Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

29 сентября 2017 г. в рамках XI Конвента Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) Российский совет по международным делам (РСМД) провел специальную секцию на тему «Методы изучения глобального управления».

Целью сессии стало обсуждение методологических инструментов и аналитических подходов к изучению глобальных изменений и выработке практико-ориентированных решений по преодолению кризиса глобального управления.

29 сентября 2017 г. в рамках XI Конвента Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) Российский совет по международным делам (РСМД) провел специальную секцию на тему «Методы изучения глобального управления».

Целью сессии стало обсуждение методологических инструментов и аналитических подходов к изучению глобальных изменений и выработке практико-ориентированных решений по преодолению кризиса глобального управления.

Модератор сессии, Тимур Махмутов, заместитель программного директора РСМД, обозначил ключевые тенденции нарастающего кризиса во всех сферах жизни общества — от экономики до управления глобальными миграционными потоками — и подчеркнул снижение управляемости на всех уровнях — как на глобальном, так и на региональном и даже на страновом.

С докладами в сессии выступили Игорь Денисов, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, Елена Алексеенкова, менеджер по аналитической работе РСМД, научный сотрудник Центра глобальных проблем МГИМО МИД России, Андрей Казанцев, директор Аналитического центра ИМИ МГИМО МИД России; Виктор Сергеев, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России; Кирилл Петров, научный сотрудник Центра глобальных проблем МГИМО МИД России; а также Владимир Морозов, программный координатор РСМД.

В своем выступлении Игорь Денисов сообщил о результатах дискурс-анализа китайского видения современного глобального порядка и своей роли в нем. По его мнению, данный метод является оптимальным и необходимым при исследовании глобальной стратегии Китая, поскольку только с помощью изучения дискурса на национальном языке можно выявить специфику мировоззрения и взглядов на глобальное управление. При этом дискурс-анализ текстов в переводе на английский язык не дает аналогичной глубины анализа и не позволяет улавливать тонкие ньюансы китайского мышления.

Елена Алексеенкова в своем докладе представила результаты анализа глобального управления миграционными потоками. В частности, было показано, что, несмотря на почти вековую историю развития глобального управления в сфере миграции (первые попытки предпринимались еще в 1930-х гг. Лигой Наций), неготовность современных государств к принятию больших потоков беженцев и иных типов мигрантов демонстрируют даже наиболее развитые государства мира — страны ЕС и США. Глобальные форумы и конференции на правительственном уровне и даже под эгидой ООН продолжают формулировать многочисленные рекомендации по улучшению миграционной ситуации в мире, несколько десятков лет ведут работу крупнейшие международные организации — МОМ, МОТ и др., — однако национальные правительства по-прежнему не готовы принимать во внимание данные рекомендации. Государства с трудом соглашаются на «связывающие» инициативы и легко поддерживают «не связывающие», они не готовы переносить на наднациональный уровень вопросы, связанные с политически чувствительными аспектами, затрагивающими вопросы национальной идентичности, интересов национального рынка труда и пр.

Виктор Сергеев, Андрей Казанцев и Кирилл Петров представили результаты коллективного исследования по анализу партийно-политической динамики в странах Европы и США. В докладе обсуждались становление и кризис «мейнстрима» как политики управления национальным государством, сформировавшейся на основе симбиоза правых и левых идеологических подходов в демократических странах в период 1990-х – начала 2000-х годов. Однако углубляющийся кризис этой политики к середине 2010-х годов возник по причине отрыва как «правого», так и «левого» крыла сил «мейнстрима» от соответствующих традиционных электоральных групп, а также неспособностью ядра «мейнстрима» справиться с вызовами со стороны альтернативных партий и политических движений, получающих все больший процент голосов на демократических выборах в условиях кризиса «среднего класса». Вероятно, выход «альтернативы» на авансцену национальных государств в скором времени повлияет и на степень управляемости мировым глобальным порядком.

Владимир Морозов представил в ходе сессии результаты анализа современных подходов к прогнозированию в сфере международных отношений. Усложнение динамики международных процессов и потребность в поиске ответов на глобальные вызовы привели к тому, что популярность темы прогнозирования во внутрироссийских и зарубежных общественно-политических дискурсах существенно возросла. Анализ 25 долгосрочных прогнозов российских и зарубежных аналитических центров (включая аналитические подразделения частных компаний, а также международные организации) показал, что большинство исследований (за исключением узкоспециализированных экономических и финансовых прогнозов) не имеют четко прописанной методологии, демонстрируют зависимость от текущей политико-экономической конъюнктуры, а также экспертных мнений и отличаются линейной экстраполяцией текущих трендов.

РСМД планирует продолжать серию семинаров и круглых столов, посвященных проблеме метода в исследовании международных отношений.

Видео сессии

В связи с техническими проблемами, в видео не включены первые 8 минут сессии. Приносим извинения.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся