Предлагаемый доклад стал результатом почти трехлетней работы сотрудников Российского совета по международным делам (РСМД). Ее цель состояла в содержательном анализе англоязычных порталов российских университетов. Исследование велось в самом тесном партнерстве с одиннадцатью университетами – корпоративными членами РСМД. Представители университетов дали нам огромный массив информации о различных сторонах интернационализации, о специфике своей международной деятельности и использовании интернет-ресурсов для продвижения в международной образовательной среде. Они приняли самое активное участие в апробации многих идей и предложений, которые предлагаются в настоящем докладе.
Задача изучения интернет-ресурсов российских вузов стала логичным продолжением развития сотрудничества РСМД с университетами, начавшегося в 2011 г. Основная цель этой работы – создать предельно конкретный аналитический и образовательный продукт, который мог бы применяться университетами для решения задач, связанных с развитием интернет-ресурсов. В числе приоритетов рассматривались повышение привлекательности наших университетов за рубежом, рост их эффективности в качестве экспортеров образования.
Мы попробовали выявить проблемные вопросы интернационализации наших университетов. Одним из них оказалась эффективная организация содержания (контента) их англоязычных сайтов. На проблему как таковую мы обратили внимание в процессе работы над интернет-порталом РСМД. Имея собственный опыт, при изучении университетских сайтов мы отметили разрыв между высоким уровнем технического исполнения интернет-ресурсов вузов с одной стороны, и слабостью их наполнения контентом с другой.
Но одно дело – увидеть проблему. И совсем другое – проанализировать ее, перевести на язык данных, подготовить типовые решения для университетов. Именно этой задаче была посвящена наша работа. В ходе реализации проекта состоялись рабочие встречи с представителями одиннадцати крупных университетов, являющихся корпоративными членами РСМД. Был изучен целый ряд сайтов российских и зарубежных вузов. Сам этот процесс потребовал стандартизировать нашу аналитическую работу, перевести информацию о содержании сайтов на язык переменных. Сделать это было непросто. Ведь портал – это «живой организм», подстройка которого под любую общую схему неизбежно вызывает сложности. Полученная информация дала возможность организовать и провести более десятка учебных семинаров для российских университетов в Архангельске, Екатеринбурге, Калининграде, Красноярске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Томске, Якутске.
Представляемый доклад стал обобщением полученных результатов. Удалось стандартизировать информацию о сайтах 45 российских и 11 зарубежных университетов в виде количественных данных. На этой основе был подготовлен «Индекс электронной интернационализации» российских университетов, который мы планируем обновлять на постоянной основе.
Как и любой индекс, предлагаемый инструмент имеет свои ограничения. Несомненно, он отражает лишь часть университетской активности в цифровой среде и еще меньшую часть деятельности вузов в развитии своих международных контактов. Эти ограничения очевидны. Индекс рассматривается нами в качестве лишь одного из возможных инструментов, которые университеты могут использовать в развитии своих электронных ресурсов и международных связей.
Вместе с тем, мы с удовлетворением отмечаем, что целый ряд наших наработок уже востребован университетами, а порталы нескольких ведущих российских вузов получили свое развитие благодаря нашему тесному сотрудничеству.