Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

15 июля 2020 г. состоялась онлайн-конференция «Российско-индийские отношения в контексте постпандемического глобального порядка». Мероприятие было совместно организовано Российским советом по международным делам (РСМД) и Индийским советом по международным делам (Indian Council of World Affairs — ICWA). С 2017 г. совместная конференция двух аналитических центров поочередно проводится в Москве и Нью-Дели.

На открытии конференции выступили генеральный директор РСМД Андрей Кортунов, генеральный директор ICWA Т.С.А. Рагхаван и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индии в России Д.Б. Венкатеш Варма.

15 июля 2020 г. состоялась онлайн-конференция «Российско-индийские отношения в контексте постпандемического глобального порядка». Мероприятие было совместно организовано Российским советом по международным делам (РСМД) и Индийским советом по международным делам (Indian Council of World Affairs — ICWA). С 2017 г. совместная конференция двух аналитических центров поочередно проводится в Москве и Нью-Дели.

На открытии конференции выступили генеральный директор РСМД Андрей Кортунов, генеральный директор ICWA Т.С.А. Рагхаван и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индии в России Д.Б. Венкатеш Варма.

В дискуссии приняли участие программный директор РСМД Иван Тимофеев, редактор по стратегическим вопросам издания «Хинду» Атул Анеджа, профессор МГИМО МИД России и НИУ ВШЭ Сергей Лунев, глава Центра региональной торговли Министерства торговли и промышленности правительства Индии Рам Упендра Дас, старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Алексей Куприянов и бывший директор Национального морского фонда, консультант ICWA Виджай Сахуджа. Модеровал встречу генеральный директор ICWA Т.С.А. Рагхаван.

Участники круглого стола обсудили общие тренды развития российско-индийских отношений, новые вызовы и возможности, которые появились перед двумя странами на фоне пандемии и глобального кризиса, а также возможные сценарии развития международной экономической ситуации после COVID-19. Пандемия коронавирусной инфекции стала импульсом для развития информационных технологий во многих странах, включая Россию и Индию, для которых данная сфера является приоритетом на протяжении многих лет. COVID-19 также подтолкнул государства к кооперации в сфере здравоохранения и фармацевтики, предоставив новые возможности для укрепления сотрудничества. Одновременно с этим пандемия усугубила ряд проблем, которые, как подчеркнули эксперты с российской стороны, существовали задолго до коронакризиса.

Эксперты отметили, что у России и Индии нет неразрешенных конфликтов, а их позиции по большинству международных вопросов близки или полностью совпадают, что формирует надежную базу двусторонних отношений. Москва и Нью-Дели активно сотрудничают на международных платформах, включающих ШОС, БРИКС, механизм Россия-Индия-Китай (РИК), «Группу двадцати» и ООН.

К основным проблемам российско-индийских отношений участники отнесли продолжающуюся стагнацию торгово-экономического сотрудничества, которую не удается преломить за счет положительной динамики взаимодействия в таких сферах, как военно-техническая и аэрокосмическая, а также в атомной энергетике. Индийская сторона указала на то, что потенциал двусторонней торговли ограничен нетарифными и логистическими барьерами, которые все еще не удалось полностью ликвидировать. Совместные проекты в Азии и Африке, а также взаимодействие в сфере цифровых технологий имеют достаточный потенциал для активизации экономических отношений и изменения существующего негативного тренда. Страны могут совместно создать экосистему стартапов и венчурных фондов для развития информационных технологий.

Важной темой для обсуждения в рамках круглого стола стали нетрадиционные вызовы безопасности. Пандемия COVID-19 продемонстрировала проблемы в сфере социального обеспечения, здравоохранения и продовольственной безопасности. Индийская сторона отметила, что ни одна страна в мире не смогла в одиночку разработать вакцину от коронавирусной инфекции, что показало важность кооперации и сильную взаимозависимость всех стран мира не только в экономике, но и в вопросах безопасности.

Тезисы онлайн-конференции «Российско-индийские отношения в контексте постпандемического глобального порядка»

Андрей Кортунов, директор Российского совета по международным делам:

Анализируя тему конференции, А. Кортунов отметил, что сегодняшний мировой порядок не является ни постпандемическим, ни глобальным, и это явно не порядок. К сожалению, пока не достигнут даже пик пандемии коронавируса. Более того, пандемия совпала с другими потрясениями, в частности мировой экономической рецессией, падением цен на нефть и др. Кроме того, сегодня говорят о крахе глобализации, об отходе от глобализации в сторону регионализации. И, наконец, если понимать порядок как свод международных правил, применяемых к международным акторам, то сегодня налицо ряд региональных беспорядков. Отмечаются три уровня, на которых можно рассматривать российско-индийские отношения. Во-первых, необходим обмен мнениями о происходящих в мире изменениях. В российском экспертном сообществе наблюдаются две позиции: одни специалисты верят, что после системного кризиса мир не будет прежним, другие же считают, что пандемия окажется только ускорителем существовавших и до коронавируса процессов. Во-вторых, следует рассмотреть позиции двух стран в мире после коронакризиса, в частности перспективы изменения внешнеполитических приоритетов. И в-третьих, важно проанализировать возможности и ограничения для индийско-российского сотрудничества.

Т.С.А. Рагхаван, генеральный директор Индийского совета по международным делам:

Т.С.А. Рагхаван процитировал В.И. Ленина, сравнивающего кризисные события с «молнией, которая осветила действительность ярче, чем что бы то ни было». Первый аспект, который будет влиять на международные отношения, — это экономический кризис. По мнению эксперта, говорить о конце глобализации было бы преждевременно, однако ее сущность, несомненно, изменится. Сейчас все больше преобладают протекционизм, нативизм как новые импульсы, угрожающие глобализации. Другим глобальным изменением является геополитический сдвиг, в частности притязание на доминирующее место в мире со стороны Китая.

Следует также обратить внимание на нетрадиционные вызовы безопасности, в первую очередь для международной системы здравоохранения. Такие вызовы — это новая повестка в индийско-российских отношениях.

Д.Б. Венкатеш Варма, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индии в России:

Россия и Индия сформировали доверительные взаимоотношения, позиции двух стран по многим международным проблемам совпадают. Премьер-министр Индии Н. Моди и президент России В. Путин провели два телефонных разговора за последние месяца, министр иностранных дел Индии участвовал в министерских заседаниях РИК и ШОС, индийские военнослужащие во главе с министром обороны посетили Москву для участия в Параде. Индия направила 81 тонну медикаментов в Россию в ходе пандемии. Таким образом, в это непростое время Индия и Россия доказали, что они могут поддерживать конструктивные контакты.

В 2020 г. ожидается визит В. Путина в Индию, приуроченный к 20-летию стратегического партнерства между двумя государствами. С 2014 г. премьер-министр Н. Моди и президент В. Путин встретились 22 раза, что является показателем исключительного уровня контактов. Осенью 2020 г. также должны состояться саммиты БРИКС и ШОС в России. Россия традиционно поддерживает членство Индии в Совете Безопасности ООН.

В настоящее время мир сталкиваемся с тремя кризисами: пандемия, к масштабам которой большинство стран были не готовы, экономический кризис, который оказался значительным из-за коронавируса, упадок мультилатерализма на фоне того, что пандемия бросила вызов глобализации. Наблюдается снижение уровня управляемости в международных отношениях. В новых условиях страны рассчитывают преимущественно на свои собственные ресурсы. Россия и Индия вынесли уроки о том, что устойчивость государства жизненно необходима для преодоления кризисов, однако это не означает, что государство должно закрыть двери перед внешним миром.

Возникают новые драйверы двустороннего партнерства, к которым в экономическом плане можно отнести достигнутые на саммите 2019 г. договоренности о сотрудничестве на российском Дальнем Востоке, транспортные коридоры. Россия может воспользоваться возможности инвестирования в экономику Индии в рамках программы Make in India. Перспективными представляются военно-техническая, энергетическая, технологическая и железнодорожной области. Сформулированная Н. Моди стратегия Atmanirbhar Bharat не предполагает закрытия Индии для мира.

Индия, как и Россия, не хотела бы возрождения биполярного мира, тем более такого, где две страны находились бы на разных полюсах.

Индия считает, что пришло время реформировать многие международные институты, так как статус-кво уже изжил себя.

Индия, как и Россия, выступает за стабильность в Евразии. Она призывает Россию быть вовлеченной в Индо-Тихоокеанский регион (ИТР). Между Москвой и Дели намного больше точек соприкосновения в региональных контекстах, чем разногласий.

Россия и Индия должны делать акцент на вопросах безопасности, в особенности в связи с новыми вызовами в Афганистане.

Иван Тимофеев, программный директор РСМД:

Последствия пандемии для государств, национальных и мировой экономик пока не определены даже в случае реализации позитивного сценария с успешной разработкой вакцины. Однако причины обеспокоенности экономическими последствиями у Индии и Россия различны. На российскую экономику значительно влияет падение спроса на нефть. Хотя цены на нефть выросли с начала пандемии, они все равно неустойчивы и чувствительны к дальнейшим колебаниям. В случае общемировой стагнации, которая может длиться годами, экономическое положение России ухудшится. Индийская экономика более диверсифицирована, однако экономический кризис может оказать более серьезное влияние на общество. С другой стороны, Индия разработала стратегии цифрового развития, и готова использовать технологии для борьбы с пандемией.

Несмотря на изменения в экономике и в настроениях в обществе, политические тенденции остаются прежними. COVID-19 мог укрепить солидарность, однако на практике он только ухудшил состояние международных отношений в ряде важных областей. Так, призыв Генерального секретаря ООН о временном приостановлении односторонних санкций был проигнорирован. Другой пример — ухудшение американо-китайских отношений. Коронавирус стал поводом для запуска полноценной антикитайской политики США, и эта тенденция будет долгосрочной. В условиях развития американо-китайской конфронтации возникает вопрос относительно оптимальных стратегий для России и Индии: займут ли они чью-либо сторону?

Атул Анеджа, редактор по стратегическим вопросам издания «Хинду»:

Международная архитектура, в рамках которой Россия и Индия выстраивали сотрудничество, находится под значительным влиянием коронавируса. Все большее значение приобретает фактор Китая, который оказывает воздействие и на взаимодействие между Дели и Москвой. Россия и Индия работают на пяти многосторонних площадках, в том числе в рамках ШОС, БРИКС, РИК, «Группы двадцати» и ООН.

Индия балансировала между своими партнерствами в Евразии и взаимодействием в Индо-Тихоокеанский регионе, что было возможным благодаря пониманию Индией «красных линий», предугадыванию реакции Китая и даже России. В ИТР она сотрудничает в рамках Quad, однако уровень этой площадки был сравнительно невысоким, все члены Quad не принимали участия в военно-морских учениях «Малабар». Вовлеченность Индии была также географически ограничена. Индия намеренно отказывалась от участия в патрулировании Южно-Китайского моря, возглавляемом США.

Однако Китай становится все более активным и разрушает этот хрупкий баланс, в том числе поддерживая Пакистан и передислоцируя войска к границам. В контексте пандемии началась «Большая игра» между Индией и Китаем, и она будет разворачиваться на нескольких театрах. В Южной Азии это Бангладеш из-за торгового договора с Китаем, Мьянма из-за экономического коридора, Непал и в будущем, возможно, Бутан. Две страны также будут соревноваться за доминирование в Центральной Азии, в Афганистане и на его периферии. В Западной Азии – это Иран.

В Индии все больше формируются понимание китайской политики исходя из ментальности «срединного государства».

В связи с изменением баланса сил в Восточной Европе и ухудшения положения на Ближнем Востоке для России появились импульсы для более тесного сотрудничества с Китаем. Однако в Евразии приоритетом для России выступает ЕАЭС, который в конечном счете соревнуется с китайским видением Евразии через ИПП. Кроме того, Россия разделяет опасения о нарастающем доминировании Китая в Центральной Азии, Дальнем Востоке и Западной Азии (Иран).

У России и Индии есть много общих интересов в Персидском заливе, в Центральной Азии, на российском Дальнем Востоке, в энергетической сфере. Многосторонние институты не могут быть ведущими площадками сотрудничества, пока Индия и Китай не решат свои противоречия, поэтому Москве и Дели необходимо укрепить двусторонние отношения. Пришло время для Индии стать первоочередным партнером России в развитии маршрутов ЕАЭС. России и Индии стоит расширить связи на Дальнем Востоке, так как он остается приоритетным регионом для сотрудничества. Двум странам необходимо работать вместе в Афганистане с учетом новых стратегических вызовов. Россия могла бы поспособствовать возращению индо-иранских отношений на прежнее русло.

Таким образом, в посткоронавирусный период России и Индии необходимо выработать новую парадигму отношений, запустить новые стратегические проекты с активным инвестированием. Москве и Дели следует совместно оценить возможности ИТР. Эксперт также призвал еще раз обдумать предложение Д. Трампа о формировании «Группы девяти». Наконец, важно отдавать приоритет международному праву для решения международных проблем.

Сергей Лунев, профессор МГИМО МИД России и НИУ ВШЭ:

Стратегическое партнерство — это естественный и объективный феномен Национальные интересы России и Индии совпадают или хотя бы не противоречат друг другу. В частности, у России и Индии единые взгляды на формирование полицентричного мира, на необходимость противостояния ИГ, а также на важность смягчения негативных последствий экономической глобализации, которые отражаются преимущественно на незападных государствах. За редкими исключениями, у России и Индии единое видение стратегической стабильности, международной безопасности и устойчивого развития. Россия и Индия могли бы сообща поставить вопрос о создании аналога «Хельсинского процесса» в Азии.

По мнению эксперта, несмотря на все более тесное индо-американское партнерство, на глобальном уровне постепенно формируется конфликтный потенциал в связи с различными подходами к ряду коренных вопросов.

Существует ряд негативных точек в индийско-российских отношениях:

1)    Психология элит. В связи с активной миграцией из Индии в США растет число политических лидеров, стремящихся поддерживать тесные отношения исключительно с Вашингтоном, что может трансформировать коренные подходы к внешней политике. Российские элиты же остаются преимущественно прозападными (проевропейскими), и Индия нередко рассматривается ими как не приоритетный партнер.

2)    Региональные проблемы. Россия отошла от традиционной безоговорочной поддержки Индии по региональным проблемам Южной Азии. С 2014 г. началось военно-политическое сотрудничество России с Пакистаном по целому ряду вопросов, что оказало негативное влияние на отношения с Индией. Однако Пакистан не сможет заменить Индию как партнера для России. Россия также потеряла всякий экономический интерес к другим государствам Южной Азии. Россия не рассматривает граничащие с Индией государства как региональную силу.

Россия могла бы поделиться с Индией своим успешным опытом делимитации границ с Китаем.

В целом цели России и Индии в АТР схожи, однако в последние годы отмечаются противоречия в связи с взаимодействием с США и Китаем. ИТР, Восточная Азия должны активно обсуждаться Москвой и Дели для реализации потенциала региональной синергии.

Сейчас отношения между Индией и Россией находятся в стагнации, но не из-за коронавируса, это началось еще десятилетие назад. Потенциал военного и энергетического сотрудничества недостаточен, чтобы укреплять связи в долгосрочной перспективе, в особенности в связи с повышающимся интересом США к Индии.

Рам Упендра Дас, глава Центра региональной торговли Министерства торговли и промышленности правительства Индии:

Проблемы традиционной и нетрадиционной безопасности взаимосвязаны. Нетрадиционные вызовы безопасности включают угрозы продовольственной безопасности и вызовы обеспечения доходов населения, так как проблема нехватки средств к существованию является основой бедности и неравенства. Пандемия обнажила проблемы общественного здравоохранения. Вызовы экологической, энергетической и кибербезопасности также требуют особого внимания. В обеспечении безопасности используются инструменты внутренней и внешней политики, которые оказывают значительное влияние друг на друга и должны быть синхронизированы. Пандемия, ко всему прочему, подчеркнула взаимозависимость государств, а также необходимость взаимопомощи.

Торговля товарами и услугами, иностранные инвестиции, технологическое сотрудничество, человеческий капитал — это основы современного экономического сотрудничества между государствами. На российско-индийскую торговлю негативно влияют тарифные и нетарифные барьеры, а также логистические сложности. Двустороннее партнерство России и Индии должно выступать фундаментом для более широкого регионального взаимодействия с участием Индии в Евразии, в том числе в рамках сотрудничества с ЕАЭС, и с участием России в Южной Азии и иных частях региона, а также для развития взаимосвязанности между различными субрегионами Азиатского региона, что имеет большое значение и для обеспечения нетрадиционной безопасности. При этом в первую очередь нужно обратить внимание на деловой климат и условия ведения бизнеса.

Алексей Куприянов, старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН:

Хотя экономические связи нередко рассматриваются как фундамент политического партнерства, они не защищают от политических разногласий и войн. К примеру, значительные объемы взаимной торговли не предупредили пограничные споры Индии и Китая или глобальное соперничество США и Китая. Более того, они не всегда требуются для развития тесного стратегического партнерства или союза (пример — отношения США и Великобритании).

Однако торговля — это важный аспект двусторонних отношений. Когда будет заключено соглашение о зоне свободной торговли между Индией и ЕАЭС, будут запущены МТК «Север — Юг» и маршрут Ченнаи — Владивосток, торговля между Россией и Индией возрастет, однако у этого роста есть предел, поскольку обе страны — это развивающиеся государства с ограниченным инвестиционным потенциалом, которые даже конкурируют на мировом инвестиционном рынке. Если вспоминать успешное время торговли в период СССР, то оно сопровождалось огромным торговым дефицитом со стороны Союза.

Большой потенциал развития двустороннего партнерства существует в нескольких сферах. Во-первых, к ним относятся совместные проекты в третьих странах Азии и Африки. Так, есть опыт успешного сотрудничества в строительстве АЭС «Руппур» в Бангладеш. Во-вторых, Россия и Индия могли бы интенсифицировать связи в передовых технологиях: в цифровой сфере, в космосе, в глубоководных районах. Кроме того, важно продолжать взаимодействие в традиционной области – военно-техническом сотрудничестве.

Сегодня мир столкнулся с так называемой «прохладной войной» (cool war) между США и Китаем. Индия и Россия находятся в уникальной позиции, так как они могут повлиять на исход данной войны. Двум станам необходимо развивать более тесную координацию позиций на основе национальных интересов. Наконец, необходимо развивать сотрудничество между российскими и индийскими аналитическими центрами, взаимодействие в сфере гуманитарных наук.

Виджай Сахуджа, бывший директор Национального морского фонда, консультант ICWA:

Звучат крайне пессимистичные прогнозы развития международной ситуации после пандемии. Безусловно, она спровоцировала потрясения, но мир постепенно будет возвращаться к норме с окончанием распространения заболевания. В ходе саммита «Группы двадцати» была выражена приверженность строительству более устойчивого миропорядка, сфокусированного на человеческом развитии.

Большое значение в достижении новых высот в российско-индийском сотрудничестве могут сыграть договоренности, достигнутые на саммите двух стран в 2019 г. во Владивостоке. К особо перспективным относятся такие сферы, как сотрудничество на Дальнем Востоке, энергетика и взаимодействие в Арктике в области освоения ресурсов, использования Северного морского пути и научных исследований.

Индия уделяет особое внимание научным исследованиям в Арктическом регионе, в том числе в связи с изменениями климата и их возможным влиянием на ситуацию в самой Индии. Страна создала исследовательскую станцию «Химадри» на Шпицбергене и стала наблюдателем в Арктическом совете. Она в будущем может быть заинтересована в приобретении у России ледокола для использования в научных целях.

Россия и Индия могут развить взаимодействие в транспортном секторе на основе российского опыта в строительстве инфраструктуры, в том числе в горных районах.

Сотрудничество в сфере технологий и инноваций в условиях новой промышленной революции должно стать важным компонентом двустороннего партнерства. Было бы хорошо построить экосистему для стартапов двух государств. Необходимо также обратить внимание на развитие взаимного туризма.

Видео


Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся