Алексей Чернышев

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Краткая версия

Изданный президентом США Бараком Обамой 9 марта 2015 г. указ, в котором Венесуэла названа «угрозой национальной безопасности США» и который, по мнению Каракаса, мог быть прелюдией к вооруженному вмешательству, вместо эскалации конфронтации вывел страны на путь улучшения отношений.

Полная версия

Изданный президентом США Бараком Обамой 9 марта 2015 г. указ, в котором Венесуэла названа «угрозой национальной безопасности США» и который, по мнению Каракаса, мог быть прелюдией к вооруженному вмешательству, вместо эскалации конфронтации вывел страны на путь улучшения отношений.

Действительно развитие событий в диалоге между Венесуэлой и США после марта 2015 г. указывает на то, что оба государства готовы к нормализации отношений и преодолению конфронтации, длившейся с момента прихода к власти в карибской стране социалистического правительства Уго Чавеса (1999 – 2013гг.). Представить себе нечто подобное еще в начале 2015 года было крайне трудно, однако сегодняшние заявления сторон существенно смягчились по сравнению с прежней враждебной риторикой.

На VII Саммите Америк, прошедшем 9 – 11 апреля 2015 г. в г. Панама, президент Венесуэлы Николас Мадуро выразил готовность встретиться с Б.Обамой и попытаться преодолеть накопившиеся противоречия. В середине июня 2015 г. состоялась встреча между председателем Национальной ассамблеи Венесуэлы Дьосдадо Кабельо, вторым человеком в правительстве Н.Мадуро, и советником Госдепартамента США Томасом Шэнноном, после чего Н. Мадуро регулярно отчитывается о функционировании «дипломатического канала», позволяющего наладить диалог между двумя государствами.

Развитие событий в диалоге между Венесуэлой и США после марта 2015 г. указывает на то, что оба государства готовы к нормализации отношений и преодолению конфронтации, длившейся с момента прихода к власти Уго Чавеса.

С учетом того, что Венесуэла – один из ключевых в латиноамериканском регионе геополитических и торговых партнеров России, с которым ее связывает тесное сотрудничество в энергетике и военно-технической сфере, понимание происходящего крайне важно для прогнозирования развития событий и, возможно, внесения корректировок в латиноамериканский вектор российской внешней политики. Далее представлены основные факторы, побуждающие Каракас и Вашингтон пойти на перемирие.

Решение внутриполитических проблем

Сближение Каракаса с Вашингтоном следует рассматривать, в первую очередь, с точки зрения попыток венесуэльских властей решить внутриполитические проблемы: взять передышку в конфронтации с оппозицией и набрать очки, демонстрируя готовность к диалогу с США.

После смерти У.Чавеса в 2013 г. Венесуэлу преследует череда кризисов, открывающих пространство для усиления оппозиции – в первую очередь в лице «Круглого стола демократического единства» (Mesa de la Unidad Democrática, MUD), опирающегося в политической борьбе на поддержку США, – и подрывающих позиции власти и в целом управляемость в стране. Это особенно тревожно для правительства в свете предстоящих 6 декабря 2015 г. парламентских выборов. Инфляция, достигшая в 2014 г. 68,5%, и стагнация экономики на фоне падения мировых цен на нефть не могут не влиять на рейтинг президента Н. Мадуро, который в январе 2015 г. упал до 22%. Таким образом, сближение Каракаса с Вашингтоном следует рассматривать, в первую очередь, с точки зрения попыток венесуэльских властей решить внутриполитические проблемы: взять передышку в конфронтации с оппозицией и набрать очки, демонстрируя готовность к диалогу с США.

Предотвращение вмешательства США

На фоне экономического спада и падения рейтинга правящей партии оппозиция ближе к выборам, безусловно, прибегла бы к новым протестным действиям – с целью оказать давление на правительство и спровоцировать его на их жесткое подавление. Это, в свою очередь, могло бы стать поводом если не для военного вмешательства США под предлогом «защиты демократии», то для вливания еще бóльших средств в оппозицию. По некоторым данным, Вашингтон намерен выделить 2 млрд долл. на «поддержку демократии» на Кубе, в Венесуэле и Эквадоре. Неслучайно именно в Венесуэле и Эквадоре с 2014 г. происходили мощнейшие насильственные антиправительственные акции протеста. Таким образом, идя на сближение с Вашингтоном, правящая партия демонстрирует, что является той силой, с которой США могут искать точки соприкосновения интересов.

Предотвращение региональной изоляции

По некоторым данным, Вашингтон намерен выделить 2 млрд долл. на «поддержку демократии» на Кубе, в Венесуэле и Эквадоре.

В целом солидарность с Венесуэлой демонстрируют практически все государства региона, а также региональные интеграционные объединения и форумы: в частности Союз южноамериканских наций (Unión de las Naciones Suramericanas, Unasur) и Саммит Америк. Вместе с тем почти все относящиеся к левым и леворадикальным режимы Латинской Америки демонстрируют весьма прагматичный подход к США и, регулярно критикуя Вашингтон за империалистическую политику, все же прагматично рассматривают США как перспективный рынок и потенциально выгодного торгового партнера. В последние месяцы на сближение с США пошли Куба, а затем Бразилия и Боливия, отношения которых с «империей» нельзя назвать простыми.

Поэтому сближение с США для Венесуэлы – это еще и попытка, демонстрируя конструктивный прагматизм, присоединиться к идеологически близким левоориентированным режимам, которые не прочь улучшить экономические отношения с бывшей империей – при условии уважения к их суверенитету.

Россия и Латинская Америка.
Инфографика РСМД

Наращивание экономического сотрудничества

Сегодня очевидно, что Венесуэле как никогда следует сконцентрироваться на решении экономических проблем, среди которых необходимость привлечения инвестиций и диверсификации экспорта в условиях падения мировых цен на сырьевые товары. Хотя Вашингтон и в последние годы, несмотря на политические разногласия, оставался основным торговым партнером Венесуэлы, страны, безусловно, имеют потенциал для наращивания сотрудничества.

Геополитический фактор

В нынешней турбулентной и быстроменяющейся глобальной обстановке, открывающей новые возможности для неожиданных альянсов, следует учитывать и геополитический фактор. В этом плане США готовы поступиться принципами и сделать шаг навстречу «антиамериканским» режимам, как Куба и Венесуэла. Само по себе это может не означать преодоления противоречий или серьезного сближения, но все же создает необходимый резонанс и вносит сумятицу и неопределенность в казалось бы устоявшуюся систему отношений. Если предположить, что сближение с Венесуэлой выгодно США, в том числе, и с точки зрения противостояния попыткам России утвердиться в Латинской Америке, то улучшение отношений с социалистическим правительством Н.Мадуро Вашингтону даже выгоднее, чем смена режима.

Почти все относящиеся к левым и леворадикальным режимы Латинской Америки демонстрируют весьма прагматичный подход к США и, регулярно критикуя Вашингтон за империалистическую политику, все же прагматично рассматривают США как перспективный рынок и потенциально выгодного торгового партнера. .

***

Таким образом, Венесуэла, идя на сближение с США, стремится к решению как внутриполитических и экономических проблем, так и проблемы позиционирования в регионе, и в данный момент эти намерения отвечают геополитическим интересам США. Это сближение пока не создает серьезных препятствий для поддержания партнерских отношений между Россией и Венесуэлой и в целом для «возвращения» России в Латинскую Америку, однако вынуждает Москву действовать на этом направлении прагматичнее и последовательнее.