Немецкий социал-демократ старой закалки
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 9, Рейтинг: 5) |
(9 голосов) |
К.и.н., научный руководитель и член Президиума РСМД, член РСМД
Я познакомился с Петером Шульце почти тридцать лет назад, вскоре после того, как он возглавил открывшееся в 1992 г. московское представительство Фонда Эберта. Петер мне сразу понравился — своим романтическим отношением к России, не очень типичной для немца живостью характера, фантастической энергией и особенно своей непреклонной решимостью защищать социал-демократические ценности от идейного блицкрига со стороны постсоветского радикального либертарианства. За более чем десятилетие его российской жизни мы вместе не только провели много интереснейших конференций и семинаров, но и побывали в таких экзотических точках, как, например, плавни дельты Волги или виноградники Виллань в окрестностях венгерского Печа.
После возвращения Петера в Германию я более или менее регулярно пресекался с ним на международных форумах и в разных немецких университетах. Несколько раз мы ужинали в Берлине, спорили о России и о Германии, мало в чем соглашаясь друг с другом. Четыре года назад я узнал, что он стал одним из учредителей международного института «Диалог цивилизаций», созданного при поддержке бывшего главы РЖД Владимира Якунина. Эта новость дошла до меня не от самого Петера, а от его коллег, тут же навесивших на него желтую звезду Putinversteher и незамедлительно объявивших о своем вердикте urbi et orbi на страницах профильных немецких изданий.
Сегодня, когда из Берлина пришла печальная новость о кончине Петера Шульце, хочу напоследок обратиться к неутомимым борцам с злокозненным путинским влиянием в Германии. Поверьте, Шульце никогда не был «путинферштейером» в том смысле, который вы вкладываете в это понятие. Как не соответствовал этому определению, скажем, Гельмут Шмидт или Эгон Бар. Будучи настоящим немецким социал-демократом, Петер Шульце постоянно резко и недвусмысленно критиковал многочисленные эксцессы российской внешней и внутренней политики. Но, как настоящий немецкий социал-демократ, он всегда считал, что успех внешней политики ФРГ должен определяться не только готовностью занимать принципиальную позицию по отношению к международным оппонентам Германии. Но и в не меньшей степени способностью вести с этими оппонентами конструктивный диалог, думая не только о политической конъюнктуре настоящего, но и о стратегических вызовах будущего.
К сожалению, по мере ухода старшего поколения, в СДПГ остается все меньше и меньше людей, похожих на Петера Шульце. Возможно, это одна из причин, по которым некогда великая партия год от года теряет свою политическую индивидуальность, а вместе с ней и свои былые позиции в германской политической жизни.
(Голосов: 9, Рейтинг: 5) |
(9 голосов) |