Антония Диму

Cтарший консультант Института европейских и американских исследований (RIEAS) в Афинах (Греция) и научный сотрудник Центра стратегических исследований Иорданского университета

Джон Номикос

Директор Института европейских и американских исследований (RIEAS) в Афинах (Греция)

Краткая версия

Разрешение конфликта на Кипре — сложная задача, поскольку проблема коренится не только в региональных распрях, но и, что важнее, в западных стратегиях обеспечения безопасности. Эти стратегии формировались после «арабской весны» в условиях сирийского конфликта, провала внешнеполитической доктрины Турции, построенной по принципу «никаких проблем с соседями», и появления радикальных группировок, таких как «Исламское государство», которые приобрели большое влияние в Восточном Средиземноморье.

Полная версия

Восточное Средиземноморье оказалось в самом центре борьбы за мир и экономическое развитие, и Кипр занимает в этой борьбе чрезвычайно важное место — как в географическом, так и в функциональном плане — с точки зрения обеспечения безопасности, в том числе энергетической. Благодаря роли, которую играет Кипр в сфере региональной безопасности, выступая в качестве стартовой площадки для проведения ряда военных операций, в том числе в Афганистане и Кувейте, и места размещения британских военных баз, он стал незаменимым партнером Запада. На Кипре проживают крупные диаспоры из континентальной части Греции, а также из России и Великобритании. Остров поддерживает активные экономические связи в ближневосточном регионе, но часть его территории до сих пор оккупирована Турцией, которая направила тысячи военнослужащих для защиты растущей турецкой диаспоры в северной части острова.

Разрешение конфликта на Кипре — сложная задача, поскольку проблема коренится не только в региональных распрях, но и, что важнее, в западных стратегиях обеспечения безопасности. Эти стратегии формировались после «арабской весны» в условиях сирийского конфликта, провала внешнеполитической доктрины Турции, построенной по принципу «никаких проблем с соседями», и появления радикальных группировок, таких как «Исламское государство», которые приобрели большое влияние в Восточном Средиземноморье. На фоне такой обстановки в 2014 году проявился беспрецедентный интерес к «кипрскому вопросу» — впервые за 52 года страну посетил действующий американский вице-президент Барак Обама, а также другие высокопоставленные чиновники из ЕС и США.

wikipedia.org

Разрешение конфликта может стать поворотной точкой для реализации потенциала Кипра в качестве крупнейшего поставщика энергоресурсов для Европы и Азии, а также создать прецедент для урегулирования других спорных ситуаций, таких как конфликт между Израилем и Палестиной, кульминацией которого стала война в Газе, разгоревшаяся летом 2014 года.

Обнаружение доказанных запасов газа в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Республики Кипр определенно может способствовать сокращению зависимости острова от поставок энергии из-за рубежа и, кроме того, сулит экономическую выгоду, поскольку часть дохода от продажи природного газа поступает непосредственно в государственную казну в форме роялти и налогов, уплачиваемых поставщиками газа. Концессии на геологоразведочные работы на блоках 12, 2, 3 и 9 кипрского шельфа были предоставлены международным компаниям Noble Energy, ENI и KOGAS, а крупнейшие сервисные компании в нефтегазовой отрасли, такие как Halliburton и Schlumberger, расположили на Кипре региональные офисы. Все это вселяет уверенность, что у Кипра есть будущее в региональной энергетической системе.

Однако в попытках заработать на наличии запасов природного газа Кипр сталкивается с рядом трудностей, связанных с экспортными возможностями региона, в частности, в рамках проекта сооружения трубопровода от месторождений к побережью Турции. Такой вариант организации экспортных поставок предполагает необходимость разрешения конфликта на Кипре, поскольку трубопровод в любом случае придется выводить за пределы ИЭЗ Кипра. Даже без учета необходимости урегулировать этот давний конфликт, в отсутствие согласованных морских границ любая деятельность по разработке шельфовых месторождений энергоресурсов в этом регионе становится затруднительной. Кроме того, Турция, пользуясь своим военным превосходством, пытается форсировать решение энергетических вопросов силовым путем и придерживается противоречивой политики в отношении установления морских границ. Все эти обстоятельства стимулировали поиск выхода из стратегического тупика, в котором оказался остров, по-прежнему разделенный на «греческую» и «турецкую» части.

Заметим, что на энергетическую политику Анкары влияет ситуация в Эгейском море: если в ходе переговоров между Грецией и Турцией по поводу демаркации морских границ будет принято решение о проведении границы по медиане, Турция лишится доступа к значительному участку континентального шельфа Восточного Средиземноморья. Именно поэтому при решении вопроса о демаркации морских границ в Восточном Средиземноморье она предпочла бы использовать принцип справедливости, хотя в черноморском регионе придерживается принципа проведения границ по медиане.

Среди главных геополитических причин необходимости разрешения конфликта на Кипре, которые также могли бы составить основу урегулирования противостояния между Израилем и Палестиной, можно назвать следующие.

Во-первых, разделение Кипра не будет выгодно ни одной стране региона. Хорошим примером может служить разделение Индии и Пакистана в 1947 году. Хотя обе стороны приняли это решение, оно сопровождалось гонкой вооружений, которая в итоге переросла в ядерное соперничество. Памятуя об этом, нетрудно понять, что продолжение гонки вооружений на Кипре сделает ситуацию в регионе еще менее стабильной.

community.eldis.org

Серьезное беспокойство вызывает также вероятность появления исламских фундаменталистов на севере Кипра. Разделение государства может привести к экономическим или политическим беспорядкам и, как следствие, к радикализации исламских элементов в северной части страны, что противоречит интересам безопасности в регионе.

Кроме того, перспектива перманентного разделения столицы Кипра повредила бы попыткам урегулирования конфликта между Израилем и Палестиной, поскольку сейчас в Никосии сложилась ситуация, аналогичная той, что предшествовала разделению Иерусалима в 1967 году. Разделение Кипра создало бы нежелательный прецедент в свете претензий израильтян и палестинцев на объединенный Иерусалим — одного из главных вопросов, которые придется решать при любом варианте примирения враждующих сторон. И напротив, создание федерации позволило бы объединить Никосию и стало бы сильным аргументом в пользу достижения аналогичного решения по поводу итогового статуса Иерусалима.

Несмотря на различие обстоятельств, соглашение о совместном управлении Кипром также могло бы послужить моделью для создания расширенной региональной структуры меду Израилем и его ближайшими соседями — Палестиной и Иорданией.

Очевидно, активизация усилий западных дипломатов, направленных на разрешение «кипрского вопроса» путем достижения согласия по поводу политического будущего этого острова, положительно отразится на стратегиях, которые могут дать Восточному Средиземноморью безопасность и экономическую выгоду. Вне всякого сомнения, огромную роль здесь играет время...