Глеб Худяков

Студент факультета политических исследований Института общественных наук РАНХиГС

Колонка автора: Песочница

Краткая версия

В условиях сохраняющегося санкционного давления на российскую экономику приоритетной задачей для бизнеса и правительства становится увеличение торговли с надежными партнерами, в числе которых — Объединенные Арабские Эмираты.

Во-первых, на протяжении многих лет товарооборот между ОАЭ и Россией был наибольшим среди стран, входящих в совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Во-вторых, Эмираты имеют высокий вес в ОПЕК, сохраняя позитивную динамику в отношениях с Российской Федерацией в рамках баланса сил на Ближнем Востоке. В-третьих, существуют планы об удвоении товарооборота совместной торговли с 11,5 млрд долл. в течении пяти лет, а также увеличении прямых инвестиций между странами, что было озвучено на официальной встрече президентов обеих стран 7 августа 2025 г. В-четвертых, подписание соглашения об устранении двойного налогообложения от 17 февраля 2025 г., вступающего в силу с 1 января 2026 г., и потенциальное исключение ОАЭ из перечня налоговых убежищ, как передает «Коммерсантъ», открывают новые возможности для частного бизнеса.

В свою очередь, для выявления возможностей для бизнеса с этой страной необходимо понимать специфику сложившихся отношений, которую можно изучить через анализ нормативно-правовой базы, экономической характеристики ОАЭ, динамики и структуры товарооборота.

Заключение двусторонних соглашений между правительствами России и ОАЭ создало крайне благоприятную среду для расширения экономического сотрудничества между двумя странами. Вместе с тем доля Москвы во внешней торговле Абу-Даби остается небольшой по сравнению с другими игроками. Кроме того, наблюдается различие интересов в энергетической сфере, а отечественный крупный и средний бизнес сталкивается с проблемой высокой конкуренции. В этом контексте российскому бизнесу, планирующему ведение дел в ОАЭ, необходимо учитывать упомянутые ранее ограничения, а также найти способы повышения конкурентоспособности.

Полная версия

В условиях сохраняющегося санкционного давления на российскую экономику приоритетной задачей для бизнеса и правительства становится увеличение торговли с надежными партнерами, в числе которых — Объединенные Арабские Эмираты.

Во-первых, на протяжении многих лет товарооборот между ОАЭ и Россией был наибольшим среди стран, входящих в совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Во-вторых, Эмираты имеют высокий вес в ОПЕК, сохраняя позитивную динамику в отношениях с Российской Федерацией в рамках баланса сил на Ближнем Востоке. В-третьих, существуют планы об удвоении товарооборота совместной торговли с 11,5 млрд долл. в течении пяти лет, а также увеличении прямых инвестиций между странами, что было озвучено на официальной встрече президентов обеих стран 7 августа 2025 г. В-четвертых, подписание соглашения об устранении двойного налогообложения от 17 февраля 2025 г., вступающего в силу с 1 января 2026 г., и потенциальное исключение ОАЭ из перечня налоговых убежищ, как передает «Коммерсантъ», открывают новые возможности для частного бизнеса.

В свою очередь, для выявления возможностей для бизнеса с этой страной необходимо понимать специфику сложившихся отношений, которую можно изучить через анализ нормативно-правовой базы, экономической характеристики ОАЭ, динамики и структуры товарооборота.

Поиск общих интересов и углубление стратегического партнерства между Объединенными Арабскими Эмиратами и Российской Федерацией началось с 1990 г. На сайте Министерства иностранных дел России указаны 18 действующих двусторонних соглашений, охватывающих многие сферы общественной жизни. Среди наиболее значимых договоренностей, заключенных в прошлом, можно выделить Соглашение о научно-технической и производственной кооперации компаний (предприятий) гражданских отраслей промышленности от 17 декабря 2017 г., предусматривающее передачу технологий, оборудования, совместной реализации программ, подготовки кадров и создания совместных предприятий.

Внимание также заслуживает Соглашение о сотрудничестве в области мирного атома от 17 декабря 2012 г., очерчивающее возможности совместных исследований, добычи, производства, строительства инфраструктуры и обеспечения безопасности в этой сфере.

Отдельно стоит отметить Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 28 июня 2010 г., согласно которому устанавливается «режим наибольшего благоприятствования» в областях капиталовложений, возмещения убытков, защиты от экспроприации, суброгации, права консультаций при разрешении споров, однако не распространяющийся на зоны свободной торговли и систему двойного налогообложения.

Новый виток двусторонних отношений в экономической сфере произошел в 2025 г., когда были подписаны два соглашения, во многом являющиеся логическим продолжением и расширением упомянутого договора от 28 июня 2010 г. Первое, от 17 февраля 2025 г., направлено на устранение двойного налогообложения, вступающее в силу с 1 января 2026 г., особое значение в документе имеют определения резидента и постоянного представительства в одной из стран в статьях 4 и 5, а также принцип, по которому сумма налога на доход или капитал резидента России, подлежащая уплате в ОАЭ, вычитается на сумму не превышающую сумму российского налога. В соответствии с соглашением:

  • доходы от недвижимости, определяемой широко, могут облагаться налогом в том государстве, где это имущество расположено (ст. 6);
  • прибыль от предпринимательской деятельности облагается налогом в государстве резидентства, за исключением той части, которая относится к постоянному представительству (ст. 7);
  • прибыль от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках и связанные с ней доходы подлежат налогообложению только в государстве резидентства предприятия (ст. 8);
  • устанавливается максимальная ставка в 10% на дивиденды, проценты и роялти, которые полностью освобождаются от налога у источника, если они выплачиваются непосредственно другому государству (ст. 10 – 12);
  • доходы от продажи недвижимого имущества, ровно как и от продажи акций компаний, активы которых состоят более чем на половину из недвижимости, облагаются налогом в том государстве, где находится это имущество, в то время как доходы от продажи движимого имущества облагаются налогом только в стране резидентства продавца (ст. 13).

Второе, от 7 августа 2025 г., о торговле услугами и инвестициями, еще не вступившее в силу на момент написании статьи, позволит снизить барьеры для выхода на рынки услуг и осуществления инвестиций бизнесом, а также стимулировать инвестиции в приоритетные сектора, такие как транспорт и логистика.

Таким образом, нормативно-правовая база, сформированная ранее, носила преимущественно рамочный характер, и лишь последние два соглашения от 2025 г. создают конкретные механизмы для укрепления двусторонних экономических связей. Вместе с тем соглашение об устранении двойного налогообложения, помимо драйверов для открытия или расширения бизнеса в 2026 г., содержит и сдерживающие факторы в виде возрастающей отчетной нагрузки при создании пунктов постоянного представительства.

Объединенные Арабские Эмираты — одна из наиболее развитых стран Аравийского полуострова с населением около 11 млн человек. По данным Всемирного банка, на конец 2024 г. ВВП государства на душу населения составляет 49377,6 долл., что укладывается в позитивную динамику последних четырех лет. Структурно занятость в экономике на 2022 г. представлена следующим образом: 1,4% населения заняты в сельском хозяйстве, 29,6% — в промышленности и 69% — в секторе услуг при общей безработице в 3%, что свидетельствует о высокой степени развитости экономики страны.

Эмираты занимают стабильно высокие позиции в ведущих кредитных рейтингах: агентство Fitch на начало 2025 г. поставило оценку «АА-», Moody’s установило рейтинг «Аа2» по своей классификации, S&P Global Ratings указывает значение «АА», что вызвано устойчивым развитием, гибкой фискальной политикой и эффективным менеджментом рисков страны в не самом стабильном регионе. Колоссальный прогресс достигнут в области развития информационно-коммуникационных технологий, которые согласно ICT Development Index в 2025 г. получили средний балл 98,35, свидетельствующий о полной доступности Интернета и качестве соответствующей инфраструктуры в государстве.

Расширяется и банковская сфера, где центральный банк страны регулирует финансовую среду и выдает лицензии другим банкам, разделяемым на конвенциональные и исламские, следующие принципам шариата, доля которых на рынке в 2022 г. составила около 23%. Одним из приоритетных направлений во внешней политике Абу-Даби остается привлечение прямых иностранных инвестиций (FDI Inflow), объем которых в 2024 г. составил 45,6 млрд долл., превышая значение предыдущего года на 48,5%, что приводит ОАЭ в топ-10 стран по данному показателю.

В целом экономическая политика Объединенных Арабских Эмиратов выстраивается согласно принципам «Циклической экономической политики» (Circular Economy Policy), принятой в январе 2021 г. с перспективой на 10 лет, сконцентрированной на достижении целей устойчивого развития ООН, повышении здоровья нации, введении экологических инициатив и обеспечении устойчивых поставок природных ресурсов. Вместе с этим ОАЭ остается одним из ключевых членов ОПЕК. Согласно годовому отчету за 2024 г., страна занимает 4 место по добыче сырой нефти среди участников в объеме 2977 тонн баррелей в день. За последние 5 лет сохраняется положительная динамика, доля ОАЭ составляет 11% от мирового производства.

Информацию о внешней торговле страны представляет Министерство экономики и туризма в специальной электронной карте, в которой просматривается тренд на построение системы, не зависящей от нефтяного сектора. За последние десять лет общий товарооборот претерпел существенные изменения: после падения на 12,3% в 2020 г. он резко возрос и спустя четыре года достиг 808 млрд долл., практически удваивая значение до пандемии, что вызвано наращиванием импорта в соответствии с упомянутой ранее экономической политикой (Рис. 1).

Ключевыми торговыми партнерами Абу-Даби по объему товарооборота на 2024 г. являются Китай (81,19 млрд долл.), Индия (64,97 млрд долл.), Саудовская Аравия (41,24 млрд долл.), Турция (39,1 млрд долл.), Ирак (38,33 млрд долл.), США (37,99 млрд долл.). В пятерку наиболее значимых товаров по доли в товарообороте входят золото, телекоммуникационные устройства, алмазы, транспортные средства и нефтепродукты.

Двусторонняя торговля Российской Федерации и Объединенных Арабских Эмиратов за последние 10 лет переживала взлеты и падения, а после пандемии вышла на двухкратный рост два года подряд, перейдя к устойчивому увеличению и достигнув объема в 11,47 млрд долл. в 2024 г. Сохраняется положительный торговый баланс по упомянутым выше данным Министерства экономики и туризма ОАЭ (Рис. 2.).

По состоянию на конец 2024 г. ключевыми товарами экспорта России в Эмираты были: золото (5448 млн долл.), алмазы (431,7 млн долл.), нефтепродукты (371,9 млн долл.), пшеница и другие злаки (257,5 млн долл.), серебро (68,9 млн долл.). Прямой или параллельный импорт состоял преимущественно из телекоммуникационных устройств (2372 млн долл.), марок, акций и гербовых бумаг (539,6 млн долл.), устройств обработки данных (237 млн долл.), транспортных средств (54,9 млн долл.) и их комплектующих (91,1 млн долл.).

Тем не менее роль Российской Федерации во внешней торговле ОАЭ, несмотря на значительный рост, по-прежнему остается довольно малой, крупный бизнес обладает перспективами расширения продажи ресурсов в обмен на технологии.

Возможности для ведения деловых отношений между двумя странами активно создаются благодаря последним действиям российского правительства: планируется удвоение товарооборота за следующие 5 лет, увеличение инвестиций ОАЭ в Россию, развитие туризма и многое другое.

Приоритетным направлением остается сотрудничество в энергетическом секторе. Кроме того, в июне 2025 г. было подписано соглашение между «Россетями» и Министерством энергетики и инфраструктуры ОАЭ. Однако существует существенное различие в интересах двух стран — Москва заинтересована в координации действий по добыче и транспортировки нефти, а также в получении высоких технологий, а Абу-Даби сконцентрирован на зеленых и возобновляемых источниках энергии. В этом аспекте есть возможности для совместных проектов в атомной энергетике. Москва была намерена поставлять топливо для АЭС «Барака» в Эмиратах, но конкурентно проиграла Франции, с которой и был заключен контракт. В планах есть строительство второй АЭС, и подрядчик еще не выбран, что открывает окно возможностей для «Росатома».

Второе важное направление — сотрудничество в сфере ИТ. Так, в октябре 2025 г. произошло сразу несколько значимых событий, улучающих общую деловую атмосферу: встреча членов правительства по поводу новых технологий, заключение стратегического партнерства между фондом «Сколково» и «Дубай интернет сити» для создания инновационных экосистем, а также успехи отечественных компаний на выставке GITEX в ОАЭ. Несмотря на эти успехи, нельзя забывать, что конкуренция в отрасли остается высочайшей с учетом наличия крупнейших транснациональных игроков, что явно затрудняет поиск места под солнцем для российских кампаний.

Одним из ключевых преимуществ регистрации бизнеса в Объединенных Арабских Эмиратах — ее скорость, не превышающая нескольких недель, и прозрачность. Важно отметить, что процесс оформления различается в зависимости от места: свободные зоны, где 6 стадий регистрации, отличающиеся, с одной стороны, меньшими требованиями, а с другой — значительными требованиями к ведению дел, и Mainland — основная территория страны, где уже действует 10 стадий и требуется больше документов. Такая регистрация предоставляет больше возможностей и свободы для бизнеса по всем эмиратам. Число российских компаний растет стремительными темпами: с 2023 по 2024 гг. их количество увеличилось в 2,5 раза и на март 2025 г. достигло 4 тысяч, большая часть которых приходится на сферы ретейла, ИТ-индустрию и производств. В то же время, по данным новостных агентств, они сталкиваются с проблемами по банковским операциям и аренде помещений, возникающих на фоне санкций и иностранных конкурентов.

***

Заключение двусторонних соглашений между правительствами России и ОАЭ создало крайне благоприятную среду для расширения экономического сотрудничества между двумя странами. Вместе с тем доля Москвы во внешней торговле Абу-Даби остается небольшой по сравнению с другими игроками. Кроме того, наблюдается различие интересов в энергетической сфере, а отечественный крупный и средний бизнес сталкивается с проблемой высокой конкуренции. В этом контексте российскому бизнесу, планирующему ведение дел в ОАЭ, необходимо учитывать упомянутые ранее ограничения, а также найти способы повышения конкурентоспособности.