Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

28–29 мая в Москве прошло очередное, 38-е пленарное заседание международного Форума деловой элиты. Форум традиционно собирается под эгидой корпорации РЭНД. РСМД участвует в работе Форума с 2012 года. На заседании в Москве РСМД был представлен Андреем Гайдамакой (Лукойл), Александром Дынкиным (ИМЭМО), Андреем Колосовским (Microsoft Russia), Андреем Кортуновым (РСМД), Виталием Наумкиным (ИВ РАН), Уполномоченным при Президенте РФ по правам предпринимателей Борисом Титовым, Александром Шохиным (РСПП), Игорем Юргенсом (ВСА), Давидом Якобашвили (РСПП). На заключительной сессии форума с докладом о современном состоянии и возможных направлениях развития российско-американских отношений выступил президент Совета Игорь Иванов.

28–29 мая в Москве прошло очередное, 38-е пленарное заседание международного Форума деловой элиты. Форум традиционно собирается под эгидой корпорации РЭНД (RAND Business Leaders Forum) дважды в год, начиная с 1997 г. 

Состав участников Форума, первоначально задуманного как двусторонний российско-американский деловой диалог, в последние годы расширился за счет преимущественно европейских бизнес лидеров и экспертов.  Как и раньше среди участников Форума были руководители и владельцы ведущих российских и американских компаний, инвестиционных фондов, консалтинговых центров, экспертных и общественных организаций, представители министерств и ведомств двух стран. В форуме также приняли участие представители крупного европейского и азиатского бизнеса, международных аналитических институтов и средств массовой информации.

Российский совет по международным делам участвует в работе Форума с 2012 года. На заседании в Москве РСМД был представлен вице-президентом по связям с инвесторами компании «Лукойл» Андреем Гайдамакой, директором Института мировой экономики и международных отношений РАН Александром Дынкиным, директором по правовым и корпоративным вопросам Microsoft Russia Андреем Колосовским, генеральным директором РСМД Андреем Кортуновым, президентом Института востоковедения РАН Виталием Наумкиным, Уполномоченным при Президенте РФ по правам предпринимателей Борисом Титовым, президентом РСПП Александром Шохиным, президентом Всероссийского союза страховщиков Игорем Юргенсом, вице-президентом РСПП Давидом Якобашвили. На заключительной сессии форума с докладом о современном состоянии и возможных направлениях развития российско-американских отношений выступил президент Совета Игорь Иванов.

Текст выступления Игоря Иванова на RAND Forum

Уважаемые коллеги!

Рад возможности вновь выступить на Форуме бизнес-лидеров, организованном РЭНДом. Можно только приветствовать, что такой диалог продолжается, несмотря на малоутешительные тенденции в отношениях между Россией и Западом в целом, и между Москвой и Вашингтоном в частности. Хотя картина выглядит безрадостной, попробую тем не менее внести в нашу дискуссию нотки оптимизма.

Сегодня стало модным сравнивать нынешнее состояние российско-американских отношений с периодом «холодной войны». Лично мне подобные дискуссии представляются малопродуктивными и бессмысленными, так как толкают нас в прошлое и не дают видения будущего. Значительно важнее попытаться понять текущую динамику отношений, вероятные сценарии их развития. Достигли ли мы «дна» нынешнего кризиса в наших отношениях или продолжаем катиться вниз? И если этого «дна» не достигли, то каким оно вообще может оказаться? Существует ли реальная угроза прямого военного столкновения двух стран, и осознаём ли мы в полной мере возможные последствия такого столкновения? Эти вопросы не плод фантазии, а реальная жизнь и на них рано или поздно придётся давать ответы. Без этого наши страны вряд ли смогут выстраивать конструктивное сотрудничество, в том числе и сфере бизнеса.

Начну с очевидного: вряд ли кто-либо будет отрицать, что наши страны в силу различных причин перестали определять судьбы мира, как это было во второй половине прошлого столетия. И тем не менее Россия и США продолжают существенно влиять на общий климат в мире и никто не снимал с них особую ответственность за состояние международной безопасности. И если это так, то уже в силу этих обстоятельств мы должны понимать суть и масштабы наших разногласий, сопоставить наши представления о том, как и в каком направлении должен меняться безусловно архаичный и не соответствующий современным реалиям мировой порядок.

Наши американские коллеги, конечно, знают, но позволю себе ещё раз напомнить, что в России есть широко распространённое мнение, что политика США в отношении нашей страны преследует вполне конкретную цель: выбить её из разворачивающейся глобальной борьбы за новый мировой порядок или по крайней мере серьезно сковать её действия на международной арене. Устранив Россию как глобального игрока и переведя её в разряд региональной державы, в Соединённых Штатах рассчитывают в будущем добиться преимущества в противостоянии с Китаем, который они рассматривают в качестве основного соперника в ХХI веке. Многие действия Американской администрации (расширение НАТО, ПРО, поддержка цветных революций, санкции и т.д.) вполне вписываются в эту теорию.

Другая точка зрения – хотя и менее распространённая, но все же достаточно влиятельная,- состоит в том, что конечной целью США является смена политического режима в России , а то и вообще распад нашей страны как единого государства. Отсюда вывод: никакие компромиссы или уступки со стороны Москвы не приведут к нормализации отношений с Вашингтоном, а лишь будут подогревать агрессивные устремления вашингтонских ястребов усиливать давление на Россию.

Разумеется, у уважаемого посла Тэффта и других американских коллег найдётся, что возразить на такие представления о целях внешней политики США. При этом справедливо будет указываться на эффективное сотрудничество наших стран по иранской ядерной программе, при ликвидации химического оружия в Сирии, взаимодействие в интересах сирийского и ближневосточного урегулирования, продуктивная работа в рамках Арктического совета. Всё это так. Но нет главного. Все эти позитивные примеры, к сожалению, так и не стали катализатором более широкого, системного взаимодействия между нашими странами. Напротив, большинство каналов российско-американских коммуникаций по-прежнему заблокированы, договорно-правовая база отношений последовательно разрушается. Объективно растут риски возникновения российско-американского военного конфликта в результате случайностей, технических неполадок или неверно истолкованных действий противоположной стороны.

Как же выходить из этого замкнутого круга, который не сулит ничего хорошего ни одной из сторон? Часто можно слышать и в Москве, и в Вашингтоне заявления о том, что негативную динамику можно переломить только путём восстановления доверия. Но доверие не может быть восстановлено по чьей-либо прихоти. Здесь требуется длительная, кропотливая совместная работа, в ходе которой только и возможно лучше понимать друг друга, точно прогнозировать действия другой стороны, вырабатывать отвечающие общим интересам решения.

И для такой совместной работы наших стран имеются не только объективные предпосылки, но и общие долгосрочные интересы.

Во-первых, Россия и США при всех различиях относительно грядущего мироустройства не должны быть заинтересованы в обвальном разрушении миропорядка нынешнего. Обе наши державы остаются преимущественно консервативными игроками, ориентированными на удержание глобального статус-кво, так как прекрасно понимают, что при новом мировом порядке, какие бы формы он ни принимал, роль России и США будет менее значимой, чем сейчас.

Во-вторых, Россию и США объединяет и будет объединять общее стремление не допустить ядерного конфликта, основанное на вполне объяснимом чувстве самосохранения. Это кстати, пожалуй, единственное что мы в полной мере унаследовали от «холодной войны».

В-третьих, российские и американские интересы совпадают и в том, что касается противодействия распространению ОМУ и борьбы с международным терроризмом. Смогли же мы, несмотря на всю агрессивную риторику, санкции, другие хорошо известные негативные факторы, в конструктивном духе разрешить иранскую ядерную проблему, ликвидировать химическое оружие в Сирии, начать процесс политического урегулирования сирийского конфликта. Да, смогли. Потому что эти проблемы затрагивали и затрагивают фундаментальные интересы национальной безопасности наших стран. Хочу ещё раз подчеркнуть — «фундаментальные интересы национальной безопасности», которые в современном глобальном мире становятся всё более наднациональными. И только осознание этой растущей взаимозависимости может стать основой для восстановления наших отношений.

Мне кажется, что сегодня очень важно, чтобы не только политики, но и представители бизнеса, деятели культуры, представители гражданского общества объединяли свои усилия на формирование новой повестки дня отношений России и США, основанной на долгосрочных фундаментальных национальных интересах. Как я уже сказал выше, это сложно, но возможно. Для этого нужна политическая воля и осознание того, что выбраться с того «дна», где мы оказались, возможно только сообща.

 

(Нет голосов)
 (0 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся