Надежда Кудеярова

К.и.н, руководитель Центра политических исследований ИЛА РАН

Краткая версия

На протяжении нескольких десятилетий мигранты преодолевают пограничную линию, растянувшуюся от Тихого океана до Мексиканского залива, в надежде обрести лучшее будущее в США. Со временем маршруты нелегального перехода обросли инфраструктурой, контролируемой криминальными группировками. Пограничные проблемы выходят в топ новостей, когда в пустыне Сонора погибают люди или происходит задержание детей без сопровождающих взрослых, или в долине р. Pиο-Гpaндe активизируется деятельность наркокартелей. В сентябре 2022 г. губернатор Техаса Грег Эбботт издал распоряжение, объявляющее мексиканские картели террористическими организациями из-за растущих поставок синтетических наркотиков. На саммите лидеров стран Северной Америки, прошедшем с 9 по 11 января 2023 г. в Мехико, темы миграции и противодействия наркоторговле были в числе ключевых вопросов. Накануне саммита, 5 января, на северо-западе Мексики был задержан О. Гусман, один из предполагаемых лидеров картеля Синалоа, сын Хоакина «Эль-Чапо» Гусмана. Процесс задержания напоминал боевые действия, что обострило фон обсуждения заявленных на саммите вопросов.

Напряженность миграционной ситуации на границе вышла на новый уровень в последние два года. И ее новой чертой стала интернационализация потока, существовавшая ранее, но не в таком объеме. Действующая американская администрация предпринимает попытки вернуть вышедшую из баланса систему в более рабочее состояние, однако без взаимодействия с Мексикой реализовать эти задачи невозможно. Последняя находится в собственном круге проблем, связанных с безопасностью. Тем не менее стороны находят точки соприкосновения, позволяющие синхронизировать усилия для решения конкретных задач.

Полная версия

На протяжении нескольких десятилетий мигранты преодолевают пограничную линию, растянувшуюся от Тихого океана до Мексиканского залива, в надежде обрести лучшее будущее в США. Со временем маршруты нелегального перехода обросли инфраструктурой, контролируемой криминальными группировками. Пограничные проблемы выходят в топ новостей, когда в пустыне Сонора погибают люди или происходит задержание детей без сопровождающих взрослых, или в долине р. Pиο-Гpaндe активизируется деятельность наркокартелей. В сентябре 2022 г. губернатор Техаса Грег Эбботт издал распоряжение, объявляющее мексиканские картели террористическими организациями из-за растущих поставок синтетических наркотиков. На саммите лидеров стран Северной Америки, прошедшем с 9 по 11 января 2023 г. в Мехико, темы миграции и противодействия наркоторговле были в числе ключевых вопросов. Накануне саммита, 5 января, на северо-западе Мексики был задержан О. Гусман, один из предполагаемых лидеров картеля Синалоа, сын Хоакина «Эль-Чапо» Гусмана. Процесс задержания напоминал боевые действия, что обострило фон обсуждения заявленных на саммите вопросов.

Дмитрий Кравцов:
Мексика: от NAFTA до T-MEC (USMCA)

Несмотря на то, что растущие потоки нелегальной миграции и деятельность картелей имеют общую территориальную проекцию — расширенное пограничное пространство по обе стороны границы — и связаны между сбой «логистическими» нитями, в целом это разные проблемы. Сосредоточим внимание на миграционном векторе. Регулирование в данной сфере — это головная боль в первую очередь страны-реципиента: она формулирует базовые принципы пересечения границы и условия пребывания на своей территории.

На протяжении как минимум двух десятилетий в США идут споры о том, как реагировать на сложившуюся ситуацию. С начала 2000-х гг. каждый президент выступал с проектом новой миграционной реформы, которая позволила бы легализоваться на территории США нескольким миллионам людей. Так, в 2001 г. Дж. Буш-мл. выступил с инициативой о проведении комплексной миграционной реформы и вернулся к этой идее в 2004 г., схожие планы озвучивал и Б. Обама. В то же время в конгрессе разрабатывались двухпартийные инициативы, направленные на повышение миграционного контроля и усиление безопасности в приграничной зоне [1]. Для Д. Трампа миграционная тема была одной из важных составляющих избирательной кампании и последующих действий в качестве президента. Его можно назвать в определенной степени антитезой: шаги этого президента были направлены на автономизацию американской политики, когда односторонние решения вводились фактически без согласования с мексиканской стороной. Начало президентского мандата Дж. Байдена также сопровождалось анонсом полномасштабной миграционной реформы и отменой ряда указов предшественника [2]. Все это указывает на то, что неоднократные попытки не привели к реализации масштабной цели. Все они в той или иной степени на разных стадиях подготовки упирались в ключевую проблему: комплексная реформа возможна только при нормализации ситуации на границе. Связка «безопасность границы — миграционная реформа» фактически торпедировала все масштабные инициативы в этой сфере.

Принципиальный сбой в системе сложившихся напряженных будней мексикано-американской границы пришел с пандемией COVID-19, когда администрация Д. Трампа ввела ограничения на въезд в страну. С 20 марта 2020 г. задержанным на границе мигрантам, планировавшим подать прошение о предоставлении убежища, отказывали и выдворяли обратно в Мексику или их родные страны. Эти действия осуществлялись в соответствии с ранее малоизвестным положением — Разделом 42 Закона о здравоохранении 1944 г. По мнению правозащитников, на практике это решение затрагивало преимущественно одну категорию — тех, кто пересекал границы с Мексикой или Канадой и должен был находиться в местах временного содержания; иными словами — в основном мигрантов, прибывавших без виз. Раздел 42 стал символом современного этапа миграционной политики, а быстрые депортации привели к росту числа повторных попыток пересечения границы. В 2021 г. произошел взрывной рост числа задержаний, в 2022 г. динамика усугубилась — суммарный годовой показатель достиг 2 млн 379 тыс., превысив аналогичные показатели за 2020 г. в 4,8 раза. В 2022 г. в связи с изменением санитарной обстановки предпринимались попытки отмены действия приказа на основе Раздела 42, но они также стали предметом политического противоборства, и решения об отмене приостанавливались судебными постановлениями.

На этом фоне четко обозначилась совершенно новая тенденция — интернационализация миграционного потока. Там, где на протяжении последних лет доминировали выходцы из государств так называемого центральноамериканского Северного треугольника (Гватемалы, Гондураса и Сальвадора (64% в 2019 г.) и Мексики (24% в 2019 г.)), стало заметным снижение этого регионального сегмента в относительных показателях. По данным CBP, в конце 2022 г. доля первой группы снизилась до 13%, а мексиканской — до 19,7%. Естественно, в абсолютных значениях они показали существенный рост, но половину общего числа задержанных составили выходцы из других регионов. Ключевыми странами исхода стали Венесуэла, Гаити, Куба и Никарагуа, суммарно давшие 61% этого нового сегмента. Такое изменение существенно повлияло на контуры урегулирования нарастающего напряжения. Если раньше пограничные, в том числе миграционные, проблемы были предметом двусторонних отношений между США и Мексикой, то со временем число государств, вовлеченных в урегулирование, стало расти (добавились Гватемала, Сальвадор и Гондурас). И сегодня ситуация в корне другая — новая половина потока представлена гражданами государств, расположенных за рамками традиционной миграционной системы.

На этом фоне США предпринимают усилия по повышению роли Мексики в урегулировании кризиса. Но, являясь территорией транзита, эта латиноамериканская страна сталкивается с иным кругом проблем. Основные рекомендации, сформулированные ООН и Международной организацией по миграции для управления транзитной мобильностью, были ориентированы на то, чтобы мигранты оседали в государствах транзита [3]. Так возникла концепция «скрытой границы» — отдаления линии миграционного контроля от физической границы государства. США уже на протяжении пяти лет предпринимали попытки «перераспределения нагрузки». Так, в начале 2019 г. администрация Д. Трампа добилась от мексиканского правительства участия в измененном формате работы с просителями убежища. Основой политики стали Протоколы о защите мигрантов (Migrant Protection Protocols), известных как программа «Остаться в Мексике» (Remain in Mexico). На практике это означало возвращение в Мексику людей, искавших убежище в США, на время рассмотрения их документов. В самой латиноамериканской стране усиливались институты, отвечавшие за контроль над миграционными потоками: в 2019 г. была создана Межминистерская комиссия по комплексной политике в вопросах миграции (Comisión Intersecretarial de Atención Integral en Materia Migratoria), которая должна была взять на себя обязанности по сдерживанию нерегулярной транзитной миграции из Центральной Америки, в то время как все регулярные миграционные потоки оставались под юрисдикцией Секретариата внутренних дел (Secretaría de Gobernación, SEGOB). Важным нововведением стало использование с июня 2019 г. вновь созданной Национальной гвардии для усиления операций Национального института миграции (Instituto Nacional de Migración, INM). Необходимость управления процессом транзита вынуждала мексиканскую сторону в большей степени синхронизировать политику в этой сфере с США. Но специфика мексиканской ситуации заключается в том, что сама Мексика — активный миграционный донор, и прием новых мигрантов в целом для нее затруднителен.

Всплеск глобальной миграции стал испытанием для миграционных систем государств региона, прежде всего — для США и Мексики. В ответ на кризис Министерство внутренней безопасности США (Department of Homeland Security, DHS) выработало специальный формат для работы с венесуэльцами, который включал безопасные и законные пути переезда в США, возможность получения разрешения на работу. После приведения в действие программы в октябре 2022 г. число венесуэльцев, задержанных пограничным патрулем, сократилось на 90%. Эту практику было решено распространить на кубинцев, гаитян и никарагуанцев. Отмечается также, что граждане этих стран, которые не воспользуются предложенной процедурой и попытаются въехать в США без разрешения, будут выдворены или возвращены в Мексику, которая будет принимать до 30 тыс. человек в месяц. Реализация программы будет зависеть от согласия мексиканской стороны. Предложенный вариант стал ответом «на просьбу правительства Мексики предоставить дополнительные легальные пути для мигрантов». Эти новые меры разрабатывались американской стороной в рамках подхода принятой на IX Саммите Америк (6–10 июня 2022 г.) «Лос-Анджелесской декларации о миграции и защите». В ней государства подтверждали приверженность принципам безопасной миграции, но также не только рассматривали миграционное движение как однонаправленный процесс, но и постулировали свое право на «обратное движение».

Таким образом, напряженность миграционной ситуации на границе вышла на новый уровень в последние два года. И ее новой чертой стала интернационализация потока, существовавшая ранее, но не в таком объеме. Действующая американская администрация предпринимает попытки вернуть вышедшую из баланса систему в более рабочее состояние, однако без взаимодействия с Мексикой реализовать эти задачи невозможно. Последняя находится в собственном круге проблем, связанных с безопасностью. Тем не менее стороны находят точки соприкосновения, позволяющие синхронизировать усилия для решения конкретных задач.

1. Кудеярова Н.Ю. Миграционные реформы в США: мексиканский вектор дискуссии // Ибероамериканские тетради. 2014. № 3 (5). С. 85-94.

2. Шумилина И.В. Иммиграционная реформа Дж. Байдена: "американская мечта" возрождается? // США и Канада: экономика, политика, культура. 2021. № 7. С. 19-33.

3. Транзитная миграция и транзитные страны. Теория, практика и политика регулирования. Отв. ред. Молодникова И, Дювель Ф. М., Университетская книга, 2009, с. 16.