Второй день конференции «Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений», организованной Российским советом по международным делам (РСМД) и Обществом российско-китайской дружбы (ОРКД) в сотрудничестве с CREON Energy, открыла пленарная сессия «Экономические основы российско-китайского партнерства: новые точки роста». Ее модератором выступил главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
В роли модератора второй пленарной сессии «Евразия как регион многостороннего партнерства» выступил главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик.
В завершение конференции состоялись экспертные сессии, посвященные сотрудничеству России и Китая в энергетической сфере и многостороннему взаимодействию в Евразии.
Второй день конференции «Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений», организованной Российским советом по международным делам (РСМД) и Обществом российско-китайской дружбы (ОРКД) в сотрудничестве с CREON Energy, открыла пленарная сессия «Экономические основы российско-китайского партнерства: новые точки роста». Ее модератором выступил главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. В своем выступлении эксперт обратил внимание участников на отсутствие простого перехода к масштабированию экономического взаимодействия России и Китая. При этом на текущем уровне взаимодействие двух стран может быть не всегда выгодным и рентабельным.
В рамках сессии, заместитель министра экономики РФ Алексей Груздев перечислил сдерживающие факторы двусторонней торговли, а также призвал проанализировать события последних лет с целью использования полученного опыта: «Настала пора открыто говорить о том, что мешает движению товаров и инвестиций, а также разрабатывать эффективные решения для ликвидации существующих проблем, — сказал представитель МЭР — 2015 год был разочаровывающим, наблюдалось снижение торговли на 30%. Необходимо искать такие факторы, которые не допустят снижения доли торгового обмена». А. Груздев добавил, что такими факторами могут стать высокотехнологичная продукция машиностроения и сельское хозяйство. При этом он отметил, что в конце 2016 г. доля высокотехнологичной машинной продукции в российском экспорте впервые стала расти.
Заместитель министра Дальнего Востока РФ Александр Крутиков рассказал о планах создания Центра поддержки китайских инвесторов. «За два года работы в новых условиях удалось привлечь 21 проект с участием китайского капитала объемом 3 млрд долл.», — сообщил представитель ведомства. На данный момент все эти проекты уже находятся в стадии реализации. Кроме того, ведется активная работа по развитию сотрудничества с китайскими инвесторами. Спикер подчеркнул, что Дальний Восток невозможно развивать бюджетными силами, нужно создать условия для привлечения инвестиций, в том числе китайских.
По словам А. Крутикова, в ближайшие 2 года планируется нарастить объем российско-китайского сотрудничества на Дальнем Востоке до 15 млрд долл. «К наиболее перспективным точкам сотрудничества на Дальнем Востоке относится проект развития международных транспортных коридоров в Приморском крае, — заявил замминистра. — Это самый яркий пример сопряжения Евразийского экономического союза и идеи «Один пояс — один путь». Этот проект позволит китайским грузоперевозчикам экономить до $1 млрд в год, а также увеличит грузовую базу портов Приморья до 40 млн тонн».
Председатель Совета директоров CREON Energy Фарес Кильзие отметил, что хотя размер китайских инвестиций в российские проекты приближается к 70 млрд долл., вложения поступают преимущественно в ТЭК-индустрию, и свыше 90% инвестиций приходится на газоперерабатывающие и газотранспортные сегменты.
«Китай готов инвестировать только в проекты, имеющие протекцию и заинтересованность со стороны высшего государственного руководства: им нужен сильный куратор, способный обеспечить безопасность и решать возникающие вопросы. Грубо говоря, инвестиции приходят на уровне государство–государство, а не бизнес–бизнес» — заявил Ф. Кильзие.
В роли модератора второй пленарной сессии «Евразия как регион многостороннего партнерства» выступил главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик.
На заседании выступил руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России Владимир Булавин, доклад которого был посвящен таможенному сотрудничеству России и Китая. Спикер подчеркнул, что сокращение таможенных процедур значительно облегчает транспортировку грузов сухопутными маршрутами, в том числе из Китая в Финляндию через Казахстан и Россию. «Отсутствие мер таможенного досмотра хотя бы в одном пункте пропуска экономит один–два дня», — заявил В. Булавин. ФТС предлагает отменять повторные меры таможенного контроля на некоторых пунктах. В качестве промежуточного варианта возможно оформление одной накладной на одну платформу. Это позволит сократить издержки на треть.
Глава представительства Европейского союза в России Вигаудас Ушацкас заявил о приверженности России политике протекционизма, которая, по его мнению, ведет к изолированию российского бизнеса от глобальной цепи поставок. «Россия принимает протекционизм и (это) является приоритетом для России. Недавно (Россия) приняла широкий диапазон мер, который влияет на все важные экономические секторы, искажает условия равного доступа. Кажется, что Россия изолирует бизнес от глобальной цепи поставок вместо того, чтобы интегрироваться в глобальную цепь поставок», — заявил В. Ушацкас, добавив при этом, что ЕС является «самым крупным торговым партнером» России, на которого приходятся «46% российской внешней торговли».
Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул рассказал участникам о построении единого транспортного пространства в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). По его словам, новая многосторонняя разрешительная система автоперевозок в пространстве ШОС может быть запущена в 2018 году. Н. Асаул отметил, что недавно вступило в силу соглашение между правительствами стран-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. «На прошедшей неделе в Пекине состоялось заседание соответствующей совместной комиссии. Мы обсуждали, что уже со следующего, 2018 года мы запустим новую многостороннюю разрешительную систему автоперевозок на пространстве ШОС. Это будет некая альтернатива существующей многосторонней системе европейской конференции министров транспорта, где действует уже система многосторонних разрешений», – заявил заместитель министра.
Профессор Института международных исследований Фуданьского университета Чжао Хуашен заявил, что «дружественные, сотруднические отношения Китая и России это не просто технический вопрос, это ценность. Они отвечают коренным интересам Китая и России». Спикер также отметил, что хотя тема Большого Евразийского партнерства раньше не обсуждалась в Китае, КНР всегда поддерживал эту идею, о чем свидетельствует в частности создание ШОС. Аналогичный посыл содержит в себе также инициатива ЭПШП. В то же время, Чжао Хуашен также высказал мнение, что пропорциональное соотношение взаимной торговли таких стран как Россия, Китай, Индия, Япония вряд ли изменится благодаря Евразийскому партнерству и Пекин по-прежнему останется главным торговым партнером Москвы в Азии.
В завершение конференции состоялись экспертные сессии, посвященные сотрудничеству России и Китая в энергетической сфере и многостороннему взаимодействию в Евразии.
Видеозапись и текстовая трансляция открытия, пленарных и отдельных экспертных сессий доступны на официальной странице Конференции.
Цель Конференции — выработать практические рекомендации по совершенствованию механизмов двустороннего сотрудничества и укреплению координации усилий России и Китая на международной арене