Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

15 сентября 2022 г. Российский совет по международным делам (РСМД) и Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках V Международного юридического форума «Актуальные проблемы права и экономики в Европе и Азии» провели научный симпозиум на тему «Правовые механизмы политики России и ЕС в области климата». Модератором дискуссии выступил программный директор РСМД Иван Тимофеев совместно с членом РСМД, президентом Форума, на­чальником Управления международного сотрудничества Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), сопрезидентом Международного союза юристов и экономистов (Фран­ция) Марией Егоровой. В научном симпозиуме приняли участие российские и зарубежные учёные и эксперты по вопросам климатической политики России и ЕС.

В ходе научного симпозиума обсуждались вопросы взаимодействия России и ЕС в новых правовых и экономических реалиях, влияние санкционной политики ЕС и России на отношения сторон в области климата, риски и перспективы двустороннего взаимодействия между Россией и ЕС в области устойчивого развития, и другие вопросы двусторонних отношений в области климата.

15 сентября 2022 г. Российский совет по международным делам (РСМД) и Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках V Международного юридического форума «Актуальные проблемы права и экономики в Европе и Азии» провели научный симпозиум на тему «Правовые механизмы политики России и ЕС в области климата». Модератором дискуссии выступил программный директор РСМД Иван Тимофеев совместно с членом РСМД, президентом Форума, на­чальником Управления международного сотрудничества Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), сопрезидентом Международного союза юристов и экономистов (Фран­ция) Марией Егоровой. В научном симпозиуме приняли участие российские и зарубежные учёные и эксперты по вопросам климатической политики России и ЕС.

В ходе научного симпозиума обсуждались вопросы взаимодействия России и ЕС в новых правовых и экономических реалиях, влияние санкционной политики ЕС и России на отношения сторон в области климата, риски и перспективы двустороннего взаимодействия между Россией и ЕС в области устойчивого развития, и другие вопросы двусторонних отношений в области климата.

Станислав Жуков, член-корре­спондент РАН, заместитель директора по научной работе ИМЭМО РАН в своём выступлении обозначил разницу подходов России и ЕС к климатической политике. Эксперт отметил, что для Европейского союза «зеленый» переход является не только важным направлением в политике и ответом на пандемию COVID-19, но и важным идеологическим постулатом. В России долгое время климатическая политика не объяснялась ни идеологически, ни концептуально. Она была реактивной. Но с 2021 г. ситуация изменилась, и Россия четко обозначает свои цели климатической политики. Станислав Жуков также обозначил перспективы улучшения диалога между Москвой и Брюсселем. По его мнению, перспективы сотрудничества России и ЕС заключаются в налаживании научного сотрудничества, поддержании диалога в многосторонних форматах и в создании специального трека на уровне руководств Москвы и Брюсселя (рабочие группы по климатическим вопросам).

Николай Кавешников, заведующий кафедрой интеграционных процессов МГИМО МИД России, обозначил основные аспекты климатической политики ЕС и её влияние на климатическую политику России. Эксперт отметил, что климатическая политика ЕС успешна, несмотря на ряд трудностей. В ЕС сокращаются выбросы парниковых газов, сформирован углеродный рынок, климатические программы исполняются. Реализация CBAM в ЕС зависит от политической значимости системы для Брюсселя, а также зависит от количества внешних оппонентов этой системы (их число не велико). При этом, новость о скором введении CBAM побудила Россию более активно принимать меры по вопросам климатической политики и адаптации бизнеса к европейским климатическим стандартам. В своём выступлении Николай Кавешников также подчеркнул, что изменения в европейской энергетике — временное явление, связанное с кризисной ситуацией и отказом от российских энергоносителей. Через 1–2 года ЕС может решить вопрос энергетической зависимости от России и возобновить работу над климатическими планам в области энергетики.

Евгения Старикова, старший преподаватель кафедры экономической политики и государственно-част­ного партнерства (ЭПГЧП) МГИМО МИД России, в своём выступлении рассказала о современной макроэкономической ситуации между Москвой и Брюсселем, отметила факторы, которые оказывают влияние на достижение целей устойчивого развития Россией и ЕС в современных экономических условиях и обозначила перспективы улучшения отношений между сторонами: 1) Возобновление трансграничного и приграничного сотрудничества; 2) Развитие транспортного коридора Север-Юг; 3) Развитие экологических проектов в регионах Балтийского и Баренцево морей; 4) Возобновление и развитие экологических и инфраструктурных проектов в Арктике; 5) Совместная работа над проектами в рамках Арктического совета. В научной сфере самым перспективным направлением для улучшения отношений может быть научная сфера, в частности создание международной системы мониторинга Арктики, а также климатические проекты в сельском хозяйстве.

Максим Титов, исполнительный директор Исследовательского центра ЭНЕРПО, обозначил основные аспекты развития российского рынка углеродных единиц, который начал развиваться в 2004 г. в рамках использования механизмов Киотского протокола. Россия, как и другие страны мира при построении своего углеродного рынка опирается на опыт ЕС по созданию EU ETS. Сотрудничество сторон, по мнению эксперта, может развиваться в налаживании взаимодействия между европейским и российским углеродными рынками, что будет необходимо даже в современных геополитических условиях.

Константин Суховерхов, программный координатор РСМД, в своем выступлении рассказал о международных договорах и проектах в области защиты окружающей среды и климатической политики, которые прекратили или приостановили своё действие с марта 2022 г., отметив, что обширный опыт сотрудничества Москвы и Брюсселя в области экологии и климата поможет в будущем найти реперные точки для восстановления диалога на климатическом треке.

Даниэла Фисичелла, профессор международного и европейского права факультета политических наук Университета Катании выразила мнение о том, что ЕС и Россия должны расширять сотрудничество во всех возможных сферах, несмотря на современную геополитическую ситуацию. Эксперт отметила, что важно не изолировать Россию, а включать её в любые формы сотрудничества, а «зеленая дипломатия» может стать одним из способов для того, чтобы наладить отношения между Москвой и Брюсселем.

Елена Маслова, старший на­учный сотрудник Института международных исследований, доцент МГИМО МИД России, старший научный сотрудник Института Европы РАН в своём докладе обозначила важность международных режимов, в частности международного климатического режима. Эксперт отметила, что международные режимы эффективны, если они меняют политику государств. В случае с международным климатическим режимом именно это и произошло. После принятия РКИК ООН в 1992 г. большинство государств стали проводить активную политику в области борьбы с изменением климата. Также Елена Маслова подчеркнула, что несмотря на существование общих «правил игры», таких как Парижское соглашение, ряд стран уже образуют «климатические клубы», в которых действуют и свои правила. Ярким примером такого «клуба» сегодня может служить ЕС.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся