Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

25 июня 2025 г. Российский совет по международным делам (РСМД) и Белорусский институт стратегических исследований (БИСИ) провели круглый стол «Развитие ЕАЭС 2025+: экономическое и социальное измерения». Мероприятие прошло в преддверии очередного заседания Евразийского межправительственного совета в г. Минске.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратились директор БИСИ Олег Макаров, генеральный директор РСМД Иван Тимофеев, заместитель директора Белорусского института стратегических исследований Виталий Пунченко и начальник отдела БИСИ Ольга Лазоркина.

Ведущие эксперты из России и Беларуси обсудили ключевые актуальные направления развития евразийской интеграции, экономическое и инвестиционное сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза, а также приоритеты Москвы и Минска в рамках реализации Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов «Евразийский экономический путь».

25 июня 2025 г. Российский совет по международным делам (РСМД) и Белорусский институт стратегических исследований (БИСИ) провели круглый стол «Развитие ЕАЭС 2025+: экономическое и социальное измерения». Мероприятие прошло в преддверии очередного заседания Евразийского межправительственного совета в г. Минске.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратились директор БИСИ Олег Макаров, генеральный директор РСМД Иван Тимофеев, заместитель директора Белорусского института стратегических исследований Виталий Пунченко и начальник отдела БИСИ Ольга Лазоркина.

Ведущие эксперты из России и Беларуси обсудили ключевые актуальные направления развития евразийской интеграции, экономическое и инвестиционное сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза, а также приоритеты Москвы и Минска в рамках реализации Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов «Евразийский экономический путь».

В обсуждении приняли участие проректор по научной работе Белорусского государственного экономического университета Алексей Быков; директор Института развития интеграционных процессов Всероссийской академии внешней торговли Андрей Точин; заведующая кафедрой аналитической экономики и эконометрики Белорусского государственного университета Екатерина Господарик; заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Александр Королев; аналитики БИСИ Светлана Алейникова, Алексей Авдонин и Екатерина Речиц; программный координатор РСМД Полина Чуприянова.

Модератором дискуссии выступил Александр Королев.

Тезисы

Алексей Быков

  • Развитие двустороннего сотрудничества сегодня осуществляется быстрее и эффективнее, чем налаживание многосторонней кооперации. Даже в рамках хорошо институционализированных механизмов многостороннего экономического взаимодействия, таких как Европейский союз, возникают сложности.

  • В ЕАЭС коммуникация между государствами-членами осуществляется преимущественно через Россию: активно развивается торговля между странами объединения, имеющими общую границу, в то время как в остальном показатели остаются минимальными. Соответственно, требуются дополнительные усилия для стимулирования горизонтальных и перекрестных связей.

  • К среднесрочным факторам экономического роста ЕАЭС относится в широком смысле развитие производственного потенциала стран Союза, т.е. повышение квалификации специалистов, расширение производственных мощностей, увеличение добычи полезных ископаемых. Одной из проблем на пути увеличения показателей взаимной торговли, в свою очередь, остается высокая степень закредитованности экономик стран ЕАЭС. У России самый низкий показатель соотношения государственного долга и ВВП, поэтому ее рынок привлекательнее других.

  • Долгосрочный фактор роста ЕАЭС — это демографический потенциал. Странам ЕАЭС необходимо бороться с негативными демографическими тенденциями, чтобы развивать экономику на основе интеллектуального потенциала, а не ресурсов. Сегодня наиболее успешно с этой проблемой справляется Казахстан, высокими показателями в Центральной Азии в целом обладает Узбекистан.

  • Союзное государство выходит за пределы классического экономического союза. Несмотря на действительно тесную промышленную кооперацию, корнями уходящую в советский период, и экономическую взаимодополняемость, не менее важными для Москвы и Минска остаются взаимодействие в культурной и военно-политической сфере. Едва ли столь же успешным может быть опыт взаимодействия России с другими государствами — членами ЕАЭС.

Иван Тимофеев

  • Торговая война президента США Дональда Трампа в отношении многих стран мира иллюстрирует отход Вашингтона от политики продвижения глобализации и либерализации национальной внешней торговли. Базовый тариф на доступ к американскому рынку был увеличен на 10%, в отношении более чем 70 стран мира, в том числе дружественных США, были введены дополнительные тарифы. Россия не находится в списке 70 стран, в отношении которых введены тарифные ограничения, потому что тарифы уже использовались в отношении Москвы как политический инструмент, а межгосударственные связи разрушены до основания.

  • Санкции часто упоминаются как один из политических рисков для интеграционных процессов. Партнеры по ЕАЭС опасаются вторичных санкций, таких как попадание в списки заблокированных лиц в США на основании транзакций с российскими банками или предмета этих транзакций.

  • За последние три года 967 компаний по всему миру стали объектом санкционных ограничений, большая часть из них — по статье обхода экспортного контроля. В основном это компании из Китая, осуществляющие поставки промышленного оборудования в Россию, затем ОАЭ и Турция — удобные логистические хабы с большим количеством фирм-посредников. Большая часть санкций вводится за экспорт в Россию товаров двойного назначения, электроники и промышленного оборудования.

  • В отношении стран — участниц ЕАЭС вторичные санкции вводятся не так активно, ограничения накладываются преимущественно на компании белорусского ВПК, но на их деятельности это сказывается незначительно. С точки зрения рисков уголовного и административного преследования в рамках санкционного давления не возбуждено ни одного уголовного дела против лиц из стран ЕАЭС. Под санкции попадают компании-посредники, что заметно на примерах Казахстана и Кыргызстана.

  • С целью преодоления санкционных ограничений страны ЕАЭС переходят на расчеты в национальных валютах, но их использование приводит к проблемам с торговым балансом. Кроме того, два белорусских банка попали под вторичные санкции Европейского союза за использование для обхода ограничений Системы передачи финансовых сообщений Центробанка РФ. Под вторичные санкции США попал киргизский банк Киримет. При этом подключиться к альтернативным системам расчетов, в том числе китайским, все еще сложно, поэтому с учетом низкой вероятности снятия санкционных ограничений необходимо продолжать поиск совместных решений этой проблемы.

Андрей Точин

  • Финансовая самодостаточность ЕАЭС — производная от общего уровня развития торговли товарами и услугами на пространстве Союза, поэтому для ее развития необходим, прежде всего, устойчивый экономический рост стран объединения. Задачи обеспечения общего рынка товарами и превращения ЕАЭС в полюс притяжения на международной арене были обозначены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов «Евразийский экономический путь» 2023 г. В последние годы рост ВВП составил 4,4%, при этом объем промышленного производства увеличился на 16,5%, а доля обрабатывающего сектора — на 26,1%, благодаря изменению вектора развития российской экономики.

  • Развитие экономики сегодня определяется способностью государства или объединения государств быстро и с минимальными затратами выпустить нужный потребителю продукт. Это значит, что ключевыми показателями экономической интеграции ЕАЭС должны быть эффективность производства и гибкость его перестройки на более продвинутые виды продукции. Для этого необходимо развитие научно-теоретической базы и внедрение инновационных технологий, а это направление в ЕАЭС развито слабо.

  • Государства — члены ЕАЭС располагают значительным кадровым потенциалом в научной сфере, насчитывающим порядка 340 тыс. исследователей. Продвижение разновекторных научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) обеспечит более заметный мультипликативный эффект для экономики Союза, чем капитальные или инфраструктурные вложения. Коэффициент мультипликации от научных исследований варьируется в диапазоне 5–9, в то время как аналогичный показатель для инфраструктурных вложений находится на уровне 2,5–3.

  • Тем временем расходы стран ЕАЭС на НИОКР составляют менее 1% ВВП: Россия (0,94%), Беларусь (0,48%), Армения (0,16%), Казахстан (0,14%), Киргизия (0,06%). При этом среднемировые траты на НИОКР составляют 2,68% ВВП, лидеры по этому показателю — это Израиль (более 6%) и Южная Корея (более 5%). США тратят 3,59%, а Китай — 2,26%. Скорректировать ситуацию в ЕАЭС возможно только при активном участии государства, включая меры финансовой поддержки и стимулирования компаний к разработке и внедрению инновационных технологий.

  • Ключевая задача правительств стран ЕАЭС заключается в создании условий, способствующих заинтересованности промышленности во внедрении научных разработок. При этом взаимодействие на площадке ЕАЭС позволяет создавать связи, получать синергетический эффект и обмениваться лучшими практиками.

  • Страны ЕАЭС значительно уступают мировым лидерам по уровню технологического развития. В 2023 г. в России было 29 промышленных роботов на 10 тысяч работников, в Беларуси и Казахстане — меньше 10. При этом средний показатель по миру — 151, а лидерами считаются Южная Корея (больше 1000) и Сингапур (730). Для преодоления текущей стагнации и выхода на желаемый уровень развития к 2050 г. необходимо ускорение технологического развития, обеспечение привлекательности получения образования и системное развитие кадрового потенциала.

Екатерина Господарик

  • Несмотря на изменение направлений торговых потоков в условиях санкционного давления, взаимный товарооборот внутри ЕАЭС остается ниже возможного уровня. Реализовать существующий потенциал возможно с помощью технологической модернизации и внедрения искусственного интеллекта, особенно в банковском секторе. Белорусские технологии могут быть востребованы на внутреннем рынке ЕАЭС.

  • Условия для развития трудовой и образовательной миграции из Беларуси сегодня в большей степени создает Союзное государство, чем ЕАЭС.

  • За последние 10 лет значимость ЕАЭС в мире по ВВП по покупательной способности и доле населения увеличилась. Однако параллельно ускоряется экономический рост в таких объединениях, как ШОС, АСЕАН и БРИКС, которые выступают одновременно партнерами и конкурентами ЕАЭС. Для Беларуси вступление в ШОС в качестве полноправного члена и получение статуса партнера в БРИКС — значимые события, которые позволят укрепить ее позиции в Евразии за счет расширения внешней торговли, привлечения туристов.

Светлана Алейникова

  • Белорусское общество воспринимает евразийскую интеграцию прагматично, поэтому основной критерий оценки эффективности — экономическая выгода, в то время как социокультурные аспекты второстепенны. Главными ценностями для Беларуси остаются мир, добрососедские отношения и рост взаимной торговли.

Екатерина Речиц

  • Дальнейшее развитие ЕАЭС должно быть нацелено на повышение благосостояния граждан стран-участниц. Политика должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей населения и адаптирована к национальным особенностям стран. Необходим постоянный мониторинг ценностной матрицы интеграции.

  • Для расширения интеграционных процессов ЕАЭС в социальной и гуманитарной сферах необходимо определить точки сопряжения и потенциально конфликтогенные аспекты взаимодействия. Важно обеспечить органичную связь между институциональными преобразованиями и общественными ожиданиями.

  • В Беларуси стратегические решения принимаются с учетом мнения населения. Таким образом был организован процесс подготовки обновленной Конституции и Программы социально-экономического развития до 2030 г., работа Народного собрания. Этот опыт должен применяться при принятии решений в отношении развития интеграции.

Полина Чуприянова

  • Повышается значение фактора вторичных санкций в контексте торгово-экономического сотрудничества России и Республики Беларусь с другими странами ЕАЭС. Компании различных секторов экономики (преимущественно ВПК) Казахстана, Армении, Кыргызстана периодически блокируются властями США под предлогом взаимодействия с российскими и белорусскими партнерами в нарушение американских ограничений.

  • Сегодня мы наблюдаем снижение активности профильных органов США в применении ограничительных мер в отношении России. Вместе с тем это в меньшей степени влияет политику вторичных санкций, основанием для использования которых служат ранее введенные ограничения.

  • Санкционное давление является долгосрочной тенденцией в дальнейшем развитии ЕАЭС. В связи с этим сотрудничество государств-членов в разработке политики по противодействию санкционному давлению должно сочетаться с задачами достижения устойчивого развития в условиях ограничительных мер.

Алексей Авдонин

  • Китай уделяет особое внимание подготовке научных кадров и внедрению научных достижений и технологий, создаются площадки и центры для объединения наработок и исследований, где осуществляется их обработка искусственным интеллектом. Это создает существенное конкурентное преимущество для КНР. Аналогичным образом, высокий уровень технологического развития долгие годы составлял основу глобального доминирования США.

  • Экономическое развитие Китая основано на производстве мелких товаров с высокой добавленной стоимостью. ЕАЭС стоит перенять эту модель и стать самодостаточным в области производства мелких товаров, а также обеспечить безопасность логистики и защиту торговых путей. В данный момент логистическое сотрудничество на пространстве Союза развито недостаточно, особенно в части железнодорожных и автомобильных коммуникаций. В случае ухудшения ситуации в области безопасности в Черном и Балтийском море их ценность существенно возрастет.

  • Технологии — основа доминирования в экономике, в целях обеспечения ее роста необходимо выстроить научно-технологический базис: привлекать научные кадры и интегрировать искусственный интеллект для сокращения инженерно-производственных циклов.

Ольга Лазоркина

  • Согласно результатам социологических исследований, население не всех стран ЕАЭС может сформулировать четкий запрос в отношении евразийской интеграции. Для Беларуси исключительно важны направления промышленной кооперации, финансовой безопасности и устойчивости, а также научно-технологическое сотрудничество между странами ЕАЭС. При этом если двусторонние форматы взаимодействия [с Россией] демонстрируют эффективность, то многосторонние механизмы только предстоит развить.

  • Ключевой вызов текущего этапа развития ЕАЭС заключается в необходимости найти оптимальное соотношение между национальными интересами и задачами экономической интеграции и проанализировать природу конкуренции между «дружественными» экономиками государств-членов. Для преодоления существующих ограничений необходимо качественно переосмыслить подходы к интеграции. Россия как лидер евроазиатской интеграции уделяет внимание проблеме разноскоростной интеграции, связанной с отсутствием сетевой структуры и политическими препятствиями.

  • Сегодня при оценке показателей сотрудничества зачастую используются западные методики, которые не всегда объективно отражают евразийскую реальность. Необходимо разработать автономную систему оценки интеграционных процессов в социальной и экономической сферах, что позволит создать четкий образ будущего ЕАЭС.

  • Важным фактором дальнейшего развития евразийской интеграции остается адаптивность. В период увеличения кризисных явлений разрабатываемые механизмы должны отвечать новым вызовам и быть гибкими.

Олег Макаров

  • Интеграция в рамках ЕАЭС во многом происходит интуитивно, методом проб и ошибок. Такой подход позволяет сохранять гибкость и адаптироваться к мировым процессам, но негативно сказывается на скорости интеграции.

  • Мотивацией для роста заинтересованности стран в углублении кооперации может стать перспектива усиления веса участников на мировой арене.

  • Основной вызов в процессе евразийской интеграции — это цифровизация и преодоление технологического разрыва. Россия быстро осваивает цифровое пространство и стремится построить собственную технологическую платформу, а партнеры по ЕАЭС по-прежнему покупают у западных стран готовые решения. Построение совместной цифровой архитектуры сталкивается с сопротивлением сторон, которое только предстоит преодолеть.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся