Краткая версия

Какие идеи и проекты Беларусь намерена реализовать в рамках ЕАЭС, как белорусское общество относится к интеграции в новое объединение, в чем причины возникающих экономических трений между Минском и Москвой в формате ЕАЭС, как добиться полного консенсуса между участниками объединения и впредь стараться их избегать – ответы на эти вопросы попытались дать белорусские эксперты Денис Мельянцов, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований, Арсений Сивицкий, директор белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований и Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Белоруссии, координатор общественно-политического проекта «Цитадель».

Полная версия

Когда в декабре 2010 г. было достигнуто соглашение о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России, Александр Лукашенко вместе с российским и казахским лидерами поддержал новый интеграционный проект. Но в мае 2014 г. после подписания в Астане Договора о создании ЕАЭС, белорусский президент сделал оговорку, что документ не совсем тот, на который рассчитывали в Минске. А рассчитывали на то, что Договор не будет предусматривать изъятий во взаимной торговле, особенно нефтью, газом и медикаментами. Вынесение вопроса регулирования торговли в этих сферах на двусторонний уровень вызвало неудовольствие белорусских властей.

Вскоре после того, как 1 января 2015 г. ЕАЭС официально начал работу, Белоруссия заявила, что оставляет за собой право покинуть объединение, если договоренности, достигнутые в рамках ЕАЭС, не будут соблюдаться. Поводом для этих высказываний стали введенные в январе Россельхознадзором ограничения на поставки ряда продуктов из Беларуси в Россию, минуя ЕАЭС.

В ЕАЭС хотят видеть эффективный экономический союз для сближения с экономиками стран-партнеров.

При этом белорусские власти неоднократно заявляли, что интеграция в ЕАЭС – приоритет для страны и Минск поддерживает возможность ускорения создания единых рынков энергоресурсов, транспорта и электроэнергии в рамках нового экономического объединения. Параллельно государство ведет переговоры с Всемирной торговой организацией, и 13 сентября сторонам удалось согласовать «дорожную карту» о присоединении Белоруссии к организации. Россия обещает помочь Минску стать членом ВТО.

В ЕАЭС Белоруссия видит экономический союз, способный помочь выжить в условиях глобальной турбулентности.

Какие идеи и проекты Беларусь намерена реализовать в рамках ЕАЭС, как белорусское общество относится к интеграции в новое объединение, в чем причины возникающих экономических трений между Минском и Москвой в формате ЕАЭС, как добиться полного консенсуса между участниками объединения и впредь стараться их избегать – ответы на эти вопросы попытались дать белорусские эксперты Денис Мельянцов, старший аналитик Белорусского института стратегических исследований, Арсений Сивицкий, директор белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований и Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Белоруссии, координатор общественно-политического проекта «Цитадель».

Как понимают цели и задачи ЕАЭС в Беларуси?

Денис Мельянцов

Денис Мельянцов: Минск видит в ЕАЭС возможность для беспрепятственного проникновения белорусских товаров на российский рынок (рынок ЕАЭС), а также доступа к дешевым энергоресурсам. В ЕАЭС хотят видеть эффективный экономический союз для сближения с экономиками стран-партнеров.

Белорусское общество всегда позитивно воспринимало интеграционные проекты с участием России, будь то Союзное государство, Таможенный союз или ЕАЭС. Но в основу любой интеграции с Москвой ставится экономическое, а не политическое измерение. В рамках российско-белорусских отношений для официального Минска важна международная поддержка со стороны России и тесное военное сотрудничество.

Минск заинтересован не только в расширении рынка сбыта своей продукции за счет ЕАЭС, но и в сотрудничестве в промышленной сфере со странами-партнерами по союзу, создании совместных евразийских корпораций для отстаивания своих экономических интересов на внешних рынках.

Арсений Сивицкий: В Белоруссии разделяют цели, прописанные в Договоре о ЕАЭС. Это стабильное развитие экономик стран-членов объединения, формирование единого рынка товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов ЕАЭС, модернизация и повышение конкурентоспособности национальных экономик. Минск заинтересован не только в расширении рынка сбыта своей продукции за счет ЕАЭС, но и в сотрудничестве в промышленной сфере со странами-партнерами по союзу, создании совместных евразийских корпораций для отстаивания своих экономических интересов на внешних рынках.

Алексей Дзермант: В ЕАЭС Белоруссия видит экономический союз, способный помочь выжить в условиях глобальной турбулентности. Белорусская экономика открытая и экспортоориентированная, поэтому и в ЕАЭС мы хотим видеть возможности для равного доступа к рынкам, кооперации, проведения согласованной промышленной и финансовой политики. В результате ЕАЭС должен стать значимым экономическим полюсом в глобальном масштабе.

Как ЕАЭС может способствовать или препятствовать решению экономических проблем в Беларуси?

Белоруссия заинтересована в равнодоходных ценах с Россией на энергоносители и в отсутствии препятствий для торговли. Это стало основным мотивом интеграции в ЕАЭС.

Денис Мельянцов: Белоруссия заинтересована в равнодоходных ценах с Россией на энергоносители и в отсутствии препятствий для торговли. Это стало основным мотивом интеграции в ЕАЭС. Если ограничения в торговле будут устранены и по-настоящему будет обеспечена свобода движения товаров, услуг, людей и капиталов, то интеграция в ЕАЭС, очевидно, будет способствовать экономическому росту стран-участниц. При ратификации договора о ЕАЭС Белоруссия заявила о выполнении взятых на себя обязательств при условии устранения всех ограничений в торговле. Но пока интеграция в рамках ЕАЭС показывает, что для достижения поставленных целей необходимо преодолеть множество преград, часто искусственно и политически мотивированных.

Арсений Сивицкий

Арсений Сивицкий: В Белоруссии сохранился значительный промышленный потенциал, и ЕАЭС рассматривается как союз, способный углубить индустриальные связи государств-членов. В перспективе странам ЕАЭС стоит выработать единую промышленную политику. Программа председательства Белоруссии в ЕАЭС в 2015 г. исходит из того, что этот союз должен стать мощным ресурсом для модернизации и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц. Но чтобы это произошло, важно развивать технологические инновации, углублять производственную кооперацию, создавать так называемые евразийские транснациональные корпорации в странах-участницах ЕАЭС. Такие методы позволят странам объединить усилия на внешних рынках, а не конкурировать друг с другом на внутреннем рынке ЕАЭС. Создание евразийских ТНК (например, объединение белорусского МАЗа и российского КАМАЗа в холдинг) может, по сути, стать основой реализации единой, скоординированной промышленной политики. Пока готовых и устраивающих все стороны решений по экономическим вопросам внутри ЕАЭС нет, но если страны начнут слаженно сотрудничать, то амбиции станут реальностью.

В перспективе странам ЕАЭС стоит выработать единую промышленную политику.

Другим инструментом, стимулирующим промышленное сотрудничество стран ЕАЭС, могут стать совместные научно-технические программы и их последующая локализация в виде создания совместных производств. Для этого имеется опыт программ, реализованных в рамках Союзного государства. Это, например, программы «Совершенствование системы защиты общих информационных ресурсов Беларуси и России на основе высоких технологий», «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли», «Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012-2016 годы» и др. Благодаря этим программам у Белоруссии появился собственный спутник и был создан белорусско-российский суперкомпьютер «Скиф».

Для развития ЕАЭС нужны новые драйверы роста. Свободы движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала явно не достаточно, и совместные научно-технологические проекты могли бы стать таковыми.

Алексей Дзермант

Алексей Дзермант: Для поддержания конкурентоспособности белорусских товаров Минску очень важно упразднить и изъять ограничения на рынке энергоресурсов. Как наиболее промышленно развитая республика Белоруссия заинтересована в начале процесса реиндустриализации в рамках ЕАЭС. Это позволит модернизировать уже имеющиеся промышленные мощности и создать новые. Если процесс интеграции в ЕАЭС будет сопровождаться полумерами, и сохранятся изъятия энергоресурсов, то Минск может поставить под вопрос целесообразность существования объединения, которое препятствует развитию национальных экономик его стран-участниц.

Как создание ЕАЭС может повлиять на отношения Белоруссии с другими государствами или международными организациями?

Денис Мельянцов: Отношения Белоруссии с ЕС и США находятся на крайне низком уровне; в отношении страны действуют санкции, поэтому интеграция с ЕАЭС повлияла на отношения с Западом минимальным образом. Белоруссия участвует в программе ЕС «Восточное партнерство» наряду с другими постсоветскими странами, но никогда не ставила и не ставит перед собой цели заключить соглашение об ассоциации с ЕС или вступить в Евросоюз. Минск заинтересован в установлении хороших, взаимовыгодных отношений с ЕС и США, но препятствуют этому требования Запада по демократизации Белоруссии, а вовсе не интеграция в ЕАЭС.

Для поддержания конкурентоспособности белорусских товаров Минску очень важно упразднить и изъять ограничения на рынке энергоресурсов.

Арсений Сивицкий: Белоруссия до сих пор не является членом ВТО, хотя Россия вступила в эту организацию еще в 2012 г, а Казахстан в 2015 г. завершил переговоры по вступлению. При этом ЕАЭС создавался, основываясь на принципах и нормах ВТО. Получается парадоксальная ситуация, когда Белоруссия, не являясь членом ВТО, вынуждена работать по правилам организации внутри ЕАЭС, но дивидендов от этого не имеет. Минск заинтересован в скорейшем присоединении к ВТО, а участие в ЕАЭС могло бы способствовать этому.

Минск заинтересован в установлении хороших, взаимовыгодных отношений с ЕС и США, но препятствуют этому требования Запада по демократизации Белоруссии, а вовсе не интеграция в ЕАЭС.

Белорусские власти заинтересованы в активном сотрудничестве между ЕАЭС и ЕС в экономической сфере в рамках декларируемой ранее парадигмы единого пространства от Лиссабона до Владивостока. Белоруссия позиционирует себя как ворота на рынок ЕАЭС и вполне может претендовать на этот статус при условии проведения структурных реформ и либерализации экономики.

Считается, что участие Белоруссии в ЕАЭС позитивно влияет на переговоры с другими международными организациями. Никакого политического и экономического давления из-за участия Минска в ЕАЭС со стороны мировых держав нет. Скорее наоборот, посредничество Белоруссии в урегулировании украинского кризиса активизировало интерес к стране со стороны ЕС, США и Китая.

Получается парадоксальная ситуация, когда Белоруссия, не являясь членом ВТО, вынуждена работать по правилам организации внутри ЕАЭС, но дивидендов от этого не имеет.

ЕАЭС – это экономический союз, и поэтому вопросы военно-политического сотрудничества по-прежнему остаются в сфере национальной компетенции. Для Беларуси основополагающий конструкт безопасности – совместная российско-белорусская группировка войск в рамках Союзного государства, а также механизмы координации внешней политики и политики безопасности с Россией. Но это не мешает Минску сотрудничать с другими региональными структурами безопасности: ОДКБ, силовым компонентом в рамках СНГ, Программой НАТО «Партнерство ради мира», ОБСЕ, Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и др.

Алексей Дзермант: Повлияет позитивно. Например, благодаря созданию ЕАЭС активизировались отношения Белоруссии с Китаем, и стала возможной реализация масштабного китайско-белорусского проекта – индустриальный парк «Великий камень». Единое таможенное пространство, общий рынок, инфраструктурные и транспортные проекты в рамках Таможенного союза и ЕАЭС создают благоприятные возможности для создания таких точек роста. Белоруссия, как участница ЕАЭС, становится привлекательной для инвесторов из ЕС, заинтересованных в сотрудничестве как с Россией, так и с Китаем. Минск предстает естественной площадкой реализации «интеграции интеграций» и создания единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

Экономическая интеграция – это готовность стран разделять риски всех участников союза. Как, на Ваш взгляд, экономические кризисы в других странах-участницах ЕАЭС могут повлиять на экономику Вашей страны?

Никакого политического и экономического давления из-за участия Минска в ЕАЭС со стороны мировых держав нет.

Денис Мельянцов: Экономическое сотрудничество Беларуси с Казахстаном, Арменией и Киргизией развито слабо, поэтому кризисы в этих странах не способны оказать существенного негативного влияния на белорусскую экономику. Главный торговый партнер Белоруссии – Россия (48% белорусского экспорта ориентировано на Россию), и трудности в российской экономике моментально влияют на белорусскую. Девальвация российского рубля, продовольственные антисанкции, а также торговые преграды для белорусских товаров, регулярно устанавливаемые Москвой, уже привели к тому, что белорусское руководство заявило о необходимости скорейшей диверсификации экспорта и ухода от торговой зависимости от России.

Минск предстает естественной площадкой реализации «интеграции интеграций» и создания единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

Арсений Сивицкий: Экономический кризис в России, вызванный западными санкциями из-за ситуации на Украине, а также внутренние структурные проблемы в российской экономике оказали негативное влияние на экономическое развитие Белоруссии. При запланированном правительством на 2014 г. росте ВВП на 3,3%, реальный рост, во многом по причине кризисных явлений в России, составил только 1,6%. Это подтверждает сильную зависимость белорусской экономики от российской. В среднесрочной перспективе эта зависимость продолжится при общем отрицательном прогнозе роста российской экономики.

Трудности в российской экономике моментально влияют на белорусскую.

Снижение темпов экономического роста и снижение покупательской способности российского рынка повлияло на сокращение белорусского экспорта в Россию. Именно поэтому белорусские власти предложили руководству России реализовать совместный антикризисный план для нивелирования негативного воздействия кризиса на страны. Белоруссия готова разделять экономические риски в той степени, в какой российская готова прилагать совместные усилия по их смягчению.

Белорусское руководство заявило о необходимости скорейшей диверсификации экспорта и ухода от торговой зависимости от России.

Алексей Дзермант: Недавняя девальвация российского рубля резко снизила конкурентоспособность многих белорусских товаров. Власти в Минске были вынуждены проводить плавную девальвацию национальной валюты. У россиян снижается покупательская способность, а значит, падает сбыт и белорусской продукции. В такой ситуации власти Белоруссии вынуждены думать о диверсификации рынков сбыта, хотя, очевидно, что российский рынок невозможно ничем заменить. С другой стороны, западные санкции против России способствовали росту поставок белорусской сельскохозяйственной продукции, открылись новые возможности кооперации в военно-промышленной сфере. Представляется, что именно через кооперацию всех участников ЕАЭС возможна минимизация рисков и последствий кризисных явлений.

ЕАЭС должен «заработать в полную силу» к 2025 году. Каким Вы видите союз через 10 лет?

Денис Мельянцов: Ситуация на всем постсоветском пространстве нестабильна. Думаю, динамика цен на нефть, развитие ситуации вокруг Украины, способность политических элит модернизировать экономики своих стран будут определять будущее не только ЕАЭС, но и всего СНГ. Заморозка интеграции в рамках ЕАЭС может произойти из-за неспособности России быть притягательным интеграционным полюсом (в плане технологий, инноваций, культуры и т.д.) и донором для постсоветских стран. В условиях кризиса государства ЕАЭС, вероятнее, предпочтут решать свои проблемы самостоятельно.

Арсений Сивицкий: К 2025 г. должно завершиться формирование общего рынка и устранение всех препятствий на пути свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Опыт европейской интеграции показывает, что рано или поздно в ЕАЭС начнется обсуждение вопроса о создании единой валютной зоны. Пока консенсуса по этому вопросу нет. Стоит другая задача – перейти во взаимной торговле между странами ЕАЭС на расчеты в национальных валютах.

Представляется, что именно через кооперацию всех участников ЕАЭС возможна минимизация рисков и последствий кризисных явлений.

В ЕАЭС пока не предвидится создания каких-либо общих фондов для реализации инфраструктурных и промышленных проектов, аналогичных Фонду Великого шелкового пути, Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций или Европейскому фонду стратегических инвестиций. Хотя их востребованность сегодня очевидна для стимулирования роста экономик, входящих в ЕАЭС стран.

Заморозка интеграции в рамках ЕАЭС может произойти из-за неспособности России быть притягательным интеграционным полюсом.

В случае длительной геополитической напряженности между Россией и Западом ЕАЭС будет сталкиваться с новыми экономическими препятствиями, дискредитируя цели, прописанные в договоре в ЕАЭС, а значит, становясь менее привлекательной интеграционной структурой для участников ЕАЭС. В итоге это может привести к кризису евразийских интеграционных процессов и возможному коллапсу ЕАЭС.

Через десять лет хотелось бы видеть ЕАЭС полноценно работающим интеграционным объединением и глобальным экономическим полюсом.

Алексей Дзермант: Через десять лет хотелось бы видеть ЕАЭС полноценно работающим интеграционным объединением и глобальным экономическим полюсом. Вероятно, к этому времени в ЕАЭС войдут не только постсоветские, но и государства иных регионов. Может назреть необходимость создания единой валюты ЕАЭС. Не исключена более тесная политическая интеграция стран-участниц союза по примеру Союзного государства России и Белоруссии, но обеспечивающая достаточную степень суверенитета национальных государств.

Дискуссия экспертов из Белоруссии о перспективах и рисках участиях в ЕАЭС позволяет заключить:

    • Минск рассчитывает, что ЕАЭС позволит стабилизировать экономическое положение страны в периоды кризисов в мировой экономике и откроет свободный, равный, политически немотивированный доступ к торговле, энергоресурсам, капиталам;
    • Белоруссия обладает существенным промышленным потенциалом, и проведение согласованной промышленной политики в рамках ЕАЭС позволило бы этот потенциал укрепить;
    • Основной экономический партнер Белоруссии в рамках ЕАЭС – Россия. Торговые, промышленные, финансовые связи Минска с другими странами членами ЕАЭС: Казахстаном, Киргизией, Арменией – развиты недостаточно;
    • Белоруссия заинтересована в развитии экономических отношений не только с Россией и странами ЕАЭС, но и с ЕС, Китаем и другими партнерами для диверсификации рынков сбыта белорусской продукции.
    • Минск хотел бы через ЕАЭС возобновить экономическое сотрудничество с ЕС, а в краткосрочной перспективе стать членом ВТО.

 Подготовила Галия Ибрагимова консультант ПИР-Центра.