Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.71)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

16 марта 2023 г. состоялся научный семинар РСМД и Кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО МИД России «Научное обеспечение климатической политики в России».

В ходе семинара участники обсудили области климатического регулирования, нуждающиеся в научных знаниях, данные и исследования для национальной отчётности по Парижскому соглашению, характер аналитических материалов, необходимых для формирования позиции России на переговорах по Парижскому соглашению. В круглом столе приняли участие исследователи и эксперты, представители профильных ведомств.

16 марта 2023 г. состоялся научный семинар РСМД и Кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО МИД России «Научное обеспечение климатической политики в России».

В ходе семинара участники обсудили области климатического регулирования, нуждающиеся в научных знаниях, данные и исследования для национальной отчётности по Парижскому соглашению, характер аналитических материалов, необходимых для формирования позиции России на переговорах по Парижскому соглашению. В круглом столе приняли участие исследователи и эксперты, представители профильных ведомств.

С вступительным словом выступила Наталья Рязанова, заведующая Лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО МИД России. В своем выступлении она отметила важность научного обеспечения климатической политики, которое заключается не только в проведении исследований и построения климатических моделей для выстраивания грамотной политики в области экологии и климата, но и в подготовке квалифицированных кадров и создании актуальных образовательных программ.

О российской климатической политике рассказал консультант аппарата советника Президента Российской Федерации Илья Мильгизин. Он отметил, что сегодня климатическая повестка политизируется во всем мире. В Правительстве России и Администрации Президента РФ работают над взаимодействием с научным сообществом для формирования грамотной климатической политики: заказываются специальные исследования, чтобы было понимание по ситуации в различных областях экономики страны и науки в целом. Правительство активно привлекает финансирование для климатических и метеорологических исследований. Сегодня правительство также активно работает над внедрением технологий поглощения углерода и парниковых газов. И. Мильгизин также подчеркнул, что климатическая политика обязательно должна строиться на научных и объективных данных об изменениях климата и выбросах парниковых газов.

Владимир Лукин, партнер группы операционных рисков и устойчивого развития компании «Кэпт», рассказал об этапах развития климатической политики. Он выделил четыре этапа: 1) осмысление изменения климата в научных исследованиях конца XX в., которые привели к научному консенсусу о существовании изменения климата и роли человека в нем; 2) появление политического контекста климатической повестки после РКИК ООН (начались дискуссии между государствами о путях снижения антропогенного фактора в изменении климата); 3) появление экономических механизмов для борьбы с изменением климата, например, в Киотском протоколе, где прописывался механизм торговли квотами на выбросы парниковых газов; 4) вовлечение широкой общественности от бизнеса до некоммерческих организации, рост интереса людей в экологичности производимой и потребляемой продукции.

Эксперт заметил, что сегодня Россия должна вести борьбу за проактивные позиции по климатической повестке. Лидерство в климатической повестке может принести немало преимущество, но для этого бизнесу и государственным институтам необходимо рассматривать климатическую повестку не как обузу, а как инструмент достижения внутри- и внешнеполитических целей.

Владимир Лукин в выступлении также подчеркнул, что климатическая повестка требует инвестиций. Необходимо менять и перестраивать структуру экономики, экологии и энергетики страны, т.к. в XXI в. климатическая повестка — это драйвер технологического прогресса и развития. В связи с этим оценка климатических рисков приобретает ключевое значение для большого количества отраслей экономики.

Михаил Юлкин, член Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента России по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития, член Рабочей подгруппы по углеродному регулированию и системе торговли углеродными единицами при Банке России, в своем выступлении обозначил рост востребованности темы климата в российских вузах. Также эксперт подчеркнул, что существует кадровый голод по работе на направлении климатической политики. Среди проблем формирования и проведения климатической политики М. Юлкин выделил следующие: страдает корпоративная отчетность по оценке выбросов компаний; отсутствуют карты России по климатическим рискам для каждого региона, что важно для понимания как купировать эти риски; официальные документы по климатической политике России не стали мотивацией для бизнеса двигаться обозначенным курсом; существуют затруднения с мониторингом выбросов парниковых газов.

Эксперт также отметил, что эмиссии парниковых газов сегодня становятся элементом внешней торговли в мире. Яркий пример — европейский CBAM. Механизмы учета выбросов и углеродного следа уже включаются в международные торговые договоры. В связи с этим торговля с Азией будет не проще чем торговля с Западом, т.к. страны Азии также внедряют механизмы учета выбросов. Климат сегодня не только PR или ESG история, но и элемент реальной международной торговли и экономики.

О влиянии санкций на зеленый переход в России и рассказал программный координатор РСМД Константин Суховерхов. Он отметил, что санкции оказали воздействие на российскую экономику в различных сфе­рах от финансовой и энергетической до IT и транспорта. Влияние санкций ощутили на себе финансовая и энергетическая отрасли экономики, благодаря которым в первую очередь обеспечиваются энергетический переход страны и декарбонизация ее экономики. Санкции в финансовом секторе, такие как отключение ряда российских банков от системы SWIFT и заморозка их активов, а также опасность вторичных санкций из-за сотрудничества с подсанкционными российскими банками, не создают привлекательных условий для зарубежных инвесторов, готовых делать финансовые вложения в кли­матические проекты в России. Финансирование различных климатических проектов оказалось затруднено, а отечественные банки пока не готовы обеспечивать подобные проекты. Российский энергетический сектор также оказался под значительным санкционным давлением. Санкции повлияли на развитие ВИЭ и перспективных видов энергетики: водородной и биоэнергетики. Уход ряда европейских компаний с российского рынка, по признанию участников рынка энергетики, окажет влияние на развитие ВИЭ в России и на конкуренцию в этой области. При этом солнечная генерация в России почти не пострадала от санкций. Два крупных национальных игрока, ГК «Хевел» и «Солар системс», лока­лизовали производство оборудования в России. Зависимость от западных компонентов — низкая. Для компаний важнее доля азиатских поставщиков оборудования, чем западных. Многие российские компании до введе­ния санкций были привлекательны для западного зеленого финансиро­вания и до сих пор привлекательны для новых инвесторов, например, из Азии. Помимо заинтересованности отечественного бизнеса в «зеленой» повестке и энергетическом переходе, даже в условиях беспрецедентного санкцион­ного давления на Россию, российские власти сохраняют приверженность развитию климатической политики страны и осознают важность энергети­ческого перехода.

После выступлений спикеров состоялись выступления студентов МГИМО МИД России Натальи Дзюбы и Анастасии Зариповой по теме научного семинара, а также сессия вопросов и ответов.

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.71)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся