Ридер РСМД
ООН
От сохранения мира к миростроительству

Фото: Zack Lee, flickr.com/riacale
ООН — это организация, обладающая уникальной легитимностью, единственный механизм международного сотрудничества, который опирается на прочную почву международного права и охватывает все без исключения сферы человеческой деятельности: военно-политическую, безопасности, урегулирования конфликтов, развития экономического, гуманитарного сотрудничества, а также еще очень важную функцию — модернизацию международного права… Отмечу также то внимание, которое уделяется ООН задачам поддержки стран, выходящих из конфликтов, т.н. миростроительство – это концепция, которая призвана подхватить эстафету у миротворцев и помогать специалистами в областях гражданской администрации и экономики.
Сергей Лавров
Министр иностранных дел РФ
ООН
Коротко
ООН
Роль в современных международных отношениях
Переговорная площадка

Виктор Сергеев
д.и.н., профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России, эксперт РСМД
Ослабление роли ООН в условиях торжества однополярного мира оказалось кратковременным трендом. С изменением соотношения сил на международной арене и дискредитацией США в качестве мирового гегемона роль этой организации как переговорной площадки для не обладающего внутренним единством мирового сообщества будет только возрастать.

Дмитрий Кику
к.полит.н., эксперт РСМД
Будущее ООН, как и всего современного миропорядка, напрямую зависит от желания и умения постоянных членов Совета Безопасности конструктивно и ответственно выстраивать свои взаимоотношения, находить взаимопонимание по самым сложным и спорным проблемам.

Игорь Иванов
президент РСМД, член-корреспондент РАН
Как показывает весь опыт Организации Объединенных Наций, этого самого авторитетного и представительного международного форума, сессии ее Генеральной Ассамблеи предоставляют во многом уникальную возможность не только для изложения принципиальных подходов того или иного государства к актуальным международным проблемам, но и для проведения двусторонних контактов, которые могут стать поворотными в отношениях.
Поддержание мира и безопасности

Дмитрий Кику
к.полит.н., эксперт РСМД
Современная система поддержания и сохранения мира, основывающаяся, прежде всего, на правовых принципах и механизмах Устава ООН, при всех ее недостатках и противоречиях, представляет собой эффективный механизм обеспечения международной безопасности и мирового правопорядка. Сохранение мира может реализовываться в значительной степени и путем использования системы обеспечительных мер принуждения, имеющихся в распоряжении ООН.

Елена Супонина
к.филос.н., советник директора РИСИ, специалист по Азии и Ближнему Востоку, эксперт РСМД
О том, что «каждое государство должно защищать свое население», было сказано в декларации саммита ООН осенью 2005 года. Объявленный тогда принцип «ответственности по защите» так и не был возведен в букву закона, однако международное сообщество как одна из ответственных сторон все чаще обращается к нему в кризисных ситуациях. Готово ли международное сообщество активно действовать, как и обещало, для их разрешения в тех случаях, когда требуется внешнее вмешательство? И разве такое вмешательство неизбежно соседствует с определением «военное»? В 2005 году лидеры государств-членов ООН договорились, что при необходимости такие действия должны быть коллективными и опирающимися на решения Совета Безопасности.

Аслан Абашидзе
д.ю.н., профессор, зав. кафедрой международного права РУДН

Денис Видинеев
аспирант РУДН
По мере того как мир сталкивается с новыми вызовами, идет поступательное развитие миротворческой деятельности ООН. Как же формируются миротворческие операции? Из кого они состоят? Кто их финансирует? Участвуют ли в этом региональные организации? Какова роль России? Какие перспективы у миротворчества?
Устойчивое развитие

Дмитрий Кику
к.полит.н., эксперт РСМД
Чтобы избежать новых обвинений в кулуарности, ООН предприняла ряд шагов, направленных на достижение наиболее репрезентативного консенсуса по программе действий в области развития на период после 2015 г. Так, в январе 2015 г. Пан Ги Мун учредил Целевую группу ООН, объединившую более 60 агентств и учреждений Организации. Группа была призвана обеспечить аналитическую, экспертную и информационно-просветительскую поддержку программы в области развития на период после 2015 г.

Игорь Макаров
к.э.н., доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ, эксперт РСМД
Развитые страны требуют, чтобы обязательства по сокращению выбросов несли все, за исключением, возможно, наименее развитых государств, тогда как развивающиеся страны отстаивают статус-кво. Ключевое значение с точки зрения изменения климата имеют позиции Китая и Индии. Эти страны, занимающие первое и третье места в мире по объему эмиссии, не несли количественных обязательств в рамках Киотского протокола. Сегодня остро стоит вопрос о формате их участия в новом соглашении.

Илья Иванов
Женевская академия международного гуманитарного права и прав человека, эксперт РСМД
Даг Хаммаршёльд, Генеральный секретарь ООН в 1953-1961 гг., говорил, что «ООН создавалась не для того, чтобы привести человечество в рай, а для того, чтобы спасти его от ада». Гуманитарная деятельность ООН — как раз попытка спасти человечество от ада, или, по крайней мере, облегчить страдания тех, кто находится в нём.
ООН
Вызовы и проблемы
Реформирование ООН

Илья Иванов
Женевская академия международного гуманитарного права и прав человека, эксперт РСМД
Упреки в адрес ООН в связи с ее неспособностью осуществить комплексную реформу стали уже привычными – и эти упреки касаются, главным образом, Совета Безопасности ООН. Однако при наличии огромного количества различных органов и институтов в рамках столь масштабной организации подобный подход представляется оторванным от реальности. В то время как государства до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно оптимального формата Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи, реформа гуманитарной сферы, одного из важнейших и наиболее эффективных направлений деятельности ООН, уже состоялась в 2005 г.

Дмитрий Кику
к.полит.н., эксперт РСМД
В преддверии отмечаемого осенью 2015 г. 70-летия ООН одной из заметных инициатив стало предложение Парижа ограничить право вето нынешних постоянных членов Совета Безопасности ООН — Франции, России, Китая, США и Великобритании. За фасадом, казалось бы, благих намерений по пресечению преступлений против человечности кроется стремление французов получить индульгенцию СБ на неограниченное применение принудительных мер с использованием вооруженной силы.

Кофи Аннан
экс-генеральный секретарь ООН
ООН нуждается в реформировании и сейчас. Текущая ситуация и структура СБ ООН отражает геополитическую ситуацию 1995 года, но мир поменялся, и ООН должна отвечать новым реалиям. В частности, Совет Безопасности определенно должен быть расширен. За общим столом Совета должны сидеть ведущие державы, способные ответить новые вызовы международному сотрудничеству. Еще один момент, требующий реформ, связан с механизмом принятия решений. Сейчас решения принимаются на основе консенсуса, единогласного решения. Необходимо внедрение демократических, но, при этом, более эффективных инструментов для принятия решений.

Мишель Гриффин
директор отдела
планирования политики Административной
канцелярии Генерального секретаря ООН
Реформирование Совета Безопасности – дело членов организации, и они продолжают переговоры и обсуждения этого вопроса. Это очень сложный процесс, где явно просматриваются разные интересы. Генеральный секретарь официально заявлял, что реформирование Совета Безопасности и актуально и давно назрело. Если взглянуть в перспективе и посмотреть на функционирование Совбеза на протяжении всего времени, можно увидеть, что на самом деле это очень динамичный орган, который существенно менялся и адаптировался во времени. Со временем значительно выросло число вопросов, которым он занимается, и это признание растущей сложности процессов мира и безопасности в мире и той степени, в которой вопросы развития, окружающей среды, болезней и нехватки ресурсов влияют на проблемы мира и безопасности.

Мустафа Тлили
Старший советник Альянса цивилизаций ООН
ООН не имеет никакой собственной власти, а лишь реализует волю 193 стран — участниц Генеральной Ассамблеи. Когда они вместе принимают решение, Организация его исполняет. Эту претензию нельзя адресовать ООН — это вопрос к ее членам и к Совету Безопасности. Совет Безопасности сталкивается с таким множеством конфликтов в разных странах мира, что зачастую не предпринимает никаких действий. Почему? А что может сделать ООН, когда пять постоянных членов Совбеза с правом вето — США, Российская Федерация, Китай, Великобритания и Франция — не могут прийти к единому мнению?

Александр Панов
зав. каф. дипломатии МГИМО МИД России, г.н.с. Института США и Канады РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД
Если новым членам дать право вето, Совбез станет нерабочим органом. То, что нарушаются принципы международного права, да, это, к сожалению, происходит. Но при этом нельзя сказать, что ООН уже не действует и не эффективна. По многим параметрам принимаются очень важные решения, которые и действуют в русле резолюций, утвержденных Советом безопасности.

Игорь Иванов
президент РСМД, член-корреспондент РАН
Для повышения эффективности работы ООН необходимы вспомогательные организации. ООН не сможет справиться в одиночку с современными проблемами безопасности. Взаимосвязанная сеть региональных институтов должна "подставить плечо" ООН в создании нового режима безопасности. Однако эти институты должны оказывать поддержку организации, а не заменять ее.

Фёдор Лукьянов
гл. ред. журнала «Россия в глобальной политике», Председатель Президиума СВОП, член РСМД
Волшебного средства, которое позволило бы вернуть ООН центральную роль в мировой системе, не существует. Только возвращение на ее площадку самых главных международных интриг может содействовать возрождению. Причем если этого не сделают сами ведущие страны, постоянные члены СБ ООН, то через какое-то время инициатива начнет исходить от других — мировой «массы», Генеральной Ассамблеи, которая давно раздражена тем, что «элита» монополизировала права, но не в состоянии эффективно решить ни один вопрос.
ООН
Пятёрка+
Ключевые игроки ООН
Россия в ООН
Виктория Панова
к.и.н., доцент кафедры МО и ВП России, МГИМО МИД России, старший советник по стратегическому планированию НКИ БРИКС, эксперт РСМД
С какого года участвует

С 1945 г. Россия – правопреемница СССР, который, в свою очередь, был одним из основателей Организации Объединенных Наций. 26 июня 1945 г. от Советского Союза Устав ООН подписал посол СССР в США А. Громыко. Кроме того, СССР с самого начала был одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. После распада Советского Союза и прохождения необходимых процедур Россия официально заняла его место в Организации.

Размер взносов в ООН

2,438%. Россия находится на 11-м месте по размеру регулярных взносов в ООН, ее доля в соответствии с утвержденной шкалой составляет 2,438%.

Участие в миротворческих операциях

В 2014 г. выделила 325 млн долл. Общий вклад в 2014 г., по информации российского представительства, составил порядка 325 млн долл., что включает взносы не только в регулярный бюджет, но и в бюджет операций по поддержанию мира, а также трибуналов по бывшей Югославии и Руанде.

Право вето

13 раз за последние 25 лет. Россия как постоянный член СБ ООН имеет право вето. За последние двадцать пять лет она воспользовалась им 13 раз (для сравнения: США – 16 раз, Китай – 8, из них 6 раз совместно с Россией). За прошедшие годы использование Россией права вето участилось (в 2014–2015 гг. – 4 раза), что связано в первую очередь с обострением конфронтации с Западом. Это позволяет выявить ключевые параметры разногласий и подходов к международным проблемам (Украина, бывшая Югославия, Ближний Восток). Право вето всегда оставалось ключевым с точки зрения защиты интересов международного мира и безопасности. Именно поэтому предложения по модификации этого инструмента (инициатива Франции и Великобритании, более ранняя инициатива Польши, высказывания П. Порошенко) представляются нереалистичными, так как либо страдают целым рядом недоработок и ограничений, либо напрямую ведут к развалу Организации и к хаосу, чреватому глобальными катаклизмами.

Роль ООН как института международных отношений. Роль ООН как площадки для эффективного урегулирования конфликтов

Для России ООН остается ключевым институтом регулирования международных отношений, что прослеживается во всех внешнеполитических документах РФ, а также в многосторонних и двусторонних договорах и декларациях. Как отмечается в Концепции внешней политики России 2013 г., текущие угрозы и вызовы не могут быть разрешены «вне рамок Совета Безопасности ООН» и требуют «солидарных усилий при центральной координирующей роли ООН и с учетом объективной взаимозависимости вопросов безопасности, обеспечения устойчивого развития и защиты прав человека».

Следует отметить, что базовые общие принципы стран БРИКС – безусловная приверженность Уставу ООН, сохранение Объединенных Наций как ключевого элемента международной безопасности и глобального управления, суверенитет как фундаментальная категория, невмешательство во внутренние дела других государств.

Недавно президент России В. Путин отметил преимущества использования Объединенных Наций как базы для формирования глобальной антитеррористической коалиции. В целом Россия не видит альтернативы ООН, несмотря на признание того, что Организации действительно необходимы реформы.

Дальнейшее участие в деятельности ООН

С точки зрения России, ООН продолжает оставаться уникальным универсальным форматом взаимодействия всех государств мира. Организация обладает значительным потенциалом сохранения международного мира и безопасности и предоставляет каждому государству равные права по отстаиванию национальных интересов. ООН – это фундамент демократического мироустройства, за построение которого выступает Россия.

Что касается миротворческих миссий, то здесь наблюдается «отставание от требований времени». Многие эксперты отмечают, что хотя в нескольких пунктах нынешней Военной доктрины России подчеркивается важность участия российских войск в миротворческих миссиях, Концепция участия России в миротворчестве до сих пор отсутствует. Между тем работа над ней была запущена еще в 2006 г.

В рамках ныне действующих 16 миротворческих миссий ООН общее количество российских военнослужащих составляет 66 человек (против 110 в 2014 г.), из которых 46 – наблюдатели, а 20 – полицейские. По общему зачету, учитывающему число наблюдателей, полицейских и военных контингентов, Россия занимает 77-е место из 121. Впрочем, не стоит забывать о том, что миротворческие контингенты имеют гораздо более высокую оплату труда по сравнению с национальными формированиями многих стран. Это одна из важнейших причин, по которым первые места по количеству предоставленных миротворцев занимают такие страны, как Бангладеш, Индия и Пакистан, имеющие чрезвычайно низкий подушевой доход.

Что касается финансирования ОПМ Россией, то здесь она входит в десятку лидеров (8-е место, 3,15%). При сравнении с объемом средств, выделяемых США (28,38%) и Японией (2-е место, 10,83%), российский вклад представляется чрезвычайно скромным. Однако при сопоставлении взноса с объемами ВВП Россия выглядит вполне достойно, особенно если сравнивать с вкладом еще одной сопоставимой с США по ВВП ППС экономики – Китая (6,64%).

Реформа ООН

70-я годовщина окончания Второй мировой войны и создания ООН вновь вывела на передний план дискуссии о необходимости реформирования Организации. В первую очередь речь идет о реформе Совета Безопасности. Среди претендентов на новые позиции – государства «группы четырех» (Индия, Бразилия, Германия, Япония). В последнее время симпатии России – с учетом большей переориентации страны на Юг – смещаются в сторону тройки из коллег по БРИКС.

Российская позиция заключается в следующем. По итогам реформирования в ООН должны быть в большей степени и на более равноправной основе представлены все страны и регионы прежде всего развивающиеся государства. Иными словами, Россия выступает за реформу, включая расширение СБ ООН (при сохранении права вето за постоянными членами), однако ключ к преобразованиям видит в консенсусном подходе, без маргинализации группы несогласных государств. По формальным правилам требуется поддержка 2/3 всех членов, но наличие крупных региональных игроков в составе оппозиционной тройки негативно скажется на функционировании всей Организации.

Назад к выбору страны
США в ООН
Елена Зиновьева
к.полит.н., доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России, эксперт РСМД
С какого года участвует?

США участвует в работе ООН с 1945 г.

Размер взносов в ООН и Участие в миротворческих операциях

22%. Размер взносов Соединенных Штатов составляет 22% регулярного бюджета ООН и 28,3626% бюджета операций по поддержанию мира на 2014–2015 гг. Планируемые взносы в регулярный бюджет ООН в 2014–2015 гг. составят около 1,2 млрд долл., в бюджет миротворческих операций в 2015–2016 гг. – около 2,2 млрд долл.

Право вето

Правом вето в Совете Безопасности ООН Соединенные Штаты воспользовались 79 раз.

Роль ООН как института международных отношений. Роль ООН как площадки для эффективного урегулирования конфликтов

В годы холодной войны США неоднократно выражали недовольство решениями ООН (в частности, по урегулированию арабо-израильского конфликта). Однако в то время альтернативы ООН как организации с универсальным членством, легитимностью и сферой компетенции не существовало. После окончания холодной войны, когда Соединенные Штаты остались единственной сверхдержавой, модель принятия решений в рамках Генеральной Ассамблеи ООН «одна страна – один голос» и наличие права вето у постоянных членов СБ сдерживали глобальные амбиции американцев. США начали больше ориентироваться на НАТО как основной институт глобального управления в военно-политической сфере и «Группу семи» в сфере экономики. «Однополярный момент» в 1990-х – начале 2000-х гг. способствовал готовности Соединенных Штатов действовать в обход ООН в случае, когда этого требуют национальные интересы. Американцы провели военные интервенции в Югославии (1999 г.) и в Ираке (2003 г.) без соответствующей резолюции Совета Безопасности.

В последние годы в условиях становления многополярной системы международных отношений США в большей степени склонны следовать букве Устава ООН. Об этом свидетельствуют, в частности, внимание Вашингтона к позиции Совета Безопасности ООН по урегулированию кризисов в Ливии и в Сирии и его неготовность предпринимать какие-либо шаги без резолюции СБ.

Дальнейшее участие в деятельности ООН

В Стратегии национальной безопасности США (2015 г.) ООН упоминается лишь один раз, в контексте расширения международного сотрудничества, что свидетельствует о сдержанном отношении американцев к Организации. Вместе с тем Вашингтон не видит альтернативы ООН в условиях становления многополярной системы международных отношений. Соединенные Штаты заинтересованы в развитии миротворчества ООН как инструмента поддержания международного мира и стабильности и вносят наибольший вклад в формирование бюджета миротворческих миссий. Обладая правом вето в Совете Безопасности, США способны заблокировать принятие решений по миротворческим операциям, которые не соответствуют их национальным интересам.

Реформа ООН

США поддерживают реформу ООН для адаптации ее к современным реалиям. Официальные лица США в разное время высказывались в поддержку вхождения Японии и Индии в состав постоянных членов Совета Безопасности. Кроме того, они выступали в поддержку замены Комиссии ООН по правам человека Советом прав человека с участием исключительно представителей демократических государств. США неоднократно подчеркивали необходимость повышения прозрачности и международной подотчетности бюджетной политики ООН.

Согласно докладу Рабочей группы по реформе ООН Американского института мира (United States Institute of Peace, USIP) от 2005 г., США заинтересованы в следующих направлениях реформирования Организации: проведение институциональной реформы; повышение эффективности противодействия терроризму и распространению ОМУ; выработка стратегии и специальных мер ООН по противодействию геноциду, массовым убийствам и нарушениям прав человека; расширение поддержки в борьбе с бедностью в развивающихся странах;развитие миротворческого потенциала.

Назад к выбору страны
Китай в ООН
Евгения Гафурова
ИСАА МГУ
С какого года участвует?

С 1971 г. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2758 «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций» от 1971 г. КНР была принята в состав ООН и стала постоянным членом Совета Безопасности. Этот статус она унаследовала от своей предшественницы – Китайской Республики, в настоящее время контролирующей Тайвань и прилегающие острова.

Размер взносов в ООН

5,148%. В соответствии с резолюцией 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 24 декабря 2012 г. «Об утверждении шкалы взносов в регулярный бюджет ООН на 2013–2015 гг.» размер взносов для КНР составил 5,148%. Таким образом, она вошла в шестерку стран, вносящих основной вклад в регулярный бюджет Организации.

Участие в миротворческих операциях

6,64% бюджета миротворческих операций ООН. Шестое место по этому показателю. Что касается взноса Китая в бюджет миротворческих операций ООН, то, согласно резолюции 67-й сессии Генеральной Ассамблеи от 27 декабря 2012 г. «Об утверждении шкалы взносов в бюджет операций ООН по поддержанию мира в 2013–2015 гг.», он составил 6,64%. По этому показателю КНР сегодня занимает шестое место.

Право вето

За все время своего пребывания в СБ в качестве постоянного члена (с 1971 г. по настоящее время) КНР воспользовалась правом вето 9 раз. Следует отметить, что Китайская Республика за период 1945–1971 гг. воспользовалась данным правом лишь один раз, в 1955 г., проголосовав против принятия МНР в состав ООН.

Роль ООН как института международных отношений. Роль ООН как площадки для эффективного урегулирования конфликтов

Официальный Китай постоянно подчеркивает важность ООН, решительно выступает в ее поддержку, считает наиболее представительной и авторитетной межправительственной международной организацией, самой значимой платформой для многосторонней дипломатической деятельности, внесшей выдающийся вклад в защиту мира на планете и содействие сотрудничеству в мире.

Власти КНР указывают на то, что в качестве одного из постоянных членов СБ ООН и крупнейшей развивающейся страны мира Китай должен брать на себя тяжелую ответственность, и у него есть необходимый для этого потенциал. Пекин активно инициирует, поддерживает и придерживается мультилатерализма, постоянно защищает основные цели и принципы Устава ООН, авторитет и роль Организации, уделяет пристальное внимание и добросовестно реализует Цели развития тысячелетия ООН. Подчеркивается, что Китай намерен продолжать активно участвовать в деятельности Организации во всех областях, непрерывно повышая уровень двустороннего сотрудничества. Выступая с позиций совместного процветания, поддержки мира и развития, КНР обосновывает тезис о том, что обе стороны нуждаются друг в друге.

Дальнейшее участие в деятельности ООН

Дальнейшее участие КНР в деятельности ООН как нельзя лучше отвечает основным направлениям ее внешнеполитического курса: укрепление представления о стране как о сильном мировом игроке, полноценном участнике международных отношений; формирование имиджа КНР как своеобразного лидера для развивающихся стран, защитника более слабых и малых государств; претензии на занятие лидирующей позиции в Восточной Азии, превращение в ведущую державу в АТР.

Нынешнее положение Китая в ООН характеризуется статусной триадой: постоянный член СБ ООН (единственный среди постоянных членов представитель Азиатского континента); великая держава, оказывающая благодаря своему военно-политическому потенциалу огромное влияние на систему международных отношений; первоначальный член ООН, т.е. подписавший Устав Организации на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. Все это позволяет Китаю использовать ООН в качестве удачной платформы для демонстрации своего стремления к миру и стабильности, повышения роли в обеспечении региональной и международной безопасности, наращивания военной мощи и осуществления политики «мягкой силы».

В 1988 г. Китай был принят в Специальный комитет по операциям по поддержанию мира, что послужило отправной точкой его участия в миротворчестве ООН. В 2001 г. в составе Министерства национальной обороны КНР был создан департамент по миротворческой деятельности, на который была возложена ответственность за управление силами НОАК в операциях ООН по поддержанию мира, подготовку персонала и обмен опытом. Первая миротворческая операция с участием китайских специалистов была проведена в 1990 г. С тех пор Китай предоставил в общей сложности 23461 миротворцев (по данным на июнь 2015 г.), что превышает аналогичный показатель для других постоянных членов СБ ООН.

Китай активизировал свое участие в миротворческих операциях ООН с приходом к власти так называемого четвертого поколения руководителей, связанного с председателем КНР Ху Цзиньтао (2003–2013 гг.). Последний выдвинул в 2003 г. внешнеполитическую доктрину «мирного возвышения Китая», которая впоследствии была заменена концепцией политики «мягкой силы». Начиная с этого времени, число предоставленных КНР миротворцев неуклонно росло, практически ежегодно превышая показатель в 2000 человек (по состоянию на июнь 2015 г. был установлен рекорд в 3082 человека).

Реформа ООН

Идею поддерживает, но от активных действий воздерживается. В настоящее время Китай поддерживает саму идею реформирования ООН в целом и ее профильных структур. Однако он воздерживается от активных действий, выступает против форсирования событий, искусственного установления временных рамок, апеллируя к необходимости достижения максимально широкого консенсуса по вопросу о новых постоянных членах СБ. Официальный Пекин избегает выдвижения конкретных предложений и проявляет большую склонность к патетическим рассуждениям о том, что международный порядок должен отвечать духу времени, многополярности и глобализации, что нужно защищать интересы развивающихся государств, составляющих абсолютное большинство среди стран-членов ООН, расширять их представительство в СБ. Тем самым Пекин стремится свести на нет неблагоприятные для него варианты развития событий, связанные с возможным принятием в состав постоянных членов Совета трех реальных претендентов – Японии, Германии и Индии (либо другой крупной страны из третьего мира). В этом случае Китай уже не будет единственным азиатским государством, представленным в этом органе в качестве постоянного члена, и утратит все перечисленные выше «регалии», вытекающие из его статусной триады. Кроме того, возможные изменения в СБ могут привести к «рассредоточению власти», когда «вес» отдельных стран в нем значительно снизится (с учетом предоставления мест другим государствам), что повлечет за собой изменение статуса каждой страны на международной арене. Еще один «болезненный» пункт в реформе ООН для КНР – пересмотр Устава Организации. Если понятие «член ООН» будет предельно расширено, появятся новые юридические основания для активизации усилий со стороны Тайваня по получению представительства в ООН. Это в корне невыгодно Пекину ввиду его официальной позиции о «существовании одного Китая и Тайваня как части Китая».

Назад к выбору страны
Франция в ООН
Алексей Чихачёв
Факультет международных отношений СПбГУ
С какого года участвует?

С 1945 г. Международный статус послевоенной Франции обозначился далеко не сразу. В июне 1940 г. страна потерпела тяжелое поражение, потеряв всю территорию метрополии и существенную часть колоний. Действовавший из-за рубежа Комитет национального освобождения был признан союзниками в качестве представителя интересов Французской Республики не без политической борьбы, а лидерство в нем генерала Шарля де Голля вызывало неудовольствие США и Великобритании.

Франция не вошла в «большую четверку» стран, которые первыми подписали Декларацию Объединенных Наций в 1942 г., и присоединилась к документу лишь через два года. Только на завершающем этапе Второй мировой войны в ходе конференций в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Ялте (1945 г.) было решено, что Франция все-таки будет участвовать в мирном урегулировании на правах державы-победительницы. Этот статус гарантировал ей постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Размер взносов в ООН

На сегодня Франция – 4-я страна по объему взносов в бюджет ООН. В 2015 г. ее финансовая квота составила 5,59% от всех средств (129 млн евро).

Участие в миротворческих операциях

По состоянию на 2015 год Франция участвует в 16 экспедициях под мандатом ООН. Ещё более активную миротворческую деятельность Пятая Республика разворачивает под собственным флагом или в рамках коалиций стран НАТО и ЕС.

Право вето

Правом вето, предусмотренным для постоянных членов, Франция воспользовалась с 1945 г. 18 раз. Лишь единожды она блокировала резолюцию в одиночку – в 1976 г. при обсуждении вопроса о предоставлении независимости французским Коморским островам. В остальных случаях вето накладывалось совместно с Великобританией и США. Даже в такой форме это случилось в последний раз в 1989 г. (резолюция о положении в Панаме).

Роль ООН как института международных отношений. Роль ООН как площадки для эффективного урегулирования конфликтов

Как среди национальных политических элит, так и в академическом дискурсе важность сопричастности страны к работе ООН на самом высоком уровне практически не подвергается сомнению. Как правило, дискуссии ведутся о степени влиятельности Франции в Совете Безопасности. С одной стороны, статус постоянного члена СБ сам по себе дает определенный вес в международных делах. С другой стороны, как показывает практика применения вето, по самым серьезным досье голос французской делегации звучит в унисон с американскими и британскими коллегами. Об истинной влиятельности Франции в Совете речь зашла только в 2003 г., когда она использовала его трибуну для критики действий США в Ираке.

Дальнейшее участие в деятельности ООН

Тем не менее не следует недооценивать роль Франции в одном из важнейших направлений работы Организации – проведении миротворческих операций. Зачастую именно Пятая Республика поднимает вопрос кризисного урегулирования на африканском континенте, с которым, как известно, имеет особую историю взаимоотношений. На основе тесных исторических, политических, лингвистических связей Франция считает франкоговорящую Африку своей «зоной ответственности», понимая под этим и арбитраж в вооруженных столкновениях. Как показали примеры последних лет, мировое сообщество разделяет французскую аргументацию о вмешательстве в конфликты. Совет Безопасности одобрял действия французских частей, направляя на помощь миротворческий контингент ООН (в 2011 г. в Кот-д'Ивуар, в 2014 г. в ЦАР) или оказывая политическую поддержку (в 2011 г. по Ливии, в 2013 г. по Мали). Получение мандата Организации на поддержание мира в той или иной стране – одно из ключевых направлений дипломатической работы Франции в ООН. Страна активно участвует и в финансовых гарантиях миротворческих миссий (3-й вкладчик в общий бюджет операций, 7,21% по квоте).

Реформа ООН

Наряду с этим Франция остается последовательной сторонницей реформы ООН. Из всех проектов перераспределения мест в СБ наиболее негативно французы относятся к идее слияния членств западноевропейских государств и превращения их в единое представительство Европейского союза. Франция, в свою очередь, берет на вооружение подход «размывания» привилегии постоянного членства между новыми участниками. В ее проекте постоянные места должны получить Германия, Бразилия, Индия, Япония, одна арабская и одна африканская страны. В дополнение к этому президент Франции Франсуа Олланд в 2013 г. предложил заключить особое «джентльменское соглашение» между обладателями права вето (без внесения поправок в Устав ООН). Предполагается, что державы договорятся не блокировать единолично резолюции по международным кризисам и вооруженным конфликтам, чтобы не парализовать работу Совета.

В последнее время французские дипломаты активно проводят консультации по вопросу реформирования ООН, пытаясь найти единомышленников для своего проекта. Пятая Республика все еще стремится позиционировать себя в качестве некого центра между США–Великобританией и Россией–Китаем. Не исключено, что именно такое положение позволит ей внести наибольший вклад в совершенствование устройства Организации.

Назад к выбору страны
Великобритания в ООН
Кира Годованюк
старший научный сотрудник Центра Британских исследований ИЕ РАН
С какого года участвует?

С 1945 г. Великобритания – член ООН с момента ее образования в 1945 г. В качестве одной из держав-победительниц она принимала непосредственное участие в переговорах по созданию глобальной организации, призванной поддерживать мир и безопасность. Первое заседание Генеральной Ассамблеи ООН состоялось в Лондоне в 1946 г.

Размер взносов в ООН

5,179%. В 2015 г. общий размер взносов Великобритании в ООН составил 154140914 долл. или 5,179% от общего бюджета Организации.

Участие в миротворческих операциях

Исторически миссии ООН составляли относительно небольшую часть от общего числа операций британского правительства по поддержанию мира и безопасности. Великобритания всегда рассматривала миротворческие усилия не только как важный элемент глобальной архитектуры разрешения конфликтов, но и как возможность расширения зоны своего влияния. В годы холодной войны действовал принцип «неучастия» военных контингентов великих держав в конфликтных регионах. Данный принцип был утверждён Генеральным секретарём ООН в 1960 г. в ходе принятия решения по операции в Конго. Однако уже в 1964 г. для Великобритании было сделано исключение: контингенты Великобритании были допущены к проведению разделительной операции на Кипре (операция продолжается до сегодняшнего дня). Свой самый большой в количественном отношении военный контингент (более 8000 чел.) Британия задействовала в миротворческой операции в Боснии в 1995 г., с тех пор Лондон значительно сократил количество личного состава, участвующего в миссиях ООН.

Роль ООН как института международных отношений. Роль ООН как площадки для эффективного урегулирования конфликтов

Правительство Великобритании признает, что ООН – авторитетный институт международных отношений, играющий важную роль в решении глобальных вопросов. Коалиционное правительство тори и либеральных демократов (2010–2015 гг.) поддерживало в рамках ООН решение таких международных проблем, как противодействие финансированию терроризма, учреждение миссии ООН по содействию Сомали, противодействие сексуальной эксплуатации в зоне конфликтов. Отдавая должное потенциалу ООН в разрешении глобальных конфликтов, Лондон уделяет большое значение работе по линии НАТО и взаимодействию со своими союзниками по международным коалициям и объединениям для урегулирования международных конфликтов. В Стратегии национальной безопасности Великобритании говорится, что она опирается, главным образом, на сотрудничество с США, а также ЕС, НАТО и СБ ООН для защиты своих национальных интересов, в частности, в сфере безопасности. Примечательно, что СБ ООН занимает последнее место в этом списке. Сегодня Великобритания проявляет озабоченность по поводу снижения эффективности работы Совета как института по урегулированию споров и конфликтов.

Дальнейшее участие в деятельности ООН

По состоянию на 31 января 2015 г. Великобритания участвует в четырех миротворческих миссиях ООН с суммарным контингентом 289 человек. Британские миротворцы задействованы, в частности, в Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали, Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго, Вооруженных силах ООН по поддержанию мира на Кипре (там сосредоточен самый большой британский контингент – 274 человека) и Миссии ООН в Республике Южный Судан. Фактически можно говорить о символическом вовлечении Лондона в миротворческие операции по линии ООН. Тем не менее по размеру финансирования миссий ООН Великобритания занимает пятое место по размеру взносов в миротворческие фонды ООН, а её взносы составляют 6,68% от общего бюджета миссий ООН. Однако сами миссии – лишь относительно небольшая часть от общего числа операций британского правительства по поддержанию мира и безопасности. Великобритания рассматривает миротворческие усилия не только как важный элемент глобальной архитектуры разрешения конфликтов, но и как возможность расширить зону своего влияния. Кроме миссий ООН, Великобритания активно задействует свои ВС в коалиционных операциях под руководством США и в операциях, проводимых под эгидой НАТО. В частности, она принимает активное участие в Силах быстрого реагирования НАТО в Восточной Европе, учрежденных на саммите в Уэльсе в 2014 г. Лондон также присоединился к военной операции против «Исламского государства», которая проводится коалицией государств во главе с США без санкции СБ ООН.

Позиция Великобритании по отношению к миротворческим операциям ООН в будущем вряд ликардинально изменится. Лондон продолжит оказывать поддержку институту миротворчества ООН как дипломатическими методами, так и финансовыми средствами, однако непосредственное участие Вооруженных сил Великобритании в таких операциях будет минимальным.

Право вето

Великобритания блокировала резолюции СБ ООН 29 раз. Впервые она воспользовалась правом вето в 1956 г. в ходе Суэцкого кризиса, заблокировав две резолюции, осуждающие военное вторжение Израиля в Египет. Причем первый проект был разработан США, второй – СССР. Кроме того, Великобритания заблокировала 7 резолюций по Южной Родезии (в 1963–1973 гг.), 8 – по Южной Африке, 8 – по положению в Намибии.

В 1982 г. Великобритания заблокировала проект резолюции о прекращении огня в районе Мальвинских (Фолклендских) островов, предложенный Испанией и Панамой. С 1986 по 1989 гг. англичане блокировали две резолюции, осуждающие вооруженное нападение США на ливийские города Триполи и Бенгази, а также военные маневры американцев вблизи границ Ливии. Последний раз право вето Лондон применил в 1989 г. в отношении проекта резолюции, осуждающего интервенцию вооруженных сил США в Панаму.

Реформа ООН

Великобритания – сторонник идеи адаптации ООН к новым реалиям. Руководство страны неоднократно призывало использовать такую знаменательную дату, как 70-летие ООН, в качестве повода для возобновления дискуссии по реформированию Организации. Еще в 2008 г. Великобритания и Франция в совместной декларации обозначили солидарную позицию по этому вопросу. Обе страны выступают за более сбалансированное представительство стран мира в СБ ООН. Великобритания предлагает расширить Совет за счет включения в его состав новых постоянных членов (Германии, Бразилии, Индии, Японии), а также «представительства Африки». Кроме того, Лондон предлагает сделать процесс назначения Генерального секретаря более прозрачным, утвердить специальную процедуру подачи заявок на эту должность и предусмотреть официальное выступление каждого кандидата перед Генеральной Ассамблеей. В настоящее время, согласно Уставу ООН, Генерального секретаря назначает Генассамблея по рекомендации Совета Безопасности. Следует также отметить, что Великобритания поддержала предложение Франции ограничить применение права вето в СБ ООН в случае, когда требуются срочные меры для пресечения массовых преступлений.

Назад к выбору страны
Германия в ООН
Александр Камкин
к.филос.н., в.н.с. Центра германских исследований ИЕ РАН
С какого года участвует?

С 1973 г. История членства Германии в ООН, пожалуй, уникальна. Во-первых, в сентябре 1973 г. в данную организацию было принято сразу два немецких государства – ФРГ и ГДР, что послужило толчком к их окончательному признанию противоборствующими политическими блоками. Долгие попытки Германии заслужить право находиться в этой важнейшей международной организации омрачались пунктом Устава ООН о «государствах-агрессорах» (статьи 53, 77 и 107), который недвусмысленно указывал на ФРГ как на правопреемницу Третьего Рейха. Только в 1995 г. эти положения были отменены как устаревшие.

Первые контакты Германии (тогда еще разделенной) с ООН проходили в контексте гуманитарного сотрудничества с агентствами и структурами Организации (ЮНИСЕФ, ЮНРРА), а также с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев. Данные организации оказывали содействие Германии в преодолении экономических последствий Второй мировой войны.

Официальное разделение Германии «железным занавесом» и тот факт, что разделительная линия холодной войны в любой момент могла стать передовой реальной войны, обусловили повышенное внимание ООН к германскому вопросу. Еще в 1950-х гг. ФРГ стала членом практически всех специализированных международных организаций в рамках ООН – ВОЗ, ЮНЕСКО и пр. Подобный феномен получил название «активное нечленство».

В отличие от ФРГ, в 1950–1960-х гг. ГДР не принимала активного участия в работе специализированных структур ООН. Доктрина Хальштейна, заключавшаяся в изоляции ГДР со стороны Западной Германии на международной арене в сочетании с наиболее острой фазой холодной войны, делала участие ГДР в работе ООН практически невозможным. Вплоть до 1972 г. она не имела даже статуса государства-наблюдателя в ООН.

Принятие обоих немецких государств в ООН совпало по времени с поворотом политики ФРГ на Восток (автор – Вилли Брандт) и процессом образования новых государств на осколках колоний в странах третьего мира. Это наложило свой отпечаток на самоощущение немецких государств в рамках ООН. Оба государства активно участвовали в программах по поддержке экологии, культурного наследия, здравоохранения. Тем не менее их работа в Организации на фоне постоянных членов Совета Безопасности выглядела второстепенной не в последнюю очередь из-за упомянутых выше параграфов Устава ООН.

Размер взносов Германии в ООН является весьма внушительным и составляет (по данным на 2013 г.) около 180 миллионов долларов в год, это порядка 7,1% от общего бюджета ООН. Это говорит о сильной заинтересованности ФРГ в функционировании данной организации, но и свидетельствует об уже традиционной внешней политике послевоенной Германии – предпочтение финансовому участию в решении международных проблем при более скромной активности, например, в миссиях «голубых касок».

Участие в миротворческих операциях

До объединения с ГДР в 1990 г. ФРГ практически не участвовала в миротворческих миссиях, опасаясь, что немецкие солдаты, пусть и в голубых касках, могут вызвать ассоциации с солдатами Третьего Рейха. Ситуация кардинально изменилась после 1990 г., когда наступила новая эра во внешней политике Германии и изменился характер участия Германии в работе ООН. Объединившейся Германии было тесно в рамках бывшего «государства-агрессора», и немецкая дипломатия взяла курс на политическую эмансипацию страны в рамках ООН, ставя конечной целью вхождение в круг стран-членов Совета Безопасности. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. ФРГ и ГДР были непостоянными членами СБ. Позднее уже единая Германия имела этот статус в 1995–1996, 2003–2004 и 2011–2012 гг.

Ситуация в корне изменилась в 1990-х гг, во время войны в Югославии, когда Бундесвер участвовал в миротворческой миссии в Боснии и Хорватии, а также в агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., осуществленной без мандата ООН. После этого пришедшее на смену консервативному кабинету правительство Г. Шредера решило снизить активность в военных операциях. Поддержав союзников по НАТО в миссии в Афганистане и в Африке, Германия отказалась участвовать в войне в Ираке, что вызвало неудовольствие Вашингтона.

Если не брать участие Бундесвера в кампаниях в Косово и Афганистане (проводимых под эгидой НАТО, а не ООН, можно сказать, что в настоящее время масштабы участия Германии в миротворческих миссиях ООН достаточно ограничены. По данным на конец 2012 г., всего в миссиях по поддержанию мира было задействовано чуть более 200 немецких солдат.

Значительно более значимо финансовое и организационное участие Германии в работе ООН. Так, по данным на конец 2013 г., годовые взносы страны в бюджет ООН превысили 200 млн долл. (третье место в мире после США и Японии; около 7,1% от общего бюджета ООН). В разные годы доля финансового участия Германии в работе Организации доходила до 8–8,5% от общего бюджета, что свидетельствует о весомой роли страны в функционировании структур ООН. Помимо этого на территории Германии расположены штаб-квартиры многих организаций, входящих в структуру ООН.

Право вето

Германия не имеет права вето. Несмотря на данный факт, правительство ФРГ рассматривает ООН как один из важнейших форумов для обсуждения вопросов международной безопасности и площадку для урегулирования конфликтов. При этом, параллельно Берлин проводит политику двух- и трехсторонних моделей миротворческой дипломатии, например, «Нормандский формат» переговоров по урегулированию на Донбассе. В любом случае, можно сказать, что официальный МИД Германии не разделяет пессимизм некоторых скептиков относительно того, что ООН изживает себя. Более того, Германия надеется найти путем участия в реформировании ООН более весомое и важное место в этой международной организации.

Дальнейшее участие в деятельности ООН

Германия воспринимает ООН как важный институт международных отношений наряду с другими международными организациями. Об этом свидетельствуют, в частности, попытки Германии повысить свой статус в Организации и активная работа по различным направлениям ее деятельности. Несмотря на скромное участие в миротворческих миссиях, Германия служит одним из гарантов обеспечения системы мировой безопасности прежде всего благодаря своему политическому и экономическому весу. В рамках и с использованием механизмов ООН Германия вновь выходит на арену большой политики, постепенно избавляясь от политических комплексов, которые сложились под влиянием событий XX века. Есть все основания полагать, что в ближайшие десятилетия роль Германии в ООН, в частности, в контексте миграционного кризиса в Европе, конфликта на Украине и пр., будет только возрастать.

Реформа ООН

Активное участие. Начиная с 1990-х гг. цель внешней политики Германии заключалась в получении страной статуса постоянного члена СБ ООН. Для достижения этой цели правительство Германии активно поддерживало инициативы по реформированию Организации. Правда, в конце 1990-х гг. предпочтение было отдано идее коллективного членства Европейского союза. Однако было очевидно, что ни Франция, ни Великобритания не откажутся от статуса постоянных членов СБ в пользу коллективного члена ЕС. В 1990-е гг. объединенная Германия активно включилась в процесс реформирования Организации. Федеральное правительство не просто участвовало в реформе, вырабатывая конкретные предложения по повышению дееспособности ООН, но и использовало ее как инструмент усиления геополитического веса Германии на основе многолетнего опыта участия в гуманитарных и миротворческих программах. В 1995 г. была одержана крупная победа – были отменены положения Устава ООН о «государствах-агрессорах», под которыми подразумевалась в первую очередь Германия.

Таким образом, немецкая политика в отношении ООН сводилась к следующему: продвижение реформы ООН с целью добиться полноправного положения в СБ путем увеличения численности входящих в него государств. Однако в 2005 г. попытки реформирования Организации забуксовали, и идея приобретения Германией статуса полноценного члена высшего органа ООН была заморожена.

Назад к выбору страны
Бразилия в ООН
Алексей Чернышев
Научный редактор журнала «Латинская Америка»
С какого года участвует?

С 1945 г. Бразилия – один из 50 первоначальных членов-основателей Организации Объединенных Наций (с 24 октября 1945 г.).

Размер взносов в ООН

В 2013 г. ее взнос в бюджет Организации составлял 2,9%. До настоящего времени Бразилия десять раз избиралась в Совет Безопасности ООН в качестве непостоянного члена: в 1946–1947, 1951–1952, 1954–1955, 1963–1964, 1967–1968, 1988–1989, 1993–1994, 1998–1999, 2004–2005 и 2010–2011 гг., причем за избрание южноамериканского государства на последний срок проголосовали 182 из 183 стран.

С конца 1990-х гг. Бразилия, помимо традиционных претензий на региональное лидерство, сделала заявку на большее политическое влияние на мировой арене. Эта тенденция усилилась с приходом к власти Луиса Инасиу Лулы да Силвы (2003–2011 гг.), благодаря экономической политике и социальным программам которого Бразилия совершила беспрецедентный рывок в социально-экономическом развитии и укрепилась в качестве крупнейшей экономики региона.

Участие в миротворческих операциях

Растущая мощь создала предпосылки для усиления глобальных амбиций страны, стремившейся играть все более заметную роль в мировой политике и использовавшей для достижения своих целей в первую очередь площадку ООН. В качестве конкретных шагов можно отметить активное участие Бразилии в миротворчестве. С 1956 г. она участвовала в 46 из 65 миссий ООН по поддержанию мира, причем с 2005 г. количество задействованных в операциях бразильских миротворцев заметно возросло.

Право вето

У Бразилии нет права вето.

Роль ООН как института международных отношений. Роль ООН как площадки для эффективного урегулирования конфликтов

Бразилия – член всех специализированных учреждений ООН и активно участвует в обсуждении глобальных вопросов повестки дня организации, стремясь не только продемонстрировать свою позицию по ним, но и поделиться опытом борьбы с такими проблемами, как бедность, голод, глобальное изменение климата.

Помимо наращивания участия в миротворческих миссиях ООН, Бразилия активно предлагает свое посредничество в преодолении региональных и двусторонних конфликтов, как конфликт между Израилем и Палестиной, Западом и Ираном, недавний конфликт между Венесуэлой и Колумбией.

Дальнейшее участие в деятельности ООН

Бразилия продемонстрировала серьезность своих намерений войти в клуб ведущих мировых держав, и можно с уверенностью утверждать, что она сохранит активную позицию в деятельности ООН, стремясь получить место постоянного члена СБ с правом вето.

Реформа ООН

Бразилия стремится получить место постоянного члена СБ ООН с правом вето и при этом выступает за реформирование этого органа. Основной аргумент в поддержку реформы – Совет в его нынешнем составе не обеспечивает регионам равноправное представительство. Еще один довод бразильской стороны заключается в том, что, несмотря на кардинальные перемены в геополитике и глобальной расстановке сил, произошедшие с 1945 г., ни ООН, ни ее Совет Безопасности не претерпели существенных изменений, а значит, они уже не соответствуют современным реалиям.

Назад к выбору страны
Индия в ООН
Владимир Полуэктов
МГИМО МИД России
С какого года участвует?

С 1945 г. как Британская Индия (колония Великобритании), с 1947 г. в статусе доминиона и с 1950 г. в статусе Республики.

Размер взносов в ООН

В соответствии с резолюцией 69 ГА ООН, в 2015 г. Индия отчислит ООН 19 821 944 долл., что составляет 0.666% от всех страновых взносов.

Участие в миротворческих операциях

Вторая крупнейшая страна по числу солдат-миротворцев. Индия – один из крупнейших поставщиков контингента миротворческих сил ООН. С 1950 г. она направила в ряды сил ООН около 180 тыс. солдат и полицейских, участвовала в 44 миротворческих операциях. В 2014 г. Индия стала второй самой крупной страной по количеству солдат-миротворцев ООН (8123 человек), участвующих в 12 миротворческих миссиях и операциях.

Право вето

У Индии нет права вето.

Роль ООН как института международных отношений. Роль ООН как площадки для эффективного урегулирования конфликтов

Индия считает ООН ключевым институтом многосторонней дипломатии, центральным элементом системы международных отношений и важным инструментом налаживания многосторонних механизмов обеспечения стабильного и справедливого миропорядка.

Дальнейшее участие в деятельности ООН

Индия активно участвует в работе Организации, в частности, в реализации Программы развития ООН, в достижении Целей развития тысячелетия, в Повестке дня на XXI век в рамках деятельности Комиссии ООН по устойчивому развитию и Йоханнесбургском плане выполнения решений. Нью-Дели последовательно выступает за мирное урегулирование любых конфликтов, поддержание мира и стабильности, борьбу с международным терроризмом, изменением климата и другими глобальными вызовами и угрозами, указывая на исключительную роль ООН в этих процессах.

Как страна относится к реформе ООН? Какие конкретные предложения выдвигает?

Индия выступает за адаптацию структуры и механизмов ООН к глобальным вызовам и угрозам, в том числе за реформирование Совета Безопасности для «отражения современных геополитических реалий». В связи с этим особый интерес представляет доклад бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» (2005 г.). В нем подчеркивалась необходимость реформирования Совета Безопасности, чтобы «он шире представлял международное сообщество и сегодняшние геополитические реалии», и увеличения для достижения этой цели его членского состава. Нью-Дели считает, что реформирование ООН следует осуществлять комплексно. Для более успешного сотрудничества, как отмечал Шаши Тхарур, бывший заместитель Генерального секретаря ООН, стране «хотелось бы видеть модернизацию и укрепление других органов Организации, таких как Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный совет, а также интенсификацию работы различных фондов, агентств и программ ООН, эффективность которых важна для многих незащищенных людей в развивающихся регионах».

Индия обладает ядерным потенциалом, имеет динамично развивающуюся экономику и играет все более активную роль на международной арене. Исходя из этого, она настаивает на своем праве получить статус постоянного члена Совета Безопасности. Считая, что СБ уже не отражает реалии современного миропорядка, Индия в составе «группы четырех» (совместно с Бразилией, Германией и Японией) выступает за расширение состава СБ до 25 членов (10 постоянных и 15 непостоянных) с условием, что новые постоянные члены не будут использовать право вето в течение пятнадцати лет до окончательного завершения реформы ООН. Индия надеется, что вопрос о реформе Совета Безопасности будет предметно обсуждаться в ходе 70-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи, поскольку по итогам межправительственных переговоров сторонам удалось достичь конкретных результатов в виде единого согласованного документа.

Назад к выбору страны
Япония в ООН
Тимур Латыпов
МГИМО МИД России
С какого года участвует?

В 1956 г. После капитуляции Японии во Второй мировой войне одной из основных задач японской внешней политики стало возвращение довоенного положения страны на международной арене. В связи с этим вступление в ООН рассматривалось как важный шаг на пути возвращения Японии роли ведущего игрока в регионе и в мире. После подписания в 1951 г. Сан-Францисского мирного договора, прекратившегося состояние войны между Японией и большей частью союзных государств, Токио в 1952 г., а затем и в 1955 г. подал заявку на вхождение в ООН. Однако Советский Союз оба раза отклонял его кандидатуру. В лице Москвы Касумигасэки видело последнее препятствие на пути к вступлению в ООН, поэтому был инициирован процесс нормализации отношений между СССР и Японией. Закономерный итог этого процесса – подписание в 1956 г. совместной советско-японской декларации. В соответствии со статьей 4 этого документа («Союз Советских Социалистических Республик поддержит просьбу Японии о принятии ее в члены Организации Объединенных Наций») в том же году на 121-й сессии Генеральной Ассамблеи Япония единогласным решением стала 80-м членом ООН.

Размер взносов в ООН и Участие в миротворческих операциях

17%. Общая сумма взносов в ООН и взносов на операции по поддержанию мира, которые были сделаны Японией в разное время, намного превышает 20 млрд долл. Единственная страна, чей финансовый вклад за последние тридцать лет превосходит японский, – США. На сегодня бюджет ООН на 17% состоит из перечислений японского правительства.

Право вето

У Японии нет права вето.

Роль ООН как института международных отношений. Роль ООН как площадки для эффективного урегулирования конфликтов

Токио считает ООН важным инструментом решения общих международных проблем, таких как разоружение, нераспространение ядерного оружия, борьбу с бедностью, защиту окружающей среды и т.п. Однако гораздо важнее то, что через механизмы ООН Япония пытается решить свои внутренние и региональные проблемы, в том числе проблемы безопасности и похищения японских граждан спецслужбами КНДР, и средств на это не жалеет.

Дальнейшее участие в деятельности ООН

Япония принимает активное участие в миротворческих операциях, самые крупные из которых были в Камбодже, Мозамбике и на Голанских высотах. Вклад страны не ограничивается одним лишь финансированием. В 1992 г. был принят специальный Закон о миротворческих миссиях, в котором оговариваются масштабы участия в подобных операциях в рамках ООН. Согласно Закону, Япония может оказывать помощь гуманитарного характера (отправка медперсонала, инженеров, строителей и пр.), но, что примечательно, у нее появилась возможность перебрасывать в зоны конфликта ограниченный контингент войск тылового и логистического обеспечения. Понимая важность предпринимаемых мер, Япония в дальнейшем планирует увеличить свое присутствие в миротворческих операциях. Однако, как утверждает японский МИД, несмотря на то, что мировое сообщество ждет от Японии более активных действий, «у нас существуют строгие конституционные ограничения».

Реформа ООН

Токио активно продвигает идею реформы Совета Безопасности ООН. Существуют мнение, что Япония как одна из ведущих экономик мира и один из главных спонсоров Организации имеет право быть постоянным членом СБ. В этом году Япония приняла участие в выборах в Совет Безопасности с целью обеспечить себе место в нем в 11-й раз. Интересно, что Япония – рекордсмен по сроку пребывания непостоянным членом СБ и входит в «группу четырех». Премьер-министр С. Абэ сказал по этому поводу: «Прежде всего, что касается реформы Совета Безопасности, у нас нет больше времени для ее обсуждения. Настало время для достижения конкретных результатов. Со спокойной гордостью за накопленные достижения Япония готова взять на себя роль постоянного члена Совета Безопасности. Так было до сих пор, так будет и в будущем». В следующем году страна будет отмечать 60-летие своего вступления в ООН. В связи с этим ожидается новый виток напряженных споров вокруг этого вопроса.

Назад к выбору страны
Над проектом работали: Дарья Хаспекова, Мария Смекалова, Мария Гурова, Ирина Сорокина, Дмитрий Пуминов и Александр Тесля.
© 2015 Российский совет по международным делам,
russiancouncil.ru