнего Востока. Сегодня Россия обслуживает не более 5-7% потенциального объема евразийского рынка транспортно-логистических услуг.
Главной проблемой для развития транспортных коридоров и инфраструктуры на территории ЕАЭС остается недостаток инвестиций. Участие в проекте привлечет средства китайских структур:

  • Фонда Шелкового пути,


  • Азиатского банка инфраструктурных инвестиций,


  • Китайской инвестиционной корпорации.


Фонд Шелкового пути уже привлек $10 млрд, из них выделено $4 -5 млрд в инвестиции в ЭПШП и Морской Шелковый путь. Проинвестировано 3 проекта в рамках ЭПШП: ГЭС Karot (Пакистан), которая реализуется в рамках строительства китайско-пакистанской ветки ЭПШП, Покупка акций Pirelli – сейчас Китай контролирует 98% компании, и покупка 9,9% в проекте «Ямал СПГ» (сейчас 30% контролирует КНР, 50,1% — НОВАТЭК).
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) начал функционировать с 16 января 2016 г. Уставной капитал $100 млрд. Крупнейшие акционеры: Россия (5,92%), Индия (7,5%) и КНР (26,1%). Всего учредителями являются 57 государств. Начало работы будет положено после создания руководящих структур в 1 квартале 2016 г. , в этом году можно ожидать и выделения средств на перспективные инфраструктурные и транспортные проекты в Евразии.
Большую роль в реализации проектов должны сыграть Банк ШОС и Банк развития БРИКС, Евразийский банк развития, Фонд по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, Российский фонд прямых инвестиций.
При сопряжении важно будет решить два ключевых вопроса: формат сопряжения и обеспечение безопасности на коридорах.
По первому вопросу недавно высказалась министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина, когда сообщила, что соглашение о сопряжении может состоять из соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и определения конкретных проектов, формирования «дорожной карты» по проектам. Такая последовательность представляется логичной, потому что сухопутные транспортные коридоры дороже морских и сделать их более конкурентоспособными возможно через устранение таможенных барьеров, которых можно добиться в рамках торгово-экономического соглашения.
Второй вопрос касательно обеспечения безопасности на транспортных коридорах стал острее после решения Китая дислоцировать свои войска на территории Пакистана в порту Гвадар для обеспечения безопасности китайско-пакистанского коридора. Необходимо будет найти компромиссный вариант для обеспечения безопасности евразийских коридоров, так как дислокация китайских вооруженных сил на территории стран ЕАЭС не представляется возможной.
Способствовать сопряжению будут и переговоры между странами Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в рамках которых готовится соглашение об экономическом континентальном партнерстве, подразумевающем и зону свободной торговли. Предполагается, что на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества 22 октября 2016 года в Ташкенте соглашение о создании такой зоны может быть подписано. Оно может «быть шире, чем ЗСТ» и утвердить свободное движение товаров, содействие товарообороту, вопросы движения капиталов, инвестиций, комфортная среда для увеличения доли в национальных валютах и преференциальный доступ к рынкам услуг.
Помимо упомянутого выше АСЕАН большую роль в реализации идеи создания транспортных коридоров России-ЕАЭС должны сыграть ШОС с опорой на формируемый Банк организации и БРИКС с использованием потенциала своего Банка развития и взаимного политического доверия в группе.

Выводы к Главе 2.


Дальнейшее расширение Евразийского экономического союза в Большой Евразии за счет интеграции новых государств-членов из числа стран постсоветского пространства обещает дать малозначительный эффект в этом отношении. Следующим наиболее вероятным членом ЕАЭС станет Республика Таджикистан, которая одновременно является наибеднейшей на постсоветском пространстве. Соцопросы показывают однозначное одобрение со стороны населения Узбекистана в пользу возможности присоединения данной республики к ЕАЭС (68% опрошенных в 2014 г.), однако ее политическое руководство пока не сделало никаких шагов в этом направлении. Наибольший положительный эффект для обеих сторон дала бы всеобъемлющая экономическая интеграция между Украиной и ЕЭП-ЕАЭС, что было доказано в совместном исследовании ЦИИ ЕАБР и Академии Наук Украины (с населением в 44,3 млн. человек и ВВП в текущих ценах в 134,9 млрд. долларов США; 2013 г.). Однако подобный сценарий невозможен на данном этапе из-за насильственного государственного переворота в Киеве, приведшего к кризису в российско-украинских отношениях.
По этой же причине были уменьшены надежды на создание общего экономического пространства между ЕС и ЕАЭС долгое время преобладавшими среди политического истеблишмента и экспертного сообщества обеих сторон. Заключение подобной «мега-сделки», как ее обозначает в своих работах Евгений Винокуров, имела бы большое значение и была бы стратегически обоснована. Так, в пользу концепции «Большой Европы» говорят значительная внешне-торговая взаимозависимость и экономическая взаимодополняемость: Евразийский экономический союз предоставил бы Европе необходимое сырье и энергоносители для стабильного роста, а европейские технологии и инвестиции помогли бы в экономической модернизации государств-членов ЕАЭС. По этой же причине создание голой ЗСТ между ЕС и ЕАЭС представляется нецелесообразной из-за несопоставимости конкурентоспособностей в секторе товаров с высокой добавленной стоимостью.
Из-за невозможности реализации вышеназванного проекта «Большой Европы» ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективах, все большее значение приобретает активная деятельность ЕЭК по подписанию соглашения о зоне свободной торговли с третьими странами. В итоге должен сложиться целый ковер зон преференциальной торговли на пространстве Большой Евразии.
В ходе этого «Поворота на Восток», как он известен в русскоязычном информационном пространстве[30], наиболее далеко идущим событием стала инициация проекта по сопряжению ЕАЭС и китайского экономического пояса Шелкового Пути. Однако, данный проект находится на самом начальном этапе своей реализации. Вопросы экономической целесообразности, финансирования и совместной координации данного проекта должны стать предметом дальнейших исследований.