Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

2 декабря 2020 г. Российский совет по международным делам (РСМД) провел дистанционный круглый стол «Будущее международной системы: видения России и Китая». Цель мероприятия состояла в том, чтобы оценить состояние международной среды для России и Китая, проанализировать их роли в мировом порядке и попытаться экстраполировать наблюдаемые сегодня тренды.

2 декабря 2020 г. Российский совет по международным делам (РСМД) провел дистанционный круглый стол «Будущее международной системы: видения России и Китая». Цель мероприятия состояла в том, чтобы оценить состояние международной среды для России и Китая, проанализировать их роли в мировом порядке и попытаться экстраполировать наблюдаемые сегодня тренды.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратились генеральный директор РСМД Андрей Кортунов и профессор Института международных исследований Фуданьского университета Чжао Хуашэн.
А. Кортунов поставил перед экспертами три актуальных вопроса. Как можно описать существующие тренды в системе международных отношений? Если китайские и российские эксперты видят их одинаково, насколько они долгосрочны и устойчивы? Как будет развиваться мировой порядок, и какие модели оптимальны для его анализа в будущем?

С российской стороны в круглом столе приняли участие программный директор РСМД Иван Тимофеев, председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», член РСМД Федор Лукьянов, руководитель Группы стратегических оценок, ведущий научный сотрудник Центра ситуационного анализа ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Сергей Уткин, заместитель директора по научной работе, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Александр Ломанов, а также врио директора Института Дальнего Востока РАН, член РСМД Алексей Маслов.

Китайское видение проблемы было отражено в выступлениях директора Центра изучения внешней политики Китая Жэнь Сяо, директора Центра исследований ООН и международных организаций Чжан Гуйхуна, доцента Центра российских и центральноазиатских исследований Ма Биня и старшего научного сотрудника Центра американских исследований Чжао Минхао (все — Институт международных исследований Фуданьского университета).

Эксперты затронули такие вопросы, как растущая напряженность в отношениях Китая и США, сходства и различия международной повестки Москвы и Пекина, актуальные экономические инициативы России и Китая (Инициатива пояса и пути, ЕАЭС и др.), а также подчеркнули важность взаимодействия двух стран по вопросам трансформации мирового порядка.

Дискуссию модерировала программный менеджер РСМД Ксения Кузьмина.

Итоги дискуссии

Международная система: структурные тренды

  • Некоторые эксперты считают, что т.н. «новая биполярность» будет лежать в основе будущего мирового порядка, в то время как другие называют регионализацию ключевым процессом, предполагая, что формирующиеся сегодня регионы будут только консолидироваться. Ряд специалистов не поддерживает ни идею биполярности, ни регионализм, считая, что мир вернется в архаичное неуправляемое состояние на фоне деглобализации и ренационализации.

  • По некоторым оценкам, в сложившейся ситуации вызывает сомнение адекватность применения понятия «полярности» в целом. Полюсы должны привлекать более слабых игроков и проецировать собственную повестку вовне, будучи гравитационными центрами. Сегодня все государства, напротив, стремятся остановить и преуменьшить гравитационные процессы, минимизируя связанные с ними риски.

  • Были высказаны также идеи о том, что мир вступает в постгегемонистский период — как его назвал американский политолог Р. Хаас, «бесполюсный мир». Вместо термина «многополярность» лучше использовать «многоцентричность», а вместо термина «деглобализация» — «новая глобализация», поскольку создание новых многосторонних форматов продолжается.

  • Теоретические рассуждения сами по себе не проливают свет на суть происходящего в мире. Вне зависимости от того, как ученые это концептуализируют, налицо усиление американо-китайской конфронтации, инициированной и усугубляемой Вашингтоном. Еще один факт — сложность построения альянсов по образцу холодной войны. Хотя западная система союзов продолжает существовать, их нельзя охарактеризовать как принципиально антикитайские. С другой стороны, мы видим некоторое сближение Европы и США по вопросу Китая, несмотря на то, что руководство ЕС заявляет о независимой позиции в выстраивании отношений с Пекином.

  • Даже если однополярный мир когда-то существовал, сегодня баланс сил меняется, и США в лучшем случае играют роль первого среди равных, хотя говорить о полноценной многополярности также еще рано.

  • Вопреки политике Д. Трампа «Америка прежде всего», американское лидерство ослабло. Появляется все больше набирающих сил держав, «средние» державы также играют все более важную роль в региональных и глобальных вопросах. Например, в политической сфере влиянием обладают, прежде всего, пять держав Совета Безопасности ООН, а также Германия, Япония и Индия, чей вес в международных делах увеличивается. В военной сфере сверхдержавами остаются США и Россия. В экономической — Китай и США; Япония и Европейский союз также играют важные роли.

  • Главные вызовы для Китая — поиск своего места в новом миропорядке, преодоление неопределенности и балансирование США. Китай — часть развивающегося мира, он заинтересован не в превращении в сверхдержаву, а в продвижении многополярности. Едва ли Китай продолжит причислять себя к развивающимся странам после 2025 г., и это может привести к изменению его внешнеполитического позиционирования в целом. Развитие Китая нужно рассматривать не только с экономической точки зрения, но и учитывать его культурный и военный потенциал, поскольку это тоже имеет значение для формирующегося мирового порядка.

  • В будущем мир будет представлять собой не единую структуру, но несколько субструктур на различных уровнях в различных сферах. Некоторые эксперты назвали это «взаимосвязанной фрагментацией».

  • Адаптация к необратимым изменениям среды, которые мы наблюдаем сегодня, — приоритет для всех ответственных международных игроков, вне зависимости от их удельного веса. Начаться она должна с изменения внутренней ситуации. Ранее великие державы пытались выстраивать международную систему, делая ее более управляемой и соответствующей их представлениям. Сегодня больше усилий стоит направить на внутриполитическую ситуацию, поэтому и внешняя политика в будущем будет отвечать внутренним задачам.

  • Согласно экспертным мнениям, средне- и долгосрочное развитие зависит от двух факторов — коалиций и ресурсов.

  • Перспективы либерального мирового порядка неоднозначны, не в последнюю очередь из-за подъема нелиберального популизма в самих западных странах.

Китайско-американские и российско-американские отношения

  • Не следует уделять большое внимание сравнению Д. Трампа и Дж. Байдена при анализе изменений мирового порядка, тем самым приписывая чрезмерное влияние частностям. Хотя стиль управления и детали стратегий действующего и избранного президентов США могут отличаться, проводимые ими политики — скорее симптомы системных изменений, а не их причины. Хотя будущий президент США Дж. Байден более профессионален и менее эмоционален, чем его предшественник, его личность не имеет определяющего значения для китайско-американских отношений, и общий курс США вряд ли изменится. Ряд экспертов предполагает, что стратегия США по сдерживанию России и Китая будет более умеренной, поскольку Байден мультилатералист, а Трамп был унилатералистом. Однако конструктивного диалога между Вашингтоном и Пекином и Москвой в любом случае не ожидается.

  • К 2035 г. отношения США и КНР ухудшатся. Следует признать наличие антикитайского консенсуса в США, особенно учитывая тот факт, что Китай в ближайшем будущем может обойти Соединенные Штаты по материальным показателям. Ключевой вопрос для Китая — поиск формулы сосуществования с США.

  • Новый президент США постарается консолидировать Запад, приближая Европу, Канаду и другие прозападные страны и восстанавливая «клуб демократий». Байден хочет восстановить трансатлантические отношения как инструмент оказания коллективного давления на соперников. В случае если это произойдет, ухудшение ситуации в мире неизбежно.

  • С геополитической точки зрения США продвигают проект Quad-plus и активно вовлечены в конкуренцию нарративов с Китаем. Президентство Байдена будет иметь определяющее значение для понимания перспектив развития этого тренда. Смягчения подхода США к Китаю не ожидается, скорее, мир столкнется с холодной войной 2.0. Динамика отношений США и Китая становится все более сложной и конфронтационной.

Партнерство России и Китая

  • Россию и Китай Запад рассматривает схожим образом — как ревизионистсткие державы. Между двумя странами нет военного союза. Потенциал двусторонних отношений не реализован в полной мере, в частности в таких сферах, как человеческий капитал, экономика, военное сотрудничество. Даже если политика США по отношению к Китаю смягчится при Дж. Байдене, российско-китайское партнерство останется стабильным, поскольку оно основано на долгосрочных интересах. Вместе с тем некоторые эксперты полагают, что у России и США в будущем могут появиться причины для сотрудничества по сдерживанию Китая.

  • При этом, согласно ряду оценок, возможно возникновение противоречий между Россией и Китаем, например в Центральной Азии, из-за необходимости распределения влияния между ними.

  • Если консолидированный на новых основаниях Запад будет говорить одним голосом, смогут ли другие страны сформировать альтернативный голос? Москва и Пекин должны доказать, что это возможно. То, что они будут сообща транслировать, должно обсуждаться на различных незападных площадках. Россия и Китай играют важные роли в структурировании современных элит, однако избирают различные пути. В то время как Китай выработал четкое видение развития и должной конструкции международных институтов в будущем, России это еще предстоит.

  • России и Китаю необходимо предотвратить попадание Индии в геополитическую орбиту США и наладить более тесное сотрудничество в Африке для продвижения общего видения мирового порядка.

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся