Милан Лазович

Программный координатор РСМД

Краткая версия

Расширение взаимодействия государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с внешними партнерами — одно из приоритетных направлений организации в области торгово-экономического сотрудничества. ЕАЭС заинтересован в привлечении Баку к развитию торгового и логистического сотрудничества, учитывая его выход к Каспийскому морю и портовую инфраструктуру (стоит напомнить, что лишь две страны ЕАЭС имеют выход на Каспий — Россия и Казахстан).

Азербайджан на сегодняшний день — одна из самых бурно развивающихся стран Южного Кавказа и региона Каспийского моря. Уникальное географическое положение на стыке основных торговых путей, соединяющих Европу и Центральную Азию, обуславливает заинтересованность внешних игроков в тесном сотрудничестве с Баку с использованием его транспортно-логистических возможностей. Упомянутое географическое положение, наличие полезных ископаемых и их добыча (нефть, природный газ, медная руда и др.), а также развитие сельского хозяйства внутри страны способствуют высокому темпу экономического роста и активной международной торговле. Эксперты прогнозируют существенный рост экономики Азербайджана — более 2,4% прироста ВВП в год, что выше общемирового показателя.

Сотрудничество Азербайджана и ЕАЭС в различных областях (инфраструктура, рынок, ресурсы, образование и т.д.) имеет колоссальный потенциал. От развития и укрепления экономического, географического и культурного сотрудничества выиграют обе стороны — Азербайджан получит расширение доступа к огромному рынку потребителей и дешевых ресурсов, а страны ЕАЭС смогут укрепить свое экономическое благосостояние и географическое единство.

Полная версия

Азербайджан на сегодняшний день — одна из самых бурно развивающихся стран Южного Кавказа и региона Каспийского моря. Уникальное географическое положение на стыке основных торговых путей, соединяющих Европу и Центральную Азию, обуславливает заинтересованность внешних игроков в тесном сотрудничестве с Баку с использованием его транспортно-логистических возможностей. Упомянутое географическое положение, наличие полезных ископаемых и их добыча (нефть, природный газ, медная руда и др.), а также развитие сельского хозяйства внутри страны способствуют высокому темпу экономического роста и активной международной торговле. Эксперты прогнозируют существенный рост экономики Азербайджана — более 2,4% прироста ВВП в год, что выше общемирового показателя.

Расширение взаимодействия государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с внешними партнерами — одно из приоритетных направлений организации в области торгово-экономического сотрудничества. Эксперты отмечают, что по итогам 2022 г. товарооборот между государствами ЕАЭС и третьими странами вырос до 83,3 млрд долл. (в 2021 г. этот показатель составлял 73,1 млрд долл.). При этом важно отметить, что за последние восемь лет данный показатель вырос более чем в два раза, и эта тенденция имеет все шансы сохраниться и укрепиться.

В следствие своего географического положения Азербайджан представляет собой очень эффективный транспортно-логистический узел. Располагаясь на западном участке МТК «Север — Юг», страна также принимает участие в проекте «Восток — Запад», который объединяет в себе несколько международных транспортных коридоров. Более того, азербайджанская сторона уделила должное внимание развитию и модернизации транспортной инфраструктуры внутри страны (морской, сухопутной и железнодорожной), в результате чего Азербайджан становится привлекательным с точки зрения его подключения к международным транзитным потокам. Стоит отметить, что Азербайджан, благодаря своей географии, имеет центральное расположение среди государств ЕАЭС: на севере находятся Россия и Белоруссия, на западе — Армения, на востоке — Казахстан и Киргизия.

ЕАЭС заинтересован в привлечении Баку к развитию торгового и логистического сотрудничества, учитывая его выход к Каспийскому морю и портовую инфраструктуру (стоит напомнить, что лишь две страны ЕАЭС имеют выход на Каспий — Россия и Казахстан). Так, 19 мая 2023 г. в ходе XIV международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum» заместитель председателя правительства России Алескей Оверчук заявил, что Москва отмечает значительный потенциал для развития сотрудничества Баку с ЕАЭС с учетом уникального географического расположения Азербайджана, структуры его экономики, внешней торговли, планов национального развития. Вместе с тем Азербайджан и государства ЕАЭС могли бы получить значительную выгоду от создания «бесшовного коридора» Север — Юг с выведением таможенного контроля на границу с соседними Ираном и Турцией. Такой шаг предоставил бы азербайджанской стороне широкие возможности для обеспечения своей продукции более выгодных условий и последующего выхода на крупный региональный рынок с объемом населения, приближающимся к двумстам миллионов человек.

Кроме того, российской стороне и ЕАЭС было бы выгодно более активное вовлечение Азербайджана во взаимодействие с Союзом по той причине, что Баку сохраняет одновременно партнерские отношения как с Западом, с одной стороны, так с Турцией и Россией, с другой. В актуальных международных условиях при действующих санкционных ограничениях в отношении России, это открывает новые возможности как для Москвы, так и для Баку. Для России Азербайджан может дополнительно поспособствовать развитию параллельного импорта. Другой вопрос — насколько и до каких пределов на это готова идти азербайджанская сторона, учитывая риск вторичных санкций. Для Азербайджана это возможность стать еще более активным центром привлечения внешнего финансирования, одним из перекрестков международных финансовых потоков в регионе.

Азербайджанской стороне так же выгодна интенсификация сотрудничества с ЕАЭС. Однако здесь стоит сразу отметить принципиальный момент. Баку на данном этапе не видит ясных перспектив членства в объединении ввиду отсутствия мирного договора с Ереваном. Можно сказать, что на сегодняшний день это одно из ключевых политических препятствий для сближения Азербайджана с Евразийским экономическим союзом. Что касается экономической выгоды, то она в целом просматривается достаточно ясно: посредством вовлечения в евразийские интеграционные проекты Баку мог бы существенно расширить для себя внешние экспортные рынки, получить доступ к единому рынку труда ЕАЭС, что важно, учитывая стабильный наплыв азербайджанских предпринимателей и рабочих в Россию и другие страны Союза. Поэтому Азербайджан продолжает последовательное сближение с евразийским экономическим пространством посредством следующих форм сотрудничества: ЗСТ СНГ и в рамках координации с системой экономического регулирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Важно также подчеркнуть, что Азербайджан никогда не отказывался от сотрудничества, а в будущем возможно даже вступление в экономический союз, несмотря на затянувшийся процесс нормализации отношений с Арменией. Так, представители азербайджанского правительства неоднократно высказывали готовность вступать в экономические союзы, выгодные их стране. В 2015 г., на заре образования ЕАЭС, заместитель министра экономики и промышленности Азербайджана Севиндж Гасанова допускала возможность вступления страны. Важной вехой стало очное участие президента Азербайджана Ильхама Алиева в саммите Евразийского экономического союза, а именно — в заседании Высшего евразийского экономического совета, который проходил в мае 2023 г. в Москве. По итогам мероприятия Ильхам Алиев отметил, что «сам факт того, что впервые Азербайджан участвует в саммите ЕАЭС, говорит о том интересе, который Баку проявляет к этой структуре и о желании еще больше сближаться с государствами-членами».

Как отмечалось ранее, потенциал взаимодействия невероятно велик. Россия уже входит в топ-10 крупнейших импортеров азербайджанских товаров. Среди национальных богатств Азербайджана отмечаются продукты сельского хозяйства, бакинская нефть, минеральные ресурсы Южного Кавказа. Востребованность этих товаров как на современном рынке, так и среди развивающихся стран ЕАЭС не вызывает сомнения. Возьмем простой пример: Республика Беларусь не может похвастаться обилием полезных ископаемых. Для еще более успешного развития ее промышленности необходимы минеральные ресурсы, которыми весьма богат Азербайджан. Развитие интеграции между ЕАЭС и Азербайджаном могло бы предоставить участникам объединения возможность получать необходимое сырье в рамках единого рынка.

Также стоит отметить потенциальную привлекательность рынка ЕАЭС для Азербайджана. На территории государств — членов Союза проживает около 186 млн человек. Для азербайджанского бизнеса это гигантский рынок потребителей, который ввиду географической близости, не требует издержек на транспортировку и инфраструктуру. Режим свободной торговли между ЕАЭС и Азербайджаном позволил бы провозить товары без излишних таможенных формальностей.

Другим потенциальным вектором развития взаимодействия между ЕАЭС и Азербайджаном может быть формирование единой евразийской транспортно-логистической зоны. Потребность в ней обоснована исторически — в результате распада СССР была разрушена единая система взаимодействия между республиками. До этого момента в течение своего существования советское правительство выстраивало экономику директивно, через план, в котором каждой республике отводилась особая роль. Такая система, существуя годами, закрепила «разделение труда» между республиками — каждая из них развивала производство или добычу конкретных товаров или сырья. После распада СССР и образования национальных республик налаженное производство лишилось необходимой инфраструктуры. Вместо открытых границ между республиками появился таможенный контроль. В такой ситуации одной из целей образования таких надгосударственных союзов, как СНГ или ЕАЭС могло бы стать облегчение экономической коммуникации между странами. Однако в случае с ЕАЭС беспошлинная торговля между странами-участницами затруднена — Армения не имеет сухопутных или морских границ с другими странами — участниками Союза. Товарам России, Казахстана, Кыргызстана или Беларуси приходится проходить ряд таможенных пунктов прежде, чем попасть к потребителю из Армении.

Присоединение Азербайджана к зоне свободной торговли позволило бы создать единую транспортно-логистическую зону, лишенную анклавов наподобие Армении. Заключив договоры о транзитной зоне или об интеграции, страны ЕАЭС получили бы возможность транспортировать товары через Каспийское море и территорию Азербайджана. Другими словами, в случае договора появилась бы возможность создать реальное общее пространство свободной торговли внутри стран-участниц ЕАЭС. Это можно продемонстрировать следующим примером: товары из Республики Беларусь, которые должны проходить через ряд транзитных зон Грузии, теперь смогли бы доставляться через Россию и Каспийское море в Азербайджан, из которого уже попадали бы в Армению.

Преимущество создания единой транспортно-экономической зоны между ЕАЭС и Азербайджаном не исчерпывается свободным провозом товаров. Со времен СССР через Баку проходят несколько важных нефте- и газопроводов. Большинство стран ЕАЭС специализируется в своем экспорте на сырьевых ресурсах. Развитие единой транспортно-экономической зоны способствовало бы сокращению расходов на транспортировку нефти и газа в страны Ближнего Востока и Средней Азии.

Однако взаимодействие между государствами — членами ЕАЭС и Азербайджаном может протекать не только в рамках экономического и инфраструктурного сотрудничества. Длинная история культурных и политических отношений стран ЕАЭС и Азербайджана позволяет вести межкультурный диалог — обмениваться идеями, создавать общие образовательные инициативы и развивать науку. В рамках же такого межкультурного обмена возможно появление многих интересных идей и инициатив.

На сегодняшний день можно констатировать, что Россия, Азербайджан, Казахстан, Беларусь, Армения и другие страны СНГ — это множество развивающихся экономических систем. Пережив распад СССР и рецессию 1990-х гг., они находятся в состоянии экономического роста на протяжении последних двух десятилетий. Для облегчения торговли между экономически, политически и культурно близкими странами создаются надгосударственные союзы. Один из самых молодых и перспективных сегодня — ЕАЭС, объединяющий Россию, Белоруссию, Кыргызстан, Армению, Казахстан. Азербайджан на текущем этапе не присоединился к нему, но находится в тесных двусторонних отношениях с большинством из членов Союза. При этом сотрудничество Азербайджана и ЕАЭС в различных областях (инфраструктура, рынок, ресурсы, образование и т.д.) имеет колоссальный потенциал. От развития и укрепления экономического, логистического и культурного сотрудничества стран постсоветского пространства выиграют обе стороны — Азербайджан получит расширение доступа к огромному рынку потребителей и дешевых ресурсов, а страны ЕАЭС смогут укрепить свое экономическое благосостояние и географическое единство.