Электронная интернационализация вузов (2016–2017 гг.)
Англоязычные интернет-ресурсы российских университетов
Электронная интернационализация вузов (2016–2017 гг.)
Англоязычные интернет-ресурсы российских университетов
От авторов
Представляемый читателю отчет – результат нового этапа исследования англоязычных интернет-ресурсов российских университетов. Он является продолжением базового доклада Российского совета по международным делам (РСМД) «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов», который был выпущен в 2015 г.

В течение 2016 и начала 2017 гг. исследовательская группа РСМД продолжала мониторинг англоязычного контента ведущих российских университетов. По результатам этой работы была обновлена база данных и рассчитан «Индекс электронной интернационализации» за 2016–2017 гг. Новый массив данных позволяет оценить динамику развития интернет-ресурсов российских университетов. Методология исследования не менялась. В выборку вошло 47 российских университетов (на один университет больше по сравнению с 2015 г.). В их числе – федеральные университеты, научно-исследовательские университеты, университеты с сильной подготовкой по иностранным языкам или ориентированные на зарубежные аудитории.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать сильные и слабые стороны развития англоязычного контента на электронных ресурсах российских университетов. На этой основе мы дали ряд рекомендаций, которые могут использоваться нашими партнерами в вузах. Мы также продолжили развитие образовательных программ и тренингов для университетов, которые ставят перед собой задачу интернационализации и выхода на зарубежные рынки образовательных услуг. В современных условиях решение этой задачи без активного присутствия в англоязычном сегменте Интернета представляется затруднительным: английский превратился в язык глобального общения и даже успешное продвижение русскоязычных образовательных программ требует англоязычного маркетинга для успешной борьбы с зарубежными конкурентами.

Мы исходили из гипотезы о том, что эффект «низкой базы» даст возможность заметно улучшить результаты вузов, которые в 2015 г. получили низкие оценки. Однако проведенный анализ опроверг эту гипотезу. В рейтинге поднимаются как раз университеты из первой группы – в течение года они приложили существенные усилия по развитию англоязычных интернет-ресурсов. Конкуренция внутри этой группы заметно возросла. И наоборот, подавляющее большинство отстающих оставили англоязычный контент без существенных изменений. Иными словами, лидеры рейтинга стали заметно сильнее, а слабые не приложили усилий для роста. Примечательно также, что российские лидеры сумели сократить отставание от целого ряда университетов из первой сотни популярного рейтинга QS.

Индекс электронной интернационализации российских вузов, как любая модель, имеет свои ограничения. Он дает представление об ограниченном наборе параметров и должен выступать лишь одним из критериев в оценке международной деятельности российских университетов. Сама эта модель остается открытой для дальнейшей критики со стороны исследователей и практиков как в России, так и за рубежом.


Выводы
В 2016 г. снизился разрыв между лидерами рейтинга. НИУ ВШЭ добился впечатляющих результатов, но ближайшие «преследователи» сократили свой отрыв.
Высокая конкуренция приводит к тому, что даже прирост в баллах далеко не всегда оборачивается повышением места в рейтинге. Несмотря на уже высокие позиции группы лидеров в 2015 г., почти все вузы из первой группы улучшили свои результаты. Лидеры рейтинга активно наращивали свои баллы даже несмотря на отсутствие эффекта «низкой базы», и наоборот, университеты из других групп наращивают баллы медленнее.
Вторая группа университетов также набрала больше баллов. Но динамика хуже, чем у лидеров. Эту группу составили университеты, в подавляющем большинстве ухудшившие свои позиции в рейтинге.
Две трети университетов из третьей группы получили одинаковые по сравнению с 2015 г. баллы. «Отстающие» не предпринимают усилий для развития своих интернет-ресурсов и неизбежно утратили позиции в рейтинге.
Если в 2015 г. региональная принадлежность вуза была слабо связана с его местом в рейтинге, то в 2016 г. заметных результатов достигли именно региональные вузы.
Ряд крупных и известных вузов слабо отражает свой потенциал на англоязычных сайтах. Бросается в глаза низкое положение в третьей десятке таких известных университетов, как МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГЛУ им. Мориса Тореза. Значительно лучшие показатели мог бы продемонстрировать и МГИМО МИД России с его передовой языковой подготовкой и большим числом международных программ.
По сравнению с 2015 г. лидеры российского рейтинга приблизились к своим зарубежным конкурентам из рейтинга QS. Более того, уже семь российских университетов из первой десятки (МФТИ, ДВФУ, ТПУ, СФУ, ННГУ, УРФУ, РУДН) набрали больше баллов, чем такие университеты из первой сотни QS, как Корейский университет, Университет Абу-Даби, Высшая нормальная школа Парижа.
В 2016 г. российские университеты обогнали своих зарубежных конкурентов в следующих разделах: «Миссия», «Об университете», «Поступление», «Наука». По разделам «Новости», «Сотрудники», «Партнеры» отрыв от зарубежных вузов минимален.
В разделах «Библиотека», «Карьера», «Выпускники», «Факультеты и подразделения» российские вузы идут далеко позади университетов из первой сотни рейтинга QS.
Изменения, которые произошли за 2016 г. на сайтах российских вузов, носят часто косметических характер: идет работа по наиболее простым в выполнении разделам. При этом разделы, требующие глобальных структурных изменений («Библиотека», «Карьера», «Выпускники»), по большей части модифицированы не были.
Рейтинг англоязычного контента сайтов российских университетов
Степень выполнения отдельных элементов разделов сайта российскими вузами и зарубежными университетами из числа первой сотни рейтинга QS
Полная версия доклада
Авторы: Иван Тимофеев (рук.), Анна Кузнецова.
Выпускающие редакторы: Тимур Махмутов, Екатерина Чимирис, Александр Тесля.
© 2017 Российский совет по международным делам,
russiancouncil.ru