Регион: Европа
Тип: Новости
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

27 июня 2025 г. в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялся круглый стол на тему: «Неформальные коалиции стран Запада по поддержке Украины: материально-финансовые аспекты». В рамках круглого стола прошла презентация исследования приглашенного преподавателя Кафедры прикладного анализа международных проблем (ПАМП) МГИМО Александра Баранова и аспиранта Кафедры интеграционного и европейского права МГЮА Юрия Грушина «Анализ механизмов и объемов международной военной помощи Украине после начала Специальной военной операции. Коалиционная система помощи».

В ходе круглого стола участники обсудили структуру и аспекты различных коалиций поддержки Украины со стороны стран Запада по вопросам военных поставок и подготовки вооруженных сил. В круглом столе приняли участие эксперты и исследователи академических институтов.

27 июня 2025 г. в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялся круглый стол на тему: «Неформальные коалиции стран Запада по поддержке Украины: материально-финансовые аспекты». В рамках круглого стола прошла презентация исследования приглашенного преподавателя Кафедры прикладного анализа международных проблем (ПАМП) МГИМО Александра Баранова и аспиранта Кафедры интеграционного и европейского права МГЮА Юрия Грушина «Анализ механизмов и объемов международной военной помощи Украине после начала Специальной военной операции. Коалиционная система помощи».

В ходе круглого стола участники обсудили структуру и аспекты различных коалиций поддержки Украины со стороны стран Запада по вопросам военных поставок и подготовки вооруженных сил. В круглом столе приняли участие эксперты и исследователи академических институтов.

О коалициях поддержки Украины странами Запада рассказали Александр Баранов и Юрий Грушин. В своем выступлении они представили основные наблюдения и результаты своего исследования. После начала Россией Специальной военной операции (СВО) на территории Украины представители ряда западных стран собрались на авиабазе Рамштайн в Германии в апреле 2022 г., чтобы скоординировать усилия по поддержке Украины как в гуманитарном, так и в военном аспектах. Данный формат получил название Ukraine Defense Contact Group (UDCG, Контактная группа по обороне Украины) или «Группа Рамштайн». Помимо такого формализованного формата поддержки Украины были образованы ряд т.н. «Коалиций возможностей» (англ. «Capability Coalitions») — двенадцати частично формализованных альянсов, в состав которых входят страны Запада. Среди них можно выделить: коалицию по авиации, коалицию по разминированию, артиллерийскую коалицию, IT-коалицию, коалицию морской безопасности, коалицию ПВО, коалицию дронов, коалицию по бронетехнике, коалицию радиоэлектронного перехвата (РЭП), коалицию «глубокого удара», сухопутную коалицию и разведывательную коалицию.

Коалиции формируются в зависимости от сферы своего функционирования. Система коалиций мыслится как ориентированная на перспективу. Предполагается составление государствами-членами дорожных карт по деятельности коалиций до 2027–2030-х гг. Такое положение дел может свидетельствовать о подготовке Западом базы для длительной гибридной войны против России с использованием всего спектра вооружений, в т.ч. новейших.

Создание организационной системы коалиций вовлекает страны в поставки на Украину: если какая-либо страна не хотела участвовать в военных поставках, то их вовлекали в коалиции другой направленности, например по разминированию. Таким образом происходит диверсификация усилий в зависимости от компетенций стран — участниц коалиций.

Также у стран Запада существовала потребность в формировании четкой системы финансирования и управления ресурсами. Если изначально поставки носили несколько хаотичный характер, то позже возникло понимание, что и в каких объемах необходимо Киеву и кто может быстрее это поставить. Коалиционная система управления позволяет распределять обязанности в рамках коалиций для эффективного удовлетворения потребностей Украины.

Таким образом, получается взаимовыгодная сделка: с одной стороны страны Запада получают возможность опробовать свои технологии на Украине в режиме боевых действий, а с другой стороны, ресурсы, которые страны вкладывают в Украину, по сути, вкладываются развитие собственных производств в области военно-промышленного комплекса (ВПК).

С синопсисом исследования «Анализ механизмов и объемов международной военной помощи Украине после начала Специальной военной операции. Коалиционная система помощи» можно подробно ознакомиться на сайте РСМД.

В ходе обсуждения представленного исследования заведующий Отделом военно-политических исследований Института США и Канады им. Г.А. Арбатова РАН Олег Криволапов поделился наблюдениями относительно темы исследования. По мнению эксперта, международная помощь Украине в той форме, в какой она оказывается в рамках коалиций — это важное явление и прецедент. Данный формат во многом технический атрибут нынешнего соперничества между великими державами и формирующегося полицентричного мира. При любом исходе украинского конфликта выработаны различные схемы военно-технической поддержки стран определенными категориями вооружений. Не исключено, что будут вновь использованы похожие механизмы в отношении других стран. Более того, новые подобные практики в отношении другой страны, вовлеченной в сопоставимый конфликт, скорее всего, будут сравнивать с прецедентом на Украине.

Олег Криволапов выразил согласие с одним из выводов авторов о том, что коалиционные схемы поддержки Киева повлияют на региональную безопасность в Европе в той степени, в какой оптимизируется логистика по всей Восточной Европе, непосредственно граничащей с Калининградским анклавом и Республикой Беларусь, что вооруженный конфликт высокой интенсивности создает стимулы для новых технических разработок и их апробации на поле боя. Также эксперт согласился с вероятной оптимизацией производства вооружений и военной техники Европы и военно-технической привязки Украины к стандартам НАТО. В частности, был поддержан вывод авторов о том, что при потенциальном отказе Вашингтона от дальнейшей поддержки Украины коалиции могут быть одним из вариантов замещения США без необходимости проводить какие-либо структурные реформы внутри НАТО.

Заведующий Отделом военно-политических исследований Института США и Канады им. Г.А. Арбатова РАН отметил, что в разделе исследования о коалиции «глубокого удара» хорошо проиллюстрирована попытка ряда стран НАТО на рубеже 2023–2024 гг. манипулировать рисками на доядерном уровне и противостоянии против ядерной державы, имеющей стратегические ядерные вооружения. В ноябре 2024 г. администрация Байдена, как известно, разрешила Украине применение американских вооружений для удара вглубь территории России. Соответственно, Россия здесь не осталась в долгу и в обращении президента В.В. Путина, в связи с опытным применением системы «Орешник», была обозначена возможность, оставаясь на доядерном уровне противостояния, нанести сопоставимый ограниченный урон партнерам Украины в Европе с помощью испытуемой системы с заблаговременным объявлением о ее применении.

Олег Криволапов в ходе выступления отметил широкий охват исследования и удобную для восприятия систематизацию данных в виде таблиц.

В рамках обсуждения представленного исследования выступил ведущий научный сотрудник отдела Европы и Америки ИНИОН РАН Филипп Трунов. Он предложил в развитие этого исследования ряд отдельных сюжетов, которые в нем были не столь подробно были освещены. Эксперт отметил, что в результате деятельности группы «коалиции желающих» вооруженные силы Украины, которые, по численности имеют, по официальным данным, 880 000 тыс. человек, по сути, представляют собой в количественном плане аналог новой модели войск НАТО. Если брать ударные группировки, в частности ту, которая создавалась для проведения т.н. летнего наступления 2023 г., то по численности и по составу это аналог сил передового развертывания НАТО. Это необходимо понимать, потому что НАТО на практике с украинским военно-людским наполнением и во многом с военно-техническим наполнением от Альянса производит обкатку возможностей крупных группировок, в том числе для перехода к новой модели войск НАТО.

В этих условиях, по мнению эксперта, требует большего освещения координация усилий в формате «коалиции желающих» по подготовке личного состава вооруженных сил Украины (ВСУ). Подобные форматы «коалиции желающих» появились уже в середине 2010-х гг. Пример — Ирак, когда велась борьба с террористами посредством взаимодействия между странами Запада. На украинском направлении этот опыт был развит. Были запущены, как известно, две параллельные миссии: британская миссия и миссия Евросоюза. Британская представляла собой коалицию желающих, причем очень большую роль в ней играют страны Балтии и Северной Европы, особенно Норвегия. В случае Евросоюза — Германия и Польша.

Филипп Трунов отметил, что в деятельности этих коалиций желающих изначально в 2022–2023 гг. речь шла о подготовке технических специалистов, прежде всего для технических родов войск (артиллеристов, танкистов, зенитчиков). Сегодня, помимо этого, активно осуществляется подготовка целых бригад, т.е. основного «кирпича» вооруженных сил стран — участниц НАТО, не только американских, но и европейских. Особую нагрузку здесь, естественно, берут крупные страны. Готовятся бригады полностью, со всеми включенными боевыми составляющими, т.е. это некая автономная единица, в которой отслеживаются возможности ведения боевых действий с западной техникой, западными методиками подготовки для использования против вооруженных сил России.

Подробнее с дискуссиями в рамках круглого стола «Неформальные коалиции стран Запада по поддержке Украины: материально-финансовые аспекты» можно ознакомиться в видео.

Видео

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся