Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

20 июня 2019 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД на тему «Мемы и мировой порядок». Спикерами выступили Алексей Наумов, руководитель отдела «Мир» интернет-издания Lenta.ru и Роман Майка, программный координатор и редактор сайта РСМД.

20 июня 2019 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД на тему «Мемы и мировой порядок». Спикерами выступили Алексей Наумов, руководитель отдела «Мир» интернет-издания Lenta.ru и Роман Майка, программный координатор и редактор сайта РСМД.

Президентская кампания 2016 года характерно массовым использованием мемов кандидатами на пост главы США. Лидером в применении мемов в качестве инструмента политической коммуникации стал, конечно, Дональд Трамп — активный пользователь Twitter. Его оппоненты сначала отнеслись скептически к данному методу политической борьбы, однако вскоре стало понятно, что мемы эффективно дискредитируют противников и не менее успешно зарабатывают лояльность электората. Кандидат от Демократической партии Соединенных Штатов, Хилари Клинтон, с опозданием «включилась» в то, что стало называться The Great Meme War, и потерпела поражение.

Эксперты привели и другие примеры неудачного использования мемов политиками. Бывший премьер-министр Великобритании Тереза Мэй повторила свой танец на открытии съезда Консервативной партии под песню Abba «Dancing Queen» в ответ на мемы, появившиеся после ее танцев во время визита в Африку. Однако получилось неловко, а не самоиронично. Возникает вопрос, почему мемы — эффективный инструмент в руках одних политиков и безуспешный — в руках других?

Согласно определению, предложенному эволюционным биологом Ричардом Докинзом, мем, по аналогии с геном, это единица значимой для культуры информации. Специалисты РСМД по меметике (в действительности существующая наука, берет начало из концепции мема, предложенной как раз Р. Докинзом), назвали черты, характерные для мемов. Они должны быть контекстуальными — ориентированы на группу людей, которая способна декодировать их смысл. Помимо этого у мема должен быть провокационный посыл и цель оскорбить объект, против которого он направлен. Также мем должен обладать свойством к репликации, а пользователи сети должны захотеть им поделиться с другими.

По мнению Алексея Наумова и Романа Майки, мемы правых пользуются популярностью, так как сам дискурс правых носит популистский характер. В нем есть концепты, которые легко симплифицировать посредством мемов, и они будут понятны широкой аудитории. Простым примером являются расистские или антимусульманские мемы. Концепты, заложенные в них, легко декодируются публикой. Дискурс левых, который, как отметил Владимир Морозов, фокусируется на «униженных и оскорбленных», сегодня не является хорошей основой для создания мемов.

На сегодняшний день мемы стали неотъемлемым элементом цифровой дипломатии, владеть искусством которой стремятся все больше политиков.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Текущий опрос

Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся