Олег Попадюк

К.ю.н., преподаватель МГИМО МИД России

Краткая версия

1 сентября 2011 г. Республика Узбекистан с большим размахом отметила 20-летие независимости. На торжественных мероприятиях много говорилось об успехах узбекской экономики. Особо подчеркивалось, что такие результаты стали возможны благодаря выходу из состава Советского Союза. Что получил Узбекистан от независимости? Насколько заявленные достижения соответствуют реальности? Каковы перспективы взаимодействия России и Узбекистана?

Полная версия

1 сентября 2011 г. Республика Узбекистан с большим размахом отметила 20-летие независимости. На торжественных мероприятиях много говорилось об успехах узбекской экономики. Особо подчеркивалось, что такие результаты стали возможны благодаря выходу из состава Советского Союза. Что получил Узбекистан от независимости? Насколько заявленные достижения соответствуют реальности? Каковы перспективы взаимодействия России и Узбекистана?

Среднеазиатские советские республики – Узбекская, Туркменская, Таджикская, Казахская и Киргизская – политически менее всего были готовы к независимости. В отличие от остальных союзных республик, они не спешили выходить из состава СССР. Москва сама отталкивала их от себя. Лидеры компартий национальных республик до последнего момента пытались в той или иной форме сохранить тесные отношения в рамках сильно реформированной, но единой страны.

Рывка в экономике не произошло

В целом «особый» узбекский путь развития не позволил Узбекистану сделать рывок в экономике. В настоящее время уровень жизни населения низкий – ВВП на душу населения составляет 3090 долл. В республике отсутствует свободная конвертация национальной валюты. Существуют два курса – официальный и «рыночный», причем отличаются они практически в 2 раза. По оценкам специалистов, теневой оборот валюты сопоставим с государственным бюджетом – около 34 млрд долл.

В стране происходят перебои с подачей тепла, электроэнергии, со снабжением ГСМ. Падает добыча природного газа. В сентябре 2011 г. стоимость газа для населения выросла на 80 %. При этом Узбекистан обладает значительными запасами природного газа (3,4 трлн кубометров) и большими возможностями для развития гидроэнергетики.

В 2010 г., по данным Центрального банка Узбекистана, инфляция составила 7,3 %. Реальный рост цен на потребительские товары первой необходимости превышает 200 %. К примеру, любимые в народе узбекские лепешки за 2011 г. подорожали в 2,5 раза.

К 20-летию независимости практически все крупные промышленные производства не смогли адаптироваться к рыночным условиям. Одно из самых высокотехнологичных предприятий – Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ) – прекратило выпуск и ремонт самолетов. Началась процедура его банкротства, был сорван российский контракт на поставку Ил-76 в Китай.

Такие промышленные гиганты, как Ташкентский тракторный завод, «Ташсельмаш», прекратили выпуск сельскохозяйственной техники. Из-за нехватки технических средств к кампаниям по сбору хлопка привлекаются госслужащие, врачи, учителя, студенты и школьники, получающие за это мизерную плату.

В Европе и США регулярно проходят кампании бойкота узбекских товаров, организуемые в знак протеста против широкого использования детского труда в стране. Сохраняется традиция «приписок» (до 30 % от фактического объема собранного хлопка). Ситуацию усугубляют серьезные экологические проблемы – засоление земель, пересыхание крупных рек, резкое сокращение площади зеркала Аральского моря. Отсутствие грамотной селекции, упадок мелиорации, отсутствие удобрений приводят к ухудшению качества хлопка и снижению урожайности – с 36 центнеров хлопка-сырца с гектара в 1980-е годы до 8 центнеров с гектара в наши дни.

В то же время реализуется ряд масштабных промышленных проектов. Строительство крупного автопредприятия «Uz-Daewoo Auto» вывело Узбекистан в лидеры по производству автомобилей в Центральной Азии. При этом оно освобождено от уплаты налогов и имеет право реализовывать свою продукцию за валюту. Но такие проекты имеют локальный, «точечный» характер и не могут переломить негативные тенденции. В целом, по оценке автора, только 20 % частных предприятий добросовестно платят налоги, остальные 80 % используют разного рода серые схемы ухода от налогов.

Новая идеология и новая история

С 1991 г. в Узбекистане проводится национальная политика, нацеленная на создание новой идеологии, новой истории. Русский язык вытесняется из официальной переписки, средств массовой информации. Происходит сокращение уроков русского языка в школах: количество часов для изучения узбекского языка превышает количество часов для изучения русского даже в так называемых европейских школах. Известны случаи массового изъятия из библиотек литературы «советского периода». В настоящее время осуществляется переход с кириллицы на латинский алфавит. Это мотивируется тем, что латиница лучше «передает морфемы» узбекского языка.

Официальные власти «переписывают» историю. Российский и советский периоды называются «оккупацией». Великая Отечественная война в учебных заведениях изучается как Вторая мировая война, а День победы переименован в День памяти и почестей. В этот день вспоминают не только павших во Второй мировой войне, но и жертв «сталинских», советских репрессий, а также борцов за независимость («басмачей»).

Практически все географические названия, названия городов, поселков, улиц, так или иначе связанные с Россией, изменены. Снесены все памятники предыдущей эпохи. Возмущение в России (правда, не такое резонансное, как в случае с таллиннским «Бронзовым солдатом») вызвал демонтаж памятника «Защитнику южных рубежей», который, по мнению президента Узбекистана И. Каримова, «отражал идеологию старого строя».

Даже те монументы, которые свидетельствуют о героизме и дружелюбии узбекского народа, вынесены за черту города. Так, с проспекта «Дружба народов» убран памятник семье Шамахмудовых, которая в годы Великой Отечественной войны усыновила 15 детей-сирот. Демонтирован, а затем перенесен на новое место и монумент герою Великой Отечественной войны, генерал-майору, узбеку по национальности Сабиру Рахимову.

Условная демократия

Демократические преобразования в Узбекистане носят условный характер. В руках президента И. Каримова, находящегося на своем посту уже более двадцати лет, сосредоточена вся полнота власти. Парламент регулярно изменяет конституцию страны, продлевая срок президентских полномочий.

Режиму удается сохранять стабильность на фоне политических и военно-политических кризисов, происходящих в соседних странах (Афганистан, Киргизия, Таджикистан). В 2005 г. в Узбекистане была предпринята попытка организации массовых демонстраций и выступлений (с таких же акций началась «тюльпановая» революция в Киргизии), однако они были оперативно подавлены властями с применением бронетехники.

При этом следует отметить, что службы безопасности республики эффективно борются с терроризмом, экстремизмом, фундаментализмом, национальным сепаратизмом.

В рейтинге свободы СМИ, составленном организацией «Freedom House», Узбекистан занимает 191-е место, опережая только Туркменистан и Северную Корею. Печатные и электронные СМИ, телевидение находятся под контролем государства. В них отсутствует критика действий власти, особенно высшего руководства страны. Достаточно часто блокируются сайты зарубежных, в том числе российских, информационных агентств.

Перспективы российско-узбекистанских отношений

Республика неохотно участвует в интеграционных процессах на постсоветском пространстве (неудачный опыт участия в ЕврАзЭС, пассивность в работе СНГ). Похоже, официальные круги в Ташкенте без энтузиазма отнеслись к идеям Председателя Правительства России В.В. Путина, изложенным в статье «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня».

Это объясняется не только нежеланием Узбекистана быть связанным какими-либо многосторонними обязательствами, но и достаточно напряженными отношениями с соседними странами. Здесь можно упомянуть заминированные поля на границе с Таджикистаном, недавние узбекские погромы на юге Киргизии, нерешенный вопрос о распределении водных ресурсов в регионе.

Для Узбекистана – очень выгодно сотрудничество с Россией. Около трети всего экспорта Республики приходится на Россию. Практически вся транспортная система также завязана на Россию. Природный газ, производимый в Узбекистане, продается «Газпрому» и доставляется потребителю через магистральные российские газопроводы. К этому можно прибавить большое количество гастарбайтеров, работающих в нашей стране. Только во втором квартале 2011 года ими было переведено в Узбекистан более 1 млрд. долл. США. Нельзя забывать и о важных вопросах безопасности. Так как Россия является гарантом стабильности и мирного развития этого региона.

В своей внешней политике Узбекистан пытается лавировать между интересами России, Китая и США.

В своей внешней политике Узбекистан пытается лавировать между интересами России, Китая и США. К примеру, Ташкент отказался принимать участие в создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в рамках ОДКБ. Это произошло тогда, когда наметилось потепление в отношениях с США, – были сняты санкции, наложенные на Узбекистан после событий в Андижане. Напомним, что в 2005 г. Узбекистан, оказавшись в международной изоляции, подписал с Россией союзнический договор.

Учитывая солидный возраст узбекского лидера (73 года), трудно прогнозировать будущее российско-узбекистанского взаимодействия. Пока И. Каримов не назвал своего преемника. Непонятно, какие силы придут к власти после его ухода, насколько изменятся политическая и экономическая системы, гарантом стабильности которых сегодня выступает действующий президент.

Тем не менее, важно активнее продвигать сотрудничество между Россией и Узбекистаном по нескольким направлениям.

Первое.Необходимо углублять кооперацию в энергетической области, прежде всего в сфере добычи и транспортировки газа. Задача – не допустить переориентации Узбекистана на другие энергетические проекты, сделать так, чтобы узбекский газ и дальше поступал в Европу через российскую газотранспортную систему. Большие перспективы у сотрудничества в области разработки полезных ископаемых (урановые руды, золото), использования водных ресурсов, в сельском хозяйстве.

Второе.Укрепление военно-политического сотрудничества также в числе приоритетов. Стабильность и безопасность в регионе отвечают стратегическим интересам России. Нужно совместно с узбекской стороной вырабатывать адекватные ответы на современные ключевые угрозы – терроризм, религиозный экстремизм, распространение наркотиков и т. д. Обеспокоенность могут вызывать планы узбекского руководства по закупке вооружений у США.

Третье. Особое внимание следует уделять сотрудничеству в гуманитарной сфере. В Узбекистане русскоязычная община насчитывает около 500 тыс. человек, в основном это квалифицированные кадры. Необходимо совершенствовать механизмы реализации программы переселения соотечественников, а также поддержки русскоязычного населения в республике, продвигать проекты по распространению русского языка, переводов классиков русской литературы на узбекский язык, разрабатывать специальные программы для изучения русского языка, осуществлять переподготовку преподавателей.

Активизация интеграционных процессов на постсоветском пространстве является своеобразным «ответом» на неустойчивость и турбулентность мировой экономики.

Россию и Узбекистан связывают тысячи торговых, производственных, транспортных, культурных и гуманитарных нитей. Поступательное взаимовыгодное развитие отношений отвечает коренным интересам народов двух стран, способствует росту благосостояния граждан. Активизация интеграционных процессов на постсоветском пространстве является своеобразным «ответом» на неустойчивость и турбулентность мировой экономики. В Ташкенте понимают, что других альтернатив решению задач экономического роста Узбекистана – нет. Поэтому он будет неохотно, с задержками, но участвовать в тесной кооперации с Россией и соседними республиками.