Распечатать Read in English
Регион: Арктика
Тип: Новости
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Сегодня в Москве на пленарных сессиях Конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития» обсуждаются вопросы развития научного и экономического сотрудничества в Арктике, охраны хрупкой экологии Крайнего Севера, а также подводятся итоги уходящего председательства США в Арктическом совете и рассматриваются возможности для взаимодействия в контексте предстоящего председательства Финляндии.

Сегодня в Москве на пленарных сессиях Конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития» обсуждаются вопросы развития научного и экономического сотрудничества в Арктике, охраны хрупкой экологии Крайнего Севера, а также подводятся итоги уходящего председательства США в Арктическом совете и рассматриваются возможности для взаимодействия в контексте предстоящего председательства Финляндии.

Пленарный день Конференции открыли:

Игорь Сергеевич ИВАНОВ, президент Российского совета по международным делам (РСМД), министр иностранных дел РФ (1998-2004), член-корреспондент РАН

Дмитрий Олегович РОГОЗИН, заместитель Председателя Правительства РФ, председатель Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Сергей Борисович ИВАНОВ, специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта

Приветственное послание министра иностранных дел РФ, председателя Попечительского совета РСМД Сергея Викторовича ЛАВРОВА

Артур Николаевич ЧИЛИНГАРОВ, специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, председатель Научно-Экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики РФ, депутат Государственной Думы ФС РФ, член РСМД, член-корреспондент РАН

Джон Фрэнсис ТЭФФТ, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в РФ

Микко ХАУТАЛА, Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндии в РФ

Фредерик ПАУЛСЕН, председатель совета директоров Ferring Pharmaceuticals, почетный член Ассоциации Полярников РФ, учредитель Швейцарского Полярного Института

Текст выступления Игоря Иванова

Разрешите мне от имени Российского совета по международным делам приветствовать всех участников конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития». Прежде всего, хотел бы высказать слова особой благодарности заместителю Председателя Правительства России, Дмитрию Олеговичу Рогозину за готовность выступить на открытии нашей конференции. Мы хорошо знаем о Вашей большой занятости и рассматриваем Ваше участие в нашей конференции как ещё одно подтверждение того постоянного внимания, которое российское руководство уделяет проблемам Арктического региона в целом и международному сотрудничеству в этом регионе в частности.

Мы благодарим Аппарат Правительства и Министерство иностранных дел России за проявленное ими внимание и содействие конференции, обеспечившее высокий уровень нашего мероприятия. Отдельную признательность выражаем официальному партнёру конференции – ОАО «НОВАТЭК», а также Международному фонду технологий и инвестиций за финансовую поддержку мероприятия. Особая благодарность коллегам из Благотворительного фонда Пью за помощь в определении повестки и подготовке конференции.

На нашем баннере вы видите сияющее солнце. Это - звезда надежды. Надежды на то, что Арктика, которая во многом обеспечивает жизнь на Земле, будет оставаться примером ответственного подхода государств к сотрудничеству в этом регионе.

Три года, прошедшие после нашей предыдущей конференции, посвящённой Арктике, оказались едва ли не самым сложным и опасным периодом в мировой политике после окончания Холодной войны. И не только из-за Украины! На наших глазах набирала обороты гражданская война в Сирии, на Европу надвинулась невиданная по своим масштабам волна беженцев, состоялся Brexit, были поставлены под вопрос перспективы трансконтинентальных проектов в Атлантике и в АТР, резко усилилась угроза международного терроризма и так далее…

Но всё-таки, даже на таком неблагоприятном геополитическом фоне международное сотрудничество в Арктике продолжалось. За прошедшие три года регион не стал (и будем надеяться, не станет) ареной геополитического противостояния великих держав или арктических государств. Несмотря на общее осложнение российско-американских отношений, завершающееся сейчас председательство США в Арктическом совете было отмечено целым рядом конкретных достижений. Более того, к деятельности Совета в различных форматах начали подключаться и наши партнёры из других регионов мира. Шаг за шагом формируется многосторонняя инфраструктура контактов, информационных обменов и совместных проектов в таких областях как образование, культура, местное развитие и многих других.

В Арктическом регионе сегодня пересекаются основные «силовые линии» мировой политики и глобального развития нашего века. Здесь мы пытаемся найти практические ответы на вопросы, от решения которых зависит наше общее будущее, и далеко не только в одном регионе. Как совместить императивы экономического развития и задачи охраны окружающей среды? Как содействовать социально-экономической модернизации, не ставя под угрозу традиционные уклады жизни и культурные особенности «малых народов»? Как открыть регион для глобального сотрудничества, не жертвуя интересами и особыми правами государств региона?

Список этих вопросов можно продолжить. И если сегодня мы найдём адекватные ответы на них применительно к Арктическому региону, то завтра найденные ответы можно будет использовать и в других, не менее сложных и важных для всех нас регионах мира.

Вопросы формирования новой архитектуры международного сотрудничества в Арктике, безусловно, требуют постоянного осмысления. Наша нынешняя конференция – всего лишь ещё один скромный шаг вперёд в этом направлении. Российский совет по международным делам всегда открыт для сотрудничества с партнёрами в самых различных формах – от обмена информацией до реализации совместных проектов. Работа по арктической тематике всегда была и остаётся одним из наших основных приоритетов.

Спасибо за внимание.

К списку выступающих

Текст выступления Дмитрия Рогозина

Отрадно отметить повышенное внимание к арктической тематике, о чем свидетельствует присутствие сегодня иностранных коллег из Арктического совета, а также представителей арктических государств, а именно США, Дании, Исландии, Канады, Норвегии, Финляндии.

Для России Арктика всегда была и остается регионом особых интересов. Здесь сконцентрированы практически все аспекты нашей национальной безопасности, это область военных, экономических, экологических, транспортных и ресурсных интересов.

Сегодня ведущие международные игроки также уделяют Арктике все больше внимания. Зачастую это выливается в усиление соперничества, столкновение интересов и амбиций различных стран, в том числе и неарктических.

Тем не менее, как признается высшим политическим руководством арктических держав и Европейского союза, Арктика — одно из немногих направлений, где международное сотрудничество с Россией не только не прекращалось, но и активно продолжается.

И это не пустые слова. Так, по информации МИД России, в рамках деятельности Арктического совета ни один из почти 80 проектов сотрудничества не был свернут.

Россия рассматривает своих соседей по Арктическому региону как естественных и приоритетных партнеров в развитии международного сотрудничества в Арктике. И для этого у нас есть конкретные предложения.

Так, санкционная политика позволила нам открыть новые возможности для сотрудничества в Арктике с нашими азиатскими партнерами, прежде всего в экономической сфере, в совместном создании крупных энергетических и транспортных инфраструктурных проектов на основе разработки нефтегазовых месторождений.

Наиболее яркие примеры – это реализация с участием Китая проекта «Ямал СПГ». Освоение с участием индийских коллег Ванкорского нефтегазового месторождения.

Прорабатываются направления сотрудничества с корейскими и японскими партнерами, например, в части постройки судов и оборудования для работы на шельфе.

Независимо от присутствия международного участия в наших проектах, считаю, что у России нет другого пути, кроме устойчивого и поэтапного развития Арктической зоны, и мы будем наращивать усилия по ее мирному, ответственному и бережному освоению. 

Теперь скажу о наших векторах развития в Арктическом регионе.

Усилия государств в ближайшее время будут направлены на формирование механизмов поддержки, в том числе финансового и проектного направления деятельности России в Арктике, а также на разработку механизма отбора такого рода инициатив.

Поддержку указанной деятельности предполагается осуществлять в рамках Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, созданной Указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике и повышения государственного управления при реализации стратегических приоритетов.

Так, по поручению Госкомиссии, Минэкономразвития России совместно с федеральными и региональными органами власти и организациями подготовлен своего рода «портфель» проектов, реализуемых или запланированных к реализации в Арктической зоне Российской Федерации.

Выбрано порядка 150 приоритетных проектов со сроками реализации вплоть до 2030-х годов, общей стоимостью почти 5 трлн руб., причем большая часть средств (около 4 трлн руб.) приходится на внебюджетные источники.

Чтобы не тратить время и не перечислять все проекты, я приведу цифры по направленности этих проектов по отраслям в процентах:

- переработка полезных ископаемых – более 48% (в т.ч. алмазы – 14%);

- транспорт – 16%;

- геологоразведка – 7%;

- реализация проектов на шельфе – 7%;

- промышленность и энергетика – по 5%;

- рыбная промышленность и сельское хозяйство – 5%;

и по 2% на экологию, телекоммуникацию и туризм.

Среди этих проектов — «Приразломное», «Ямал СПГ», строительство морского порта в порте Сабетта, Северный широтный ход, Мурманский транспортный узел, строительство ледоколов и плавучей АЭС в г. Певек, развитие Северного морского пути, создание техники и технологий для работы в Арктике.

Часть выбранных проектов позволяет поддержать и диверсифицировать экономику арктических моногородов (Воркута, Северодвинск, Онега, Новодвинск), а также обеспечить модернизацию и своевременное замещение выбывающих мощностей — как в сфере электроэнергии, так и в сфере судостроения.

Сегодня Президентом Российской Федерации поставлена задача Правительству Российской Федерации расширять использование методов проектного подхода.

Это в полной мере применимо к Арктической зоне Российской Федерации, когда условия хозяйствования и освоения ведется очаговым способом, концентрируясь вокруг крупных предприятий или инвестиционных проектов.

Исходя из необходимости формирования «каркаса» социально-экономического развития Арктической зоны России вокруг «очагов хозяйственного освоения» территорий, Минэкономразвития России работает над выделением так называемых «опорных зон развития».

Другими словами, предполагается создание «проектных офисов» в рамках каждого арктического субъекта, увязанных между собой единой системой управления, а также экономической, транспортной и социальной инфраструктурой.

Этот механизм предполагается закрепить уникальным территориальным федеральным законом «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» и реализовать в рамках формируемой новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

Мы предполагаем заключение своего рода «социального договора» между государством и бизнесом, когда государство прилагает усилия по снятию инфраструктурных ограничений, а предприниматели принимают на себя обязательства по инвестированию.

Кроме того, развитие Арктического зоны России в проектной логике предполагает использование возможностей по эффективному применению существующих инструментов государственной поддержки, повышающих инвестиционную привлекательность проектов (там, где это обосновано),   таких как, например, свободные порты, ТОРы, ОЭЗы, индустриальные парки, специальные инвестиционные контракты и пр. (в зависимости от условий проектов).

Есть достаточно распространенное мнение, что Арктика – это в основном добыча полезных ископаемых.

При этом не учитывается, что заложенный в проекты освоения природных ресурсов потенциал может стать для научно-производственной повестки страны не менее значимым, чем в 1960-е годы был космос.

Мы видим Арктику как полигон апробации новых отечественных инновационных технологий, заказчиками на которые может быть государство (в первую очередь в лице военных) и крупный бизнес (добывающие компании).

Это могут быть проекты по разработке новых материалов и топлива, пригодных для использования в условиях экстремально низких температур; проекты создания «арктической» техники (малая авиация и вертолеты, летательные аппараты безаэродромного базирования и беспилотники, суда река-море ледового класса, специальная гусеничная техника, техника на воздушной подушке). Современное геологоразведочное оборудование, включая проекты подледной сейсморазведки на арктическом шельфе; использование биотехнологий для производства экологически чистых продуктов питания и семян; развитие фармакологической и парфюмерной промышленности.

Прошедшие испытания арктическим климатом будут получать «арктический знак качества», свидетельствующий о сверхнадежности техники и оборудования.

Выбор России в нашей деятельности неизменен – это цивилизованное переговорное решение всех спорных вопросов на основе международного права, и, как я уже говорил, наша страна открыта для совместной работы в Арктике – как на двухсторонней основе, так и в многостороннем формате, прежде всего, в рамках Арктического совета.

Мы рассматриваем Арктику как территорию диалога и сотрудничества и намерены решительно противодействовать любым попыткам привнесения в регион нервозности и политики конфронтации.

Пользуясь присутствием иностранных коллег, я приглашаю вас, а также всех заинтересованных участников в Архангельск принять участие в марте 2017 г. в международном форуме «Арктика – территория диалога».

В ходе форума планируется обсудить ряд ключевых направлений по развитию Арктики, в частности поговорить о социально-экономическом, транспортном, экологическом, энергетическом благополучии людей, живущих в сложных арктических условиях.

Спасибо за внимание.

К списку выступающих

Текст выступления Сергея Иванова

Искренне признателен за приглашение принять участие в конференции Российского совета по международным делам (РСМД), который по праву завоевал признание как авторитетный клуб, объединяющий ведущих экспертов, специализирующихся на решении наиболее сложных задач, стоящих перед мировым сообществом.

Сегодня в фокусе нашего общего внимания – Арктика, её проблемы, новые вызовы и векторы развития.

Тема, действительно, очень широкая и многогранная. Ведь северная полярная область Земли – это не только территория исключительного экономического значения, но и регион, обеспечивающий запас экологической прочности планеты, естественная лаборатория по изучению глобальных изменений климата, бесценный источник уникальных научных знаний.

Исходя из этого понимания, мы все стремимся бережно относиться к Арктике, принимаем действенные меры по сохранению её флоры и фауны, рачительно используем природные ресурсы, оперативно устраняем последствия антропогенного воздействия.

В настоящее время в России установлены высочайшие экологические стандарты и последовательно реализуется целый ряд крупномасштабных природоохранных проектов.

В частности, в рамках Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года ведется работа по созданию системы прогноза и мониторинга хозяйственной деятельности на арктическом шельфе. Её основная цель – снижение возможных рисков, связанных с освоением углеводородных месторождений и развитием транспортной инфраструктуры.

Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством установлены строгие обязательства и финансовая ответственность недропользователей по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В выдаваемых им лицензиях четко фиксируется обязанность иметь апробированные технологии по устранению последствий техногенных аварий.

Еще одно наше важное начинание – это так называемая «генеральная уборка Арктики», которая проводится по поручению Президента России.
В качестве её пилотного варианта выбран архипелаг Земля Франца-Иосифа.

За пять лет он изменился до неузнаваемости – оттуда вывезено более 40 тысяч тонн различных отходов, металлолома, нефтешламов. Проведена техническая рекультивация на площади 350 га.

В следующем году, который объявлен в России Годом экологии, мы запускаем приоритетный проект «Чистая страна». Накопленный природный ущерб будет ликвидироваться повсеместно. В том числе продолжится очистка приполярных территорий, а также запланирован подъем затопленных судов в Кольском заливе и плавсредств в границах города Салехард, Краснослькупского и Пуровского районов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Теперь подробнее остановлюсь на вопросе сохранения первозданной природы Российского Севера.

На данный момент в нашей части Арктического региона имеется 28 особо охраняемых природных территорий федерального значения, в которых присутствуют природные комплексы и ландшафты тундр, арктических пустынь, морские экосистемы, животный и растительный мир.

Их общая площадь составляет 22,5 млн га, в том числе 6,5 млн – морская акватория.
До 2020 года будут созданы еще два национальных парка – «Центрально-Чукотский» (в Чукотском АО) и «Хибины» (в Мурманской обл.), а также заповедник «Медвежьи острова» в Якутии.

В целом же на российской территории обитает примерно 80 процентов биологического разнообразия Арктики, в том числе такие редкие его представители, как белый медведь, путоранский снежный баран, лаптевский морж, различные виды китов.

 Уважаемые коллеги!

Сосредотачивая собственные усилия на защите наиболее чувствительного к изменению климата Арктического региона, Россия также продолжает успешно сотрудничать с партнерами и в различных международных форматах.

В полной мере это относится и к Арктическому совету, к 20-летию которого приурочена наша конференция.

За годы своего существования на полях Совета решено немало сложных вопросов и принято полезных инициатив.

В качестве их примера можно привести Рамочный документ о действиях по сокращению выбросов черной сажи и метана.

На мой взгляд, это своевременный ответ на климатические вызовы глобального потепления.

В его развитие в сентябре прошлого года Минобороны России подготовило Национальный доклад по инвентаризации выбросов черного углерода и метана в российском секторе Арктики.

Планируем и в дальнейшем работать на этом направлении, в том числе участвовать в деятельности Целевой группы по продолжению диалога стран по снижению эмиссий черного углерода и метана, созданной в рамках нынешнего председательства США (2015-2017 годы) в Арктическом совете.

Что касается дополнительных механизмов, способствующих решению экологических проблем, то таким, без сомнения, является Инструмент поддержки проектов для содействия финансированию проектов Арктического совета, связанных с предупреждением, уменьшением и ликвидацией загрязнения (ИПП АС).

Наша страна стала крупнейшей донором соответствующего Фонда (ИПП АС) и полностью выполнила свои обязательства, перечислив 10 млн евро.

В 2015 году при его поддержке были запущены первые проекты «Валдай» и «Тундра», целью которых в числе прочего стало сокращение выбросов сажи при электрогенерации в Республике Карелия и Мурманской области.

Уважаемые коллеги!

Завершая свое выступление, хочу выразить уверенность, что сообща мы способны решить многие вопросы, касающиеся развития Арктического региона. А также благодарю руководство Российского совета по международным делам за организацию столь крупного и представительного мероприятия.

Желаю всем участникам Конференции плодотворной работы.

Благодарю за внимание.

К списку выступающих

Текст выступления Артура Чилингарова

Не так давно, в конце августа на борту ледокола «50 лет Победы» на шестой международной встрече представителей государств-членов Арктического совета, организованной Советом Безопасности, мы обсуждали проблемы и перспективы международного сотрудничества в Арктике.

Там мы подчеркивали, что широкое многостороннее и взаимовыгодное сотрудничество в Арктике было и остается стратегическим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Этот принцип закреплен в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

Несмотря на непростую обстановку в мире, страны Арктического региона смогли сохранить достигнутый уровень сотрудничества по вопросам арктической повестки дня. Без преувеличения можно сказать, что сотрудничество в Арктике является образцом добрососедской, стабильной и предсказуемой политики. Мы твердо исходим из того, что в Арктике нет проблем, которые не могли бы решаться на основе взаимопонимания и конструктивного диалога. Я еще раз хочу подчеркнуть: в Арктике  нет проблем, требующих военных решений.

Сотрудничество в Арктике развивается на двусторонней и многосторонней основе. Успешный диалог ведется в рамках региональных организаций, таких как Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Северный форум. Важными площадками для всестороннего обсуждения проблем региона стали международный форум «Полярный круг», ежегодно проводящийся в Рейкьявике под патронажем Олавура Гримсона, теперь уже экс-президента Исландии, и Санкт-Петербургский форум «Арктика: настоящее и будущее». После трехлетнего перерыва вновь будет организован международный форум «Арктика – территория диалога». Он пройдет в марте 2017 года в Архангельске. Ответственной за его проведение стала Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

В этом году мы отмечаем 20-летие Арктического совета. За прошедшие годы он стал одним из важнейших инструментов международного сотрудничества в Арктике. Арктический совет вышел на качественно новый уровень и стал центральным форумом многостороннего международного арктического сотрудничества. Думаю, роль Арктического совета и его перспективы будут детально рассмотрены сегодня на утренней пленарной сессии.

Я же хочу подчеркнуть расширение количества участников работы Арктического совета за счет активного привлечения наблюдателей. В настоящее время в число наблюдателей входят двенадцать неарктических государств, девять межправительственных и межпарламентских организаций, одиннадцать неправительственных организаций. Институт наблюдателей стал важным инструментом участия неарктических стран в развитии арктического региона.

Еще одним важным направлением международного сотрудничества остаются совместные научные исследования. Наглядным примером успешного объединения знаний, финансов, средств и технических возможностей арктических стран могут служить научные исследования Арктического региона во время проведения программ Международного полярного года. Эти исследования начались с проведения Первого международного полярного года (МПГ) в 1882-1883 годах, когда в его работе приняло участие более 700 человек из 12 стран.

В программах Четвертого МПГ в 2007-2008 годах уже тысячи ученых из более чем 60 стран приняли участие в реализации более 800 проектов.

Прямым продолжением мероприятий Четвертого МПГ стала реализация Международной партнерской полярной инициативы (МППИ). Её идея основывается на необходимости развития и скоординированного продолжения долговременных наблюдений и исследований, начатых в период МПГ. Я считаю реализацию такой инициативы исключительно важной и рад, что она стоит в повестке дня Арктического совета.

Новые задачи перед научным арктическим сообществом были поставлены в Парижском соглашении, принятом в декабре минувшего года на 21 сессии конференции сторон Рамочной конвенции по изменению климата. Особая чувствительность Арктики к изменениям климата и серьезные последствия этих изменений для природы, инфраструктуры, экономики Арктики и народов, ее населяющих, требуют скоординированных усилий всех арктических стран по оценке этих изменений и неотложных мер по адаптации арктических территорий к этим изменениям. Для России, обладающей самой большой арктической береговой линией, вопросы разработки и принятия таких неотложных мер, в том числе определение их стоимости, являются исключительно важными.

В заключение как парламентарий хотел бы коснуться некоторых вопросов законодательного обеспечения развития Арктической зоны Российской Федерации, имеющих прямое отношение к развитию, прежде всего, экономического сотрудничества в Арктике.

Развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) является одним из важнейших стратегических направлений государственной политики России. Развитие Арктической зоны предполагает реализацию комплексных инфраструктурных проектов, в том числе с широким иностранным участием. Планируется создание в Арктике системы особых экономических зон и зон территориального развития. Эта деятельность требует специальных законодательных решений, регламентирующих правила деятельности российских и иностранных компаний, гарантирующих их права и дающих возможность эффективного сотрудничества в российской Арктике.

В первую очередь такое сотрудничество будет развиваться в области освоения месторождений полезных ископаемых на Крайнем Севере и на шельфе арктических морей, в области развития арктической транспортной инфраструктуры и эффективного использования возможностей Северного морского пути. Думаю, у такого сотрудничества имеется большой потенциал, а его результаты станут важным элементом глобальной арктической повестки.

В первую очередь, конечно, мы должны принять основополагающий федеральный закон «Об Арктической зоне Российской Федерации». Работа над этим законом началась в пятом созыве Государственной Думы, и я надеюсь, что в седьмом созыве она будет завершена. Я, во всяком случае, приложу к этому все усилия.

Спасибо за внимание.

К списку выступающих

Текст выступления Джона Теффта

I want to thank the Russian International Affairs Council and in particular Igor Ivanov, president of the council, for organizing this conference and inviting me to speak to you today. The Russian International Affairs Council has a well-earned reputation for fostering impartial, comprehensive debate on the challenges facing the world today. I am pleased that the council has turned its attention to one of our greatest challenges – ensuring a sustainable future for the people and resources of the region, and protecting its beautiful, fragile, and vitally important ecosystem.

The Arctic Council is celebrating its 20th anniversary this year. It is a moment for the countries and permanent participants of the council to reflect on the accomplishments of the last two decades and let those successes be our guide as we continue to work cooperatively toward a sustainable future.

The Arctic is a vitally important region, not only for the countries with territory in the Arctic Circle, but for the entire world. The rapid warming of the planet is one of the greatest existential threats of our time. A threat that knows no national boundaries or spheres of influence. A threat to all peoples and countries, great and small. And nowhere on the planet is the impact of this threat seen more clearly than in the Arctic.

I do not need to list for you the facts and figures on the impact of climate change on the Arctic. We have all seen the images of the shrinking polar ice cap, the melting glaciers falling to pieces, the coastal villages crumbling into the sea as the shoreline recedes, and the starving polar bears floating on increasingly fewer and smaller patches of sea ice.

It is for this reason that the United States made climate change the number one priority for our current chairmanship of the Arctic Council. Ambassador David Balton, the Chair of the Arctic Council’s Senior Arctic Officials, said it best when he told a meeting of the Arctic Council that “the effects of climate change are revealing themselves faster in the Arctic than anywhere else in the world, so the Council’s groundbreaking work to advance knowledge and prepare for the future is critical to helping Arctic communities build resilience in the face of these rapid changes.”

While climate change has made shipping and hydrocarbon development in the Arctic more feasible, it is imperative that those activities not exacerbate atmospheric warming in the region, as the effects could be catastrophic for the ecosystem. It is crucial that Arctic countries, several of which are major economies – and major carbon emitters – set in place policies to mitigate the effect of emissions and move toward low carbon economic development in the Arctic region. The Senior Arctic Officials of the eight Arctic Council countries recently concluded a meeting in Portland, Maine at which they discussed key initiatives in black carbon and methane mitigation, and investment in renewable energy. The time is now for Arctic countries to redouble their efforts to find solutions to the challenges presented by climate change.

Our efforts to mitigate climate change would be incomplete without an equally diligent effort to conserve and effectively manage our ocean resources. The United States set ocean management as the second priority of its Arctic Council chairmanship, and Secretary of State John Kerry has made oceans policy a signature issue during his time at the helm of the State Department. To set a sustainable policy in the Arctic, the coastal countries agreed in 2015 to a moratorium on fishing in the Arctic Ocean until sufficient scientific research is conducted to determine sustainable commercial fishing levels. The United States has encouraged expansion of the moratorium to other major maritime countries in order to bring them into the debate on how to manage fishing resources in the Arctic. As more and more areas of the Arctic Ocean are accessible for longer periods of time, it is crucial that maritime countries come together to form a policy that allows all countries to benefit from the resources while doing their part to ensure sustainability.

No discussion of a sustainable future in the Arctic would be complete without taking into consideration the needs and interests of the inhabitants of the region. The United States therefore set socioeconomic development as the third priority for its Arctic Council chairmanship. At the Senior Arctic Officials meeting in Portland, Maine, the officials discussed ways that the indigenous groups in all Arctic countries can have a greater voice in policymaking. The basis for integrating indigenous views and traditional knowledge in setting regional policies in the Arctic is, of course, national policies that ensure indigenous rights and empower indigenous groups to take control of their own lives and communities. In August 2015 President Obama visited Alaska – the first U.S. president to travel to the Arctic Circle region of Alaska – and met with indigenous groups to get their views on how U.S. policies in the Arctic region affect their families, livelihoods, and living conditions. Their views are helping to inform and shape U.S. Arctic policy.

A common thread running through all of our priorities, mitigating climate change, managing oceans resources, and ensuring sustainable socio-economic development, is the need for scientific research to further our understanding of the unique conditions in the Arctic. For this reason the United States made the negotiation of an agreement on scientific cooperation the main goal of our chairmanship. An Arctic Science Ministerial took place at the White House in Washington, DC on September 28. We were pleased to host ministers from all of the Arctic Council countries as well as several other countries conducting scientific research in the region. The ministers approved the text of an agreement on scientific research that will be signed at the next Arctic Council ministerial in May 2017.

The information produced through research conducted under this agreement will help the Council make science-based decisions on policy in the region. The agreement will help countries to identify scientific challenges and their global implications, strengthen observation and data sharing in the Arctic, help apply science to build Arctic resilience and shape global responses, and empower Arctic inhabitants through scientific education.

As we prepare for the upcoming Arctic Council ministerial in May of next year in Fairbanks, Alaska, when the United States will turn over the chairmanship to Finland, we want to extend our thanks for the hard work that the Council and its working and expert groups have done, the support national and regional governments have given to the Council’s work, and the valuable insight and advice the indigenous groups have given. We are pleased that Finland plans to continue the projects begun under the U.S. chairmanship and to expand the scope of our joint work in several areas.

Again, I want to thank our hosts for organizing this event and giving me the opportunity to share the U.S. perspective on the future of this region that is so crucial to all of us here today.

К списку выступающих

Текст выступления Фредерика Паулсена

We meet during dramatic changes in the Polar Regions.

INTRODUCTION AND CALL FOR COLLABORATION

Like the canary in the old coal mines, the Arctic and Antarctic are our early warning systems. Today, they are clearly alerting us to the extreme environmental changes to come to earth’s climate.

Over the last 50 years, temperatures in the Arctic – and on the Antarctic peninsula – have increased three timed faster than those of the rest of the planet. In August last year, the surface area of ice extending above the Arctic Circle was 30% less than 25 years ago.

It is imperative that we find new ways to collaborate internationally to address all the consequences of climate change including the political and economic aspects in addition to ecological.

Climate changes in the Arctic as well as sending a warning on global changes, have heralded new commercial opportunities, particularly for shipping, tourism, fishing and – of course – mineral exploration and exploitation.

Many challenges to safe commercial exploitation of this area remain. However, the Polar Code which comes into force in January 2017 will go some way towards managing the inherent risks.

When it comes to oil and gas – the ‘Arctic Gold Rush’ which was widely predicted a few years ago, has for now been ‘put on ice’ due to the low price of oil. Still, we should not be complacent as if the oil price recovers, there is little doubt that the major players will once again see important opportunities in the Arctic, which consequent environmental concerns, and we will need to have an international solution to these.

I think all of us here today should consider during this conference how we could establish meaningful international collaboration. I would like to contribute to this debate by looking at the role of science in the Arctic and Antarctic regions by presenting a particular example of a strong international collaboration taking place in the Antarctic. I would like us to consider what we can take from activity in the Antarctic to set up similar collaboration in the Arctic region.

SCIENCE

Science has a crucial role to play in addressing and managing the major uncertainties that are emerging in the polar regions as a result of climate change.

Addressing the challenges in the Arctic demands a ramping up of international scientific cooperation. And it is my belief that the international cooperation which takes place in Antarctica may serve as the inspiration for doing so.

THE ACE PROJECT

Let me give you an example of how communities of scientists are currently working together to advance science in the Antarctic.

In April, The Swiss Polar Institute was launched specifically to advance ‘polar science’. The Institute will facilitate exchange between public and academic institutions, industry and private sector partners.

To celebrate the creation of the Swiss Polar Institute, we are launching the Antarctic Circumnavigation Expedition – project ACE for short. The purpose of this expedition, is to measure the impact of climate change and pollution in the Southern Ocean. We also hope to gain insights into health and medicine in difficult to access, extreme environments. Let me take a minute to give you some details on Project ACE.

FACTS ABOUT ACE

·       The first part of the cruise, from Saint-Petersburg to Cape Town is under the umbrella of the Russian Geographical Society. The ship will be transformed into the RGO Maritime University. 60 young scientists from 8 different countries will have the opportunity to participate in testing equipment and carrying out the experiments.

·       The circumnavigation will then depart from Cape Town on 20 December this year and will consist of three stages, each lasting one month: Cape Town to Hobart / Hobart to Punta Arenas (Chile) / and Punta Arenas back to Cape Town.

·       Russia and Switzerland will be the main participants, but we will also be joined by the five other countries whose island territories will be explores – South Africa, France, Australia, the UK and Norway.

·       An open, international call for proposals was launched at the end of last year and over 100 projects were submitted. A panel of experts selected a total of 22 scientific projects. Scientists on board will have access to 8 research laboratories as well as facilities for land and sea transfer.

FROM THE ANTARCTIC TO THE ARCTIC

I really hope that this unique expedition could inspire more international scientific collaboration in the Arctic.

I am calling for, and would be proud to participate in, the organization of an international drifting base to research the rapid changes occurring in the heart of the Arctic Ocean basin. And I believe this should be established before the end of the current decade. I envisage that such an international, scientific project would be undertaken under a similar kind of umbrella as that provided by the Antarctic Treaty System.

Antarctica is of course very different to the Arctic. It is a continent surrounded by an ocean and is largely unpopulated. The Arctic in contrast is an ocean surrounded by continents, bordered by five different coastal states and populated by approximately 4 million people. These differences are vital for understanding the different ways in which the two regions are and can be governed.

Yet the continuing changes of the sea ice make it important to define ways of enhancing collaboration in the Arctic. The Arctic Council was formed in 1996 for this very reason: to promote cooperation on science and environmental protection. So has the Arctic Council done enough? If not, can we take inspiration from the Antarctic to promote further cooperation on science and the environment in the Arctic?

The Antarctic Treaty is unique in international law. It was signed in Washington by twelve nations, including the USSR on 1st December 1959. Since the signing by the original 12, another 41 countries have joined the treaty. Today, scientific cooperation and data-sharing between these countries remains one of the main drivers of new scientific discoveries on this vast continent.

The Antarctic Treaty System establishes Antarctica as a natural reserve devoted to peace and science and puts in place principles for the governance of the region.

All countries with an active interest in Antarctica are Consultative Parties to the Antarctic Treaty and science binds them together in peaceful collaboration and common purpose. The Protocol also outlines a system of environmental principles. The result is a legally binding environmental protection regime tailored for the Antarctic region.

All this is possible because Antarctica has no permanent populations or accompanying socio-economic challenges, and because all sovereign claims to the continent have been suspended.

It is clear therefore, that, there can be no identical treaty in the Arctic. But there can – and must – be major international cooperation in terms of science.

HOW SCIENCE CAN HELP

Here at least one part of the Antarctic Treaty System could be helpful.

The convention on the Conservation of Antarctic Marine Living Resources was the first international agreement to apply an ecosystem approach to marine living resources conservation.

This approach could be of particular importance if transferred to the Northern Oceans ecosystems. Work is on-going in the Arctic Council to encourage the Arctic states to use an ecosystem approach relating to the conservation of the Arctic environment. But is “encouragement” enough or do we need to take steps toward developing a new binding international treaty?

Could a Convention on the Conservation of Arctic Ecology be negotiated under the auspices of the Arctic Council, with input from indigenous peoples, observer states and international organizational organisations?

It is my urgent recommendation that we should explore this idea further, not to prevent economic development in the Arctic, but to ensure that such activity is sustainable and does not pose a threat to hugely important Arctic ecosystems. Our joint future in the polar regions will be defined by how we manage the ongoing changes we are witnessing today.

These changes will impact shipping, tourism, fisheries, aviation, and much more. National and international science programmes focused on answering fundamental questions, and taking into account key national interests, will be critical for promoting peaceful international governance of Arctic and Antarctic.

I truly believe that the time has now come to develop an environmental protocol , as a first step to a Convention on the Conservation of Arctic Ecology.

Thank you.

К списку выступающих

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся