Многосторонний трек
Российско-китайские отношения
Хроника II кв. 2016 – I кв. 2017
Саммит ШОС
24 июня 2016 г.
15-й юбилейный саммит ШОС, состоявшийся в Ташкенте в июне 2016 г., оправдал ожидания большей части экспертного сообщества в том, что Россия и Китай, выступающие драйверами эволюционного развития ШОС, нашли взаимоприемлемые условия, позволяющие Индии и Пакистану присоединиться к организации в качестве полноправных членов. Разросшаяся за счет введения статусов «наблюдателя» и «партнера по диалогу» организация переросла свой формат. Для дальнейшего эффективного функционирования ШОС необходимо изменение ее структуры, что в свою очередь несет определенные риски. Сложные двусторонние отношения между участниками ШОС в случае дальнейшего расширения организации (о своем желании вступить в ШОС уже заявили Иран, Египет, Сирия, Израиль и Бангладеш) могут привести к «потере управляемости» и невозможности принять устраивающее все стороны решение, основываясь на принципе консенсуса. Одним из возможных вариантов выхода из этой ситуации может стать использование механизма членства по примеру Совета безопасности ООН, в котором страны-учредительницы обладали бы правом решающего голоса. А пока Индия и Пакистан взяли на себя обязательства присоединиться к уже действующим в рамках ШОС взаимным договоренностям, подписав соответствующие меморандумы.

Кроме того, участники саммита ШОС выступили в поддержку инициативы КНР о создании Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Реализацию проекта ЭПШП стороны характеризуют как «один из инструментов формирования благоприятных условий для развития регионального экономического сотрудничества». Таким образом, главы государств намерены укрепить кооперацию в области энергетики, инфраструктурного строительства (речь идет о создании международных транспортных коридоров между Азией и Европой), выполнения конкретных договоренностей, отраженных в Перечне мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на 2017 - 2021 гг.

Формат ШОС лидеры России и Китая использовали и для запуска новых механизмов встреч на высшем уровне. Еще в 2014 г. на саммите в Душанбе произошла первая трехсторонняя встреча глав России, Китая и Монголии. Проведенная за два года работа по наращиванию сотрудничества в целом ряде сфер, включая инфраструктуру, экономику и энергетику, позволила провести третью трехстороннюю встречу в ходе саммита в Ташкенте и объявить о принятии Программы создания экономического коридора между РФ, КНР и Монголией. Программа может быть выполнена в кратко- или среднесрочной перспективе (в ближайшие 5-10 лет в зависимости от ситуации на международных и внутренних рынках). Для реализации включенных в «дорожную карту» сотрудничества 32 инвестиционных проектов было предложено создать совместный Центр инвестиций и планирования.
Восточный экономический форум во Владивостоке
2-3 сентября 2016 г.
2-3 сентября 2016 г. во Владивостоке состоялся очередной Восточный экономический форум (ВЭФ). Учрежденный Указом Президента РФ в 2015 г., форум служит содействию ускоренному развитию экономики Дальнего Востока и расширению международного сотрудничества в АТР. В 2016 г. его участниками стали более 3000 гостей из 56 стран мира. Кроме того, в рамках ВЭФ состоялись 5 межстрановых бизнес-диалогов («Россия – КНР», «Россия – Республика Корея», «Россия – Германия», «Россия – АСЕАН» и «Российско-Японский бизнес-форум»), а также 6 стратегических сессий (обсуждались следующие темы: доступ инвесторов к месторождениям, инструменты развития Дальнего Востока, новая экономическая модель Северного морского пути и др.).

В рамках ВЭФ прошли презентации 34 инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций в 1,5 трлн руб., а также были подписаны 214 соглашений на сумму более 1,85 трлн руб. Среди них были два инвестиционных соглашения между Российско-китайским фондом агропромышленного развития, приоритетными направлениями которого названы переработка сои и морепродуктов, с компаниями «Амур Агро Холдинг» и «Ратимир» на сумму 17,9 млрд руб. Представители Сахалина подписали с партнерами 17 соглашений на сумму 30 млрд руб., которые будут вложены в развитие местного сельского хозяйства, туризма, транспорта, топливно-энергетического комплекса, торговли и рыбной отрасли.

Кроме того, важным итогом ВЭФ стало подписание соглашения о создании ограночного производства KGK на Дальнем Востоке между акционерной компанией «АЛРОСА» (ПАО) и KGK Diamonds Private Limited со штаб-квартирой в Гонконге на территории Евразийского алмазного центра – кластера, ориентированного на экспортно-импортные операции со странами АТР. Проект представляет собой площадку для международной торговли и переработки драгоценных камней. На полях Форума состоялся первый аукцион алмазов и бриллиантов, покупателям из Индии, Китая и Японии продано алмазов и бриллиантов на сумму более 18,2 млн долл. На форуме была презентована инвестиционная система «Восход», предназначенная для привлечения капитала в динамично развивающиеся компании и проекты, реализуемые в рамках ТОР и Свободного порта Владивосток. Данная платформа главным образом ориентируется на инвесторов из России и АТР. Известно, что интерес к проекту проявила Гонконгская биржа.
Саммит «Группы двадцати» в Ханчжоу
4-5 сентября 2016
МИД Китая и ведущие СМИ (агентство «Синьхуа», издание «Цюши») назвали сентябрьский саммит «Группы двадцати» в Ханчжоу наиболее важным дипломатическим событием года для КНР. В саммите принял участие В. Путин, , он посетил пять рабочих заседаний, принял участие в неформальной встрече глав государств и правительств стран–участниц БРИКС, а также провел ряд двусторонних встреч с лидерами стран «Группы двадцати» [1] . По результатам заседаний участники встречи приняли итоговое коммюнике саммита «Группы двадцати» и ряд документов, в том числе Контуры инновационного роста «Группы двадцати», Инициативу по развитию и сотрудничеству в области цифровой экономики, План действий в связи с новой индустриальной революцией и др.

На саммите «Группы двадцати» обсуждались вопросы, прежде всего связанные с глобальным управлением и развитием цифровой экономики. Китайская дипломатия делала акцент на инновационном и инклюзивном развитии с участием всех государств вне зависимости от размера территории и совокупных экономических показателей. В ответ на антиглобалисткие настроения некоторых представителей мировой общественности «Группа двадцати» предлагает тесное партнерство и совместные действия государств-членов, международных организаций в следующих областях:

  1. Проведение исследовательской деятельности, связанной с разработкой технологических инноваций, индустриальной политикой, программой НИОКР;
  2. Развитие малого и среднего бизнеса как ведущего драйвера инновационной активности;
  3. Решение проблем занятости и повышения квалификации в процессе адаптации к изменениям, связанным с проведением структурных реформ;
  4. Сотрудничество в стандартизации в результате внедрения новых технологий и формирования принципиально новых производственных парадигм;
  5. Создание инфраструктуры для новых отраслей и бизнес-моделей;
  6. Эффективная защита прав интеллектуальной собственности;
  7. Содействие индустриализации развивающихся стран в целях реализации повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г.

Приоритетными направлениями международного взаимодействия стали эффективные меры в кратко- и в среднесрочной перспективе, среди которых принятие мер в сферах проведения структурных реформ, улучшения качества инвестиций в инфраструктуру, осуществления разумной фискальной политики, а также создание базиса для более устойчивого и сбалансированного роста мировой экономики через создание устойчивой и инклюзивной финансовой структуры, расширение «зеленого» инвестирования, решение глобальных дисбалансов.

Платформа саммита «Группы двадцати» становится позволяет России и Китаю стимулировать драйверы двустороннего развития: инновации в практическом взаимодействии (производство дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов и тяжелых вертолетов, сотрудничество между двумя спутниковыми навигационными системами ГЛОНАСС и «Бэйдоу», а также кооперация в области атомной энергетики), сопряжение ЕАЭС и ЭПШП, бурный рост электронной коммерции и согласованная координация на международной арене в целях формирования справедливого мирового порядка.


[1] Официальный сайт Президента РФ, 04.09.2016. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52824 (дата обращения: 04.02.2017).См. также: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52828 (дата обращения: 04.02.2017). Пять рабочих заседаний саммита G-20 в Ханчжоу: «Укрепление координации экономической политики и новый путь к росту», «Глобальное экономическое и финансовое управление», «Устойчивая международная торговля и инвестиции», «Инклюзивное и взаимосвязанное развитие», «Иные факторы влияния на мировую экономику».
Саммит БРИКС в Индии
15-16 октября 2016
15-16 октября 2016 г. состоялся визит В. Путина в Индию. Президент РФ принял участие в российско-индийских переговорах и в работе 8-го саммита БРИКС. По итогам саммита было подписано пять документов (в том числе Декларация Гоа, План действий по реализации Декларации Гоа, Меморандум о взаимопонимании по созданию платформы сельскохозяйственных исследований БРИКС, Положение о Комитете по таможенному сотрудничеству стран БРИКС и Меморандум о взаимопонимании между дипломатическими академиями стран БРИКС). Кроме того, В. Путин принял участие в совместной встрече лидеров БРИКС и глав делегаций государств – участников регионального форума стран Бенгальского залива БИМСТЕК в формате «аутрич» (такие встречи расширяют географию связей БРИКС, стимулируя экономическое взаимодействие с различными региональными интеграционными структурами).

На саммите в Гоа было отмечено общее видение членов БРИКС в координации усилий по решению глобальных вопросов, а также практического сотрудничества в духе солидарности, взаимопонимания и доверия. В условиях перехода к более справедливому, демократичному и многополярному международному порядку на основе центральной роли ООН и уважения международного права одним из ключевых объединений становится стратегическое партнерство Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР.

Кроме обсуждения задач многопрофильного сотрудничества, участники саммита затронули глобальные и региональные проблемы, такие как борьба с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях, насильственным экстремизмом, противодействие инфекционным заболеваниям (ВИЧ, туберкулез, СПИД), мирное урегулирование ситуации на Ближнем Востоке и Северной Африке, , повышение стабильности глобальной экономики и финансовой структуры политическими и дипломатическими средствами, защита окружающей среды, «зеленые» инвестиции и развитие «чистой» энергетики.

Лидеры БРИКС осудили военные интервенции и экономические санкции в одностороннем порядке, нарушающие международное право иобщепризнанные нормы международных отношений. Кроме того, они подтвердили приверженность многосторонней торговой системе под эгидой Всемирной торговой организации в соответствии с принципами прозрачности, инклюзивности и совместимости с правилами ВТО. Отдельно упоминается международное сотрудничество в области ядерной энергетики, исследований космического пространства, развития информационно-коммуникационных технологий и Интернета, энергосбережения и энергоэффективности.

Наиболее важными решениями, принятыми на саммите в Гоа стали осознание необходимости создания независимого рейтингового агентства БРИКС и дальнейшее институциональное развитии БРИКС, создание Комитета по таможенному сотрудничеству БРИКС и учреждение Платформы сельскохозяйственных исследований БРИКС в целях обеспечения продовольственной безопасности.
Саммит АТЭС в Перу
19-20 ноября 2016 г.
19-20 ноября 2016 г. в Перу прошла 24-я встреча глав государств и правительств форума АТЭС под девизом «Качественный рост и развитие человеческого потенциала». В повестке дня были представлены следующие вопросы: ситуация в мировой экономике, интеграционные процессы на пространстве АТР и формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Были затронуты проблемы продовольственной безопасности, содействия малому и среднему бизнесу, расширения взаимодействия в образовательной сфере.

По итогам саммита АТЭС была принята Декларация лидеров АТЭС 2016 г., Лимская декларация по Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли и Дорожная карта АТЭС по обеспечению конкурентоспособности услуг на период с 2016 по 2025 гг. Состоялись двусторонние переговоры, среди которых встреча В. Путина и Си Цзиньпина. Председатель КНР призвал стороны к содействию процессу создания в Азиатско-Тихоокеанском регионе зоны свободной торговли, чтобы АТЭС внес еще больший вклад в экономический рост в АТР и мире в целом.

Стоит обратить внимание на некоторые тезисы в Декларации лидеров АТЭС 2016 г. Во-первых, на саммите была подчеркнута решимость сохранять открытость рынков и противодействовать любым формам протекционизма. Во-вторых, признается значительный вклад сферы услуг в повышение производительности и экономического развития в регионе. В дорожной карте АТЭС по обеспечению конкурентоспособности услуг инновации называются главным драйвером качественного роста с акцентом на интернет- и цифровую экономику.

Что касается АТЗСТ, то ее формирование будет осуществляться и за пределами региона. Зона призвана стать всеобъемлющим и высококачественным форматом с учетом торгово-инвестиционных вопросов «следующего поколения», а также сыграть важнейшую роль в формировании и развитии региональной экономической интеграции, отстаивании принципов открытости, инклюзивности и сотрудничества на взаимовыгодной основе, продвижении глубокой экономической реструктуризации. Важное место на повестке дня занимал вопрос совершенствования критерия оценки нормативно-правовой базы сферы услуг экономик АТЭС с учетом критериев, ранее разработанных в рамках других форумов, таких как ОЭСР и Всемирный банк. Лидеры форума АТЭС открыты к дальнейшему взаимодействию с организациями, участвующими в реализации и осуществлении контроля над ходом выполнения Дорожной карты.

Региональные объединения необходимы и выступают естественным элементом мировой экономики, они должны создаваться и развиваться на базе универсальных норм, принятых в рамках Всемирной торговой организации. В. Путин придает особое значение возможному формированию широкого кооперационного объединения в Евразии, о чем свидетельствует ранее озвученная им идея Большого евразийского партнерства. Для этого необходимо в первую очередь сопряжение ЕАЭС и ЭПШП, а также развитие взаимодействия в рамках ШОС и других объединений на пространстве Азии.
1 квартал 2017 г.
В первом квартале 2017 г. состоялись два важных международных события: Всемирный экономический форум в Давосе 17-20 января и 53-я конференция по безопасности в Мюнхене 17-19 февраля. Стоит отметить, что на обоих мероприятиях китайское руководство уделило серьезное внимание проблемам экономической глобализации на современном этапе. Российскую точку зрения по поводу современного состояния международных отношений очень точно характеризует министр иностранных дел РФ С. Лавров: подходит к концу целый исторический этап – «post-cold war order». В таких условиях ответственным лидерам международного сообщества (в том числе «новым центрам мирового влияния» в лице новоподнимающихся экономик и крупных развивающихся государств) необходимо выбрать альтернативу в пользу «создания демократического и справедливого мирового порядка» или «post-west», когда каждая страна, опираясь на свой суверенитет в рамках международного права, будет стремиться к поиску баланса между своими национальными интересами и национальными интересами партнеров, при уважении культурно-исторической и цивилизационной самобытности каждого из них.

2017 г. ожидает быть полным на целый спектр социально-политических, финансово-экономических и гуманитарных событий в российско-китайских отношениях. Прежде всего, это год XIX съезда коммунистической партии КНР, поэтому научное сообщество пребывает в нетерпении узнать, кто окажется на властном олимпе в ЦК КПК. Кроме того, Китай станет «домашней» площадкой для двух важных международных мероприятий в этом году: в мае Пекин примет форум международного сотрудничества «Одного пояса – Одного пути», 3-5 сентября в Сямэне состоится саммит стран группы БРИКС. Китайская дипломатия намерена использовать форум «Пояса и пути» как дискуссионное поле для решения существующих проблем мировой и региональной экономики, а саммит БРИКС – для внеправительственных диалогов, расширения рамок взаимовыгодного сотрудничества, формирования открытой модели взаимодействия «БРИКС+».
Подготовил Юрий Кулинцев.
© 2017 Российский совет по международным делам, russiancouncil.ru