The French Dispatch: новый 2022 год и европейская безопасность
К.полит.н., руководитель программного направления РСМД
Краткая версия
Для западных стран год стал временем стратегического поиска. В НАТО с конца 2019 года ведётся разработка новой концепции, и в июне 2021 года на саммите в Брюсселе к неудовольствию скептиков удалось согласовать её основу — повестку #NATO2030, — в которой ещё требуют уточнения широкие формулировки и непосредственная иерархия угроз, однако уже заявлены новые проекты в области развития вооружений, борьбы с изменением климата, повышения оперативной совместимости.
Параллельно с конца 2020 года продолжается работа над Стратегическим компасом — проектом Общей политики безопасности и обороны ЕС. Диалектика атлантизма и европеизма после прихода к власти в США Джо Байдена смягчилась, но европейские интересы и красные линии сохраняют своё значение для трансатлантических отношений. В 2022 году вместе с ротационным постом председателя Совета ЕС роль потенциального ньюсмейкера в этой сфере переходит к чувствующему себя в ней весьма комфортно Эммануэлю Макрону.
Цели французского председательства, не сформулированные прямо, но читаемые, — повышение управляемости ЕС и подотчётности его членов новым общим правилам для укрепления мобилизационного потенциала, улучшения конкурентоспособности и защищённости ЕС в мире множащихся вызовов.
Особый приоритет председательства Франции — укрепление оборонных возможностей ЕС. В кулуарах французские дипломаты отмечают, что принятие Стратегического компаса весной 2022 года, как это было запланировано изначально, — принципиальная задача, поскольку иначе процесс может быть вовсе похоронен.
Ключевое значение для победы на общеевропейском уровне, как представляется, приобретает поиск союзников, и МИД Франции уже начал соответствующую работу. Смена кабинета в Берлине, безусловно, окажет воздействие на курс ФРГ. С одной стороны, по итогам первого визита нового канцлера Олафа Шольца в Париж стороны заявили о близости позиций и общем стремлении к укреплению Европы. С другой — коалицию с социал-демократами составили отнюдь не являющиеся сторонниками чрезмерного вовлечения в проблематику безопасности «Зелёные» и свободные демократы. Поэтому вероятна активизация диалога с потенциально сочувствующими и достаточно авторитетными Италией и Испанией. Заключённое осенью 2021 года соглашение о военном сотрудничестве с активной участвующей в PESCO Грецией также может помочь Парижу.
Страны Восточной Европы, исходящие из необходимости противостояния России, но не имеющие к тому ресурсов, выступят естественными противниками французских инициатив в ЕС, в то время как Париж, Рим и Мадрид будут оппонировать им и США в трансатлантическом диалоге.
Полная версия
2021 год был богат на негативные события для европейской безопасности: мир стал свидетелем распада системы Договора по открытому небу, американо-французского разлада вокруг AUKUS, прекращения официального диалога между Россией и НАТО, миграционного кризиса на польско-белорусской границе.
Для западных стран год стал временем стратегического поиска. В НАТО с конца 2019 года ведётся разработка новой концепции, и в июне 2021 года на саммите в Брюсселе к неудовольствию скептиков удалось согласовать её основу — повестку #NATO2030, — в которой ещё требуют уточнения широкие формулировки и непосредственная иерархия угроз, однако уже заявлены новые проекты в области развития вооружений, борьбы с изменением климата, повышения оперативной совместимости.
Саммит НАТО 2021: склеенное зеркало и выводы для России
Параллельно с конца 2020 года продолжается работа над Стратегическим компасом — проектом Общей политики безопасности и обороны ЕС. Диалектика атлантизма и европеизма после прихода к власти в США Джо Байдена смягчилась, но европейские интересы и красные линии сохраняют своё значение для трансатлантических отношений. В 2022 году вместе с ротационным постом председателя Совета ЕС роль потенциального ньюсмейкера в этой сфере переходит к чувствующему себя в ней весьма комфортно Эммануэлю Макрону.
9 декабря 2021 года были обнародованы положения программы Парижа под девизом «Восстановление, мощь, причастность» (Recovery, power, belonging). Франция ожидаемо вновь призывает укреплять суверенность Европы. Риторика документа — настоящий textbook realism. Но теперь для всего Евросоюза.
Цели французского председательства, не сформулированные прямо, но читаемые, — повышение управляемости ЕС и подотчётности его членов новым общим правилам для укрепления мобилизационного потенциала, улучшения конкурентоспособности и защищённости ЕС в мире множащихся вызовов.
Париж предлагает реформировать Шенгенскую зону и ужесточить миграционное законодательство — болевую точку ЕС с 2015 года, вновь обострившуюся в последние месяцы. Амбициозная задача, реалистичность которой чуть выше после выхода в отставку Ангелы Меркель в Германии. Если не полностью реализовать её, то хотя бы воплотить в жизнь новый механизм кризисного реагирования по этому вопросу, может и получиться.
Помимо этого, Елисейский дворец призывает коллег пересмотреть потолки бюджетных дефицитов времён Маастрихта для преодоления последствий пандемии и ввести наконец углеродный налог на границах ЕС. Последнее позволяет получить новый источник дохода и обеспечить дополнительную подотчётность выполнения «зелёных целей» странами-членами.
AUKUS, ИТР и роль Франции: Fluctuat nec Mergitur
На унификацию общего законодательства и закрепление европейской позиции в мире направлено также планируемое ускорение принятия Законов о цифровых услугах и цифровых рынках, разработанных Еврокомиссией в конце 2020 года. Иными словами, во французском внешнеполитическом ведомстве достаточно трезво оценивают приоритетные сферы и уязвимые места Евросоюза и сосредоточены на них, но с одним исключением.
Особый приоритет председательства Франции — укрепление оборонных возможностей ЕС. В кулуарах французские дипломаты отмечают, что принятие Стратегического компаса весной 2022 года, как это было запланировано изначально, — принципиальная задача, поскольку иначе процесс может быть вовсе похоронен. С высокой долей вероятности это так: первая фаза разработки Компаса — выработка общего списка угроз — длилась год, состояла из десятков заседаний, встреч, круглых столов с привлечением ведущих экспертов, но документ так и не был опубликован. И если не Макрон, то, в общем-то, кто?
Главный идеолог и убеждённый сторонник «стратегической автономии» ЕС, французский президент уже пять лет пытается мобилизовать остальных на самодостаточность в сфере безопасности. При его непосредственном участии был запущен не только Механизм постоянного структурированного сотрудничества в области обороны (PESCO), где Франция лидирует по числу реализуемых проектов, но и пока не оправдавшая себя Европейская интервенционная инициатива. Даже если не акцентировать внимание на французской внешнеполитической традиции и амбициях, она остаётся крупным европейским экспортёром вооружений, ядерной державой, в которой ВПК тесно аффилирован с государством.
Реализация повестки 2022 года — вопрос ещё и непосредственных политических выгод, поскольку Франция вступает в новый электоральный цикл. Саммит ЕС состоится 10–11 марта 2022 года в Париже, за месяц до выборов, и в любом случае станет частью кампании и тестом для репутации действующего лидера. Макрон пока официально не объявлял о включении в президентскую гонку, но активно занимается самопродвижением, так как правые политики разной степени радикальности готовы воспользоваться его поражениями для приобретения дополнительных очков.
Россия — Запад: тридцать лет надежд и разочарований
Ключевое значение для победы на общеевропейском уровне, как представляется, приобретает поиск союзников, и МИД Франции уже начал соответствующую работу. В 2016–2017 годах запуск новых инициатив предопределила поддержка Германии и стран Центральной и Восточной Европы. Смена кабинета в Берлине, безусловно, окажет воздействие на курс ФРГ. С одной стороны, по итогам первого визита нового канцлера Олафа Шольца в Париж 10 декабря стороны заявили о близости позиций и общем стремлении к укреплению Европы. С другой — коалицию с социал-демократами (СВДП) составили отнюдь не являющиеся сторонниками чрезмерного вовлечения в проблематику безопасности «Зелёные» и свободные демократы (СвДП). Что для Франции «стратегическая автономия», для Германии — более сдержанная «стратегическая суверенность». Поэтому вероятна активизация диалога с потенциально сочувствующими и достаточно авторитетными Италией и Испанией. Заключённое осенью 2021 года соглашение о военном сотрудничестве с активной участвующей в PESCO Грецией также может помочь Парижу.
Заручиться поддержкой меньших стран — более сложная задача. Хотя европейский проект не является альтернативным трансатлантическому, формирование общего списка угроз — первичная задача и проблема и для НАТО. Как уже говорилось выше, именно вокруг него и вращаются споры, так как иерархия обусловливает распределение материальных ресурсов. Страны Восточной Европы, исходящие из необходимости противостояния России, но не имеющие к тому ресурсов, выступят естественными противниками французских инициатив в ЕС, в то время как Париж, Рим и Мадрид будут оппонировать им и США в трансатлантическом диалоге. Сложность совмещения двух бесед об одном и том же с несколько разным составом участников поднимает планку для Макрона. Но высоки и его ставки. Мобилизация внешнеполитической деятельности Елисейского дворца — один из самых интересных сюжетов грядущего года.
Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».