Exxon Mobil разорвал шаблон
К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД
Краткая версия
Ярким событием месяца стал вердикт Окружного суда Северного округа Техаса по иску компании Exxon Mobil против Министерства финансов США. В 2017 году Минфин оштрафовал Exxon за нарушение режима санкций против России по украинской тематике. В мае 2014 г. Exxon заключила восемь контрактов с «Роснефтью». Против российской компании действуют секторальные санкции. Но они не затрагивали тематики заключенных контрактов. В 2017 году Exxon обязался выплатить регулятору штраф в 2 млн долл. Однако незамедлительно подал против Минфина судебный иск, который был удовлетворен.
Как ни странно, решение суда пойдет на пользу в основном властям США. Они и раньше отличались большой аккуратностью в расследованиях по санкциям. А теперь требования и формулировки станут еще более конкретными. Exxon вернет деньги. Но ее случай вряд ли станет массовым. Компаниям и менеджерам, находящимся под санкциями, расслабляться рано.
Полная версия
Ярким событием месяца стал вердикт Окружного суда Северного округа Техаса по иску компании Exxon Mobil против Министерства финансов США. В 2017 году Минфин оштрафовал Exxon за нарушение режима санкций против России по украинской тематике. В мае 2014 г. Exxon заключила восемь контрактов с «Роснефтью». Против российской компании действуют секторальные санкции. Но они не затрагивали тематики заключенных контрактов.
Урожайный год OFAC
Регулятор увидел нарушение в том, что контракты подписаны главой «Роснефти» Игорем Сечиным. Он был включен в «черный список» Минфина (SDN-лист) в апреле 2014 г. В сравнении с секторальными санкциями включение в SDN запрещает американским компаниям и гражданам практически все экономические транзакции с фигурантами списка. В итоге Exxon посчитал сделку законной, так как контрагентом выступила компания «Роснефть». А Минфин расценил ее как вопиющее нарушение режима санкций, так как документы подписал включенный в SDN Игорь Сечин.
В 2017 году Exxon обязался выплатить регулятору штраф в 2 млн долл. Однако незамедлительно подал против Минфина судебный иск.
Вообще иски против регулятора после решения о штрафе — довольно редкое явление. Компании просто-напросто не видят в этом смысла, считая, что суд встанет на сторону федеральных властей. Зачастую они идут на сотрудничество с Минфином, признают свои нарушения, выплачивают штраф и добросовестно улучшают санкционный compliance.
Однако Exxon своих нарушений не признал. За что получил штраф без скидок и в полном объеме. Что тоже встречается редко: в большинстве случаев за последние 10 лет регулятор такие скидки делал с учетом сотрудничества в расследовании нарушений.
Отмена штрафа судом — тоже событие из ряда вон. В 2018 году такую попытку предприняла Epsilon Electronics — небольшая компания из Калифорнии. Суд она проиграла. Что лишь подтвердило правильность стратегии остальных — сотрудничать с властями и не тратить деньги на адвокатов. Победа Exxon стала неожиданным и важным прецедентом — настоящим разрывом шаблона.
Европа под огнём вторичных санкций США
В своем иске Exxon указал на то, что власти США не предоставили надлежащих разъяснений (fair notice) о критериях выполнения режима санкций против России. В частности, непонятной была позиция регулятора о ситуациях, когда компанию возглавляет лицо из списка SDN, но сама компания в него не входит. Здесь не работало «правило 50%» (как это произошло в случае с «Русалом», EN+ и «Евросибэнерго»), ведь Игорь Сечин не владеет контрольным пакетом акций «Роснефти».
Сигналы от властей поступали противоречивые. В апреле 2014 г. Белый дом заявлял, что персональные санкции направлены против конкретных лиц, но не против компаний, которыми они управляют. Минфин ссылался на то, что еще в 2013 г. он предупреждал в связи с санкциями о рисках сделок с компаниями, возглавляемыми фигурантами SDN. Но суд посчитал, что санкционные программы могут отличаться, а значит Бирма — не критерий для России. За две недели до сделки Минфин выпустил инструкции по соблюдению режима украинских санкций. На ее основе подпись Игоря Сечина и была расценена как оказание услуги Exxon. В логике Минфина получалось, что подсанкционное лицо ведет экономическую деятельность с США посредством «чистой» компании. Впрочем, этот довод суд тоже не убедил. Он не увидел в майских инструкциях Минфина четкой формулировки, что можно, а что нельзя в таких случаях. А значит претензия Exxon об отсутствии надлежащих разъяснений — законна.
Как ни странно, решение суда пойдет на пользу в основном властям США. Они и раньше отличались большой аккуратностью в расследованиях по санкциям. А теперь требования и формулировки станут еще более конкретными. Exxon вернет деньги. Но ее случай вряд ли станет массовым. Компаниям и менеджерам, находящимся под санкциями, расслабляться рано.
Впервые опубликовано в Коммерсанте.