Международное научное сотрудничество

Интернет-лицо российской науки

19 августа 2020

Российский совет по международным делам (РСМД) с 2015 г. ежегодно выпускает доклад «Электронная интернационализация российских университетов». В нём содержатся рекомендации для развития англоязычных интернет-порталов и продвижения университетов в социальных сетях. В 2020 году в этой независимой внешней оценке участвовали 67 российских вуза. Перед ними стоят задачи привлечения иностранных студентов, сформулированные в том числе в рамках нацпроекта «Экспорт образования».

Понятно, что международная конкуренция за рынок образовательных услуг, который в 2019 году превысил 90 млрд долл. США и почти догнал рынок вооружений, высока. Пандемия COVID-19 и резкий транзит образования в он-лайн только обострили эту конкуренцию в условиях падения академической мобильности и университетских доходов по всему миру.

Отрадно отметить, что лидеры университетского образования в России из года в год прогрессируют в рейтинге РСМД, планомерно улучшая свои англоязычные каналы коммуникации. Сокращается и разрыв между лидерами, представляющими в основном проект «5-100», и вузами «отстающей группы». Если несколько лет назад мало кто из вузов имел работоспособный англоязычный эккаунт в facebook или канал в youtube, которые профессионально ведут нанятые университетами экспаты-носители языка, то сегодня самые продвинутые запускают собственные микроблоги на китайском языке на Weibo или Q Zone, экспериментируют с различными каналами продвижения на арабском, испанском, португальском и вьетнамском языках.

Лично для меня было удивительным, что ректора, первые лица ведущих вузов лично принимают участие в круглых столах, организованных РСМД по этой теме. Ведь обычно интернет-сайт, тем более его иноязычный вариант в операционных процессах многих российских университетов - типичный представитель back-office, support, предмет чаяний на уровне отдела информационных технологий, международного отдела или отдела общественных коммуникаций с соответствующими ресурсами в распоряжении и вниманием руководства.

На этом фоне разрыв усилий отечественных университетов с институтами Российской академии наук выглядит весьма примечательно. Хотя перед последними стоит равнозначно нетривиальная задача из другого нацпроекта – «Наука» - по привлечению зарубежных учёных и высококвалифицированных специалистов для проведения прорывных исследований в России и обеспечения технологического лидерства страны. Механизмы для подобной работы в стране созданы. Так, все без исключения грантовые программы Российского научного фонда (РНФ) доступны для различных категорий иностранных учёных и представителей российской научной диаспоры – от талантливых молодых постдоков до высококлассных «звёзд», от уровня руководителя проекта до обычного исполнителя-студента. Кроме того, с 2010 года российское правительство предлагает зарубежным учёным работать в рамках программы мегагрантов. Победителями стали 272 ведущих ученых из 35 стран. Около 40% получателей этих грантов – представители российской научной диаспоры.

Однако масштабы привлекаемого потока иностранных специалистов пока ограничены. Например, за всё время работы РНФ (с 2014 года) были поддержаны около 200 руководителей проектов с иностранным гражданством, порядка 700 основных исполнителей проектов. Это сравнимо со штатом нескольких научных институтов. Даже если добавить возвращающуюся из-за рубежа российскую научную диаспору, для решения амбициозных задач по развитию науки в России этого явно недостаточно.

Помимо создания привлекательных финансовых, организационных и карьерных условий для проведения исследовательской работы на территории России необходимо совершенствовать и продвигать «цифровые портреты» организаций, в которых проводятся исследования. Особенное внимание при этом требуется объектам научной инфраструктуры, уникальным научным установкам, коллекциям, архивам и другим центрам коллективного пользования, к работе на которых зачастую приглашают учёных из-за рубежа. Так, нет англоязычного сайта у Федерального исследовательского центра Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР), который располагает уникальной в мировом масштабе коллекцией генетических ресурсов растений и включает многие исчезнувшие сорта и популяции. Другие академические институты, в том числе из числа лидеров российской науки, если и имеют порталы на английском языке, то зачастую весьма фрагментарные, без актуальных новостей и другой необходимой информации, характерной для мировых научных центров. То же самое касается отдельных научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) – флагманского проекта национального проекта "Наука". Это не идёт на пользу новым международным проектам и коллаборациям, не способствует продуктивным контактам организаций и учёных.

Вузы уже де-факто выиграли у РАН гонку за конкурсные гранты на проведение исследований. Если посмотреть на топ-10 организаций по количеству грантов РНФ, то академические институты ухудшают свой результат со счёта 3:7 (в 2015 г.) до разгромного поражения 1:9 (в 2019 г.). Институтам академии наук, а также их учредителям, стоит обратить внимание на лучшие практики, которые сегодня внедряются в вузах и демонстрируют свою эффективность. Это касается цифровой трансформации и продвижения своих интересов в англоязычной среде не только в форме научных публикаций, к которым институты худо-бедно привыкают и приспосабливаются, но и в электронных каналах коммуникации через интернет-сайты и соцсети. Сейчас самое подходящее время, чтобы экспериментировать в диджитале, совершить цифровой рывок и развить или получить новые компетенции.