Блог Леонида Цуканова

Россия и Йемен: зеркало стратегических интересов

15 июля 2020

Авторы: Леонид Цуканов, директор Уральской ассоциации молодых ближневосточников, Салем Небрас Адель Мохаммед, магистрант-международник УрФУ им. Б.Н. Ельцина, военный специалист (Йемен).

Вопрос о перспективах развития сотрудничества между Россией и Йеменом традиционно остается предметом дискуссий. При выстраивании долгосрочного сотрудничества важно, в том числе, понимать, как видят друг друга стороны, и какие интересы они преследуют при развитии контактов.

Данный материал, подготовленный в соавторстве специалистами из России и Йемена, является попыткой взглянуть на ситуацию одновременно с двух сторон и тем самым выявить не только «точки соприкосновения», но и расхождения взглядов.


REUTERS/Mohamed al-Sayaghi

Йемен для России

С началом 2000-х гг. отношения России и Йемена стремительно развивались. Близость подходов двух стран по большинству глобальных и региональных проблем нашла отражение в Декларации о принципах дружественных отношений и сотрудничества (2002 г.), а межправительственные соглашения — включая Соглашение о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта и туризма (2002 г.) и Соглашение о взаимной защите капиталовложений (2002 г.) — заложили прочный фундамент для двустороннего взаимодействия. Несмотря на то, что с началом гражданской войны в Йемене в 2014 г. большинство совместных инициатив было свернуто, а российское дипломатическое присутствие прекращено с декабря 2017 г., Россия по-прежнему внимательно следит за событиями в стране и оказывает Йемену поддержку по линии Совбеза ООН.

Если сместить акцент на двусторонние отношения, то, в условиях постепенного наращивания присутствия России на Ближнем Востоке, на первый план вновь выходит военное сотрудничество. Российский военный бренд традиционно пользуется популярностью в странах региона, и Йемен в данном случае не исключение. Еще в 2009 г. Йемен объявил о готовности закупать у России истребители, вертолеты и колесную технику. Аналогичные договоренности были достигнуты и в 2013–2014 гг. — к тому моменту Рособоронэкспорт предполагал осуществить заказ до конца 2021 г. Однако, ввиду действующего с 2015 г. оружейного эмбарго, эти контракты заморожены, и говорить о перспективах их реализации пока не приходится.

Другой важный аспект, который Россия принимает в расчет, — территориальный. Йемен занимает выгодное стратегическое положение в регионе и, несомненно, приобретает особую важность в контексте обеспечения долгосрочных интересов России на Ближнем Востоке. Российская сторона по-прежнему заинтересована в использовании йеменских морских портов в качестве перевалочных баз для своего военного и торгового флотов. Особый интерес в данном случае представляет архипелаг Сокотра — о планах восстановить здесь морскую базу российское оборонное ведомство заявляло еще в 2009 г.

Отдельно на повестке дня стоит тема борьбы с международным терроризмом и пиратством. Россия поддерживает усилия международной коалиции по борьбе с действующими на территории страны террористическими группировками, а также по противодействию росту пиратства. Руководствуясь идеями Концепции коллективной безопасности в зоне Персидского залива, предложенной в 2019 г., Россия стремится обеспечить максимальное вовлечение региональных государств и международных организаций в процесс конструирования новой системы безопасности. Подобный шаг позволит в перспективе возродить более ранние концепции и проекты, в которых Йемен фигурирует в качестве участника — например, т.н. «Аденскую инициативу» по созданию в Адене регионального центра по борьбе с пиратством.

С другой стороны, необходимо принимать в расчет, что Россия — далеко не единственная страна, претендующая на усиление связей с Йеменом. Свои интересы на территории страны отстаивают также Египет, Катар, ОАЭ, Иран, Турция и Саудовская Аравия. И, в отличие от России, им, зачастую, удается достичь больших успехов.

Лучше всего это прослеживается в сфере экономического сотрудничества. Конфликт в Йемене привел к серьезной перетасовке российских планов в Йемене и, по оценкам исследователей, стал причиной срыва нескольких десятков крупных контрактов (особенно в области нефтегазовой добычи). Так, если в 2013–2015 гг. месторождения нефти и газа, расположенные близ городов Бальхаф (провинция Шабва) и Эль-Гайда (провинция эль-Махра), рассматривались российскими компаниями как перспективные районы добычи, то сегодня на них негласно «правят бал» компании Саудовской Аравии и ОАЭ, закрепляя свое присутствие инфраструктурными проектами. Свои цели преследует и Турция, последнее время все чаще пытающаяся увеличить экономическое и политическое влияние в Мокке и Шабве.

Дополнительную сложность вносит некая «размытость» образа России в массовом сознании населения Йемена. Знакомство с публикациями крупных национальных информационных агентств (Mareb Press, Mosnad, Al Motamar, Al Yemen Al Araby и др.) наводит на мысль, что не все понимают мотивы российской политики в Йемене и, как следствие, не до конца уверены в обоснованности развития сотрудничества с Россией. Для подавляющего большинства йеменских масс-медиа наиболее предпочтительным союзником выглядят ОАЭ, поскольку те глубоко вовлечены в региональные процессы и ведут более решительную игру на йеменском направлении.

Россия для Йемена

В отличие от многих стран Запада, избравших себе в конфликте условных «фаворитов», Россия стремится к развитию многоуровневого диалога со всеми крупными участниками конфликта. С одной стороны, Москва признает легитимность правительства Хади, как «законно избранной политической силы», подчеркивая важность их участия в миротворческом процессе, а, с другой стороны, номинально поддерживает Южный Переходный Совет (ЮПС), действующий на Юге страны. Не выпадает из фокуса российской внешней политики и взаимодействие с представителями движения «Ансар Аллах» (хуситы), реализуемое при активном посредничестве Ирана.

Несмотря на существенное снижение интенсивности контактов, у России и Йемена остаются некоторые точки соприкосновения. В частности, следует упомянуть сотрудничество по линии высшего образования. Россия по-прежнему является хорошим партнером Йемена в вопросах подготовки военных специалистов и гражданских служащих. По оценкам ФГБУ «Главэкспертцентр», за полтора десятилетия сотрудничества в этой области (2004–2020 гг.) высшее образование в России получили более 50 тыс. человек, и эта цифра продолжает постепенно расти даже в условиях кризиса. Ожидается, что в 2020–2022 гг. процент йеменских студентов в России увеличится не менее чем на 2.5 пункта.

Кроме того, Россия традиционно интересна для Йемена и как партнер в сфере развития инфраструктурных и логистических проектов. В довоенный период (2013–2014 гг.) российские специалисты вели реконструкцию ТЭС в Адене, а также параллельно разрабатывали проекты строительства ТЭС в Ходейде и Мохе, а также развития сети автомобильных дорог в стране. Разумеется, в условиях затяжного конфликта, реализация данных инициатив отложена на неопределенный срок, но договоренность между российскими и йеменскими подрядчиками сохраняется.

С другой стороны, в вопросе развития инфраструктуры серьезным конкурентом для России в обозримом будущем может стать Китай — его глобальный логистический проект «Один пояс, один путь» вызывает живой интерес у йеменских политиков. Прежде всего, это обусловлено наличием примеров успешной реализации китайских инфраструктурных инициатив в Афганистане — особенно в районах, где периодически происходят вооруженные столкновения. Высока вероятность, что усиление сотрудничества с КНР в области логистики и инфраструктуры станет одним из первых решений йеменского руководства при переходе конфликта в относительно спокойную фазу. Аналогичные подвижки могут возникнуть и в сфере подготовки военных специалистов. Несмотря на то, что большая часть арсеналов страны состоит из советских и российских вооружений, контрабандные поставки из третьих стран ведут к неизбежному увеличению доли китайского оружия и бронетехники у противоборствующих сторон, что, в свою очередь, актуализирует вопрос дополнительной подготовки кадров.

Есть определенные сомнения и по поводу перспектив размещения российской базы на архипелаге Сокотра. Учитывая, что данный архипелаг с 2019 г. формально находится в зоне влияния ОАЭ, а лояльные Дубаю «Защитники Сокотры» пользуются значительной поддержкой местного населения, достижение контроля над архипелагом дипломатическим путем в ближайшей перспективе маловероятно. В то же время Россия все еще имеет возможность разместить свои военные базы в Йемене, выбрав в качестве точки базирования своих кораблей Аден.

Заключение

Как показывает проведенный выше анализ, у России и Йемена, несмотря на сложную региональную ситуацию, остаются точки соприкосновения. Москва по-прежнему видит в Сане (а также, де-факто, в Адене) перспективных партнеров для переговоров и развития долгосрочных совместных инициатив. Обе стороны демонстрируют значительную заинтересованность в участии в создании новой системы безопасности в регионе Персидского Залива, а также в укреплении экономических связей. Все это, в свою очередь, может стать хорошим фундаментом для возобновления сотрудничества после урегулирования конфликта на территории страны.

В то же время следует понимать, что текущая военно-политическая обстановка в Йемене едва ли позволит качественно проработать хотя бы одно из заявленных направлений, а все попытки «удаленно» использовать инструменты влияния (в том числе через создание положительного образа в национальных масс-медиа) принесут только ложные ожидания. Также важно принимать во внимание, что, ввиду общей региональной специфики, позиции Саудовской Аравии и ОАЭ на территории Йемена априори более сильные и выгодные, и России, несомненно, придется считаться с интересами своих арабских партнеров — в противном случае, это чревато проблемами в российско-саудовских и российско-эмиратских отношениях.

С другой стороны, Россия способна сыграть в Йемене и «на упреждение», грамотно применив принцип «разделяй и властвуй». Использование обострившихся противоречий между арабскими странами и Турцией вокруг Сокотры и Шабвы, а также отвлекающие маневры «за чертой» конфликта (военно-политические — в Сирии, дипломатические — в Ливии), усиленные постоянной работой по линии ООН, позволит на короткий срок перенести фокус противостояния на Восточное Средиземноморье, где также сильно сталкиваются интересы упомянутых стран. Отвлечение внимания (хоть и весьма условное) позволит несколько разрядить обстановку и сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки. В данном ключе первоочередными шагами для России при организации разрядки должны стать достижение оптимального баланса между сложившимися в Йемене центрами силы и организация работы по организации устойчивого сотрудничества между ними — например, путем создания общих переговорных площадок.