Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

10 апреля 2018 г. в РСМД в формате вебинара состоится презентация книги ассоциированного старшего сотрудника факультета военных наук Королевского колледжа (Лондон) Анны Матвеевой «Through Times of Trouble: Conflict in Southeastern Ukraine Explained from Within».

Книга Анны Матвеевой — это результат первого исследования конфликта на Донбассе в западной науке, в ходе которого была предпринята попытка прояснить позицию противостоящей Киеву стороны.

10 апреля 2018 г. в РСМД состоялась презентация книги ассоциированного старшего сотрудника факультета военных наук Королевского колледжа (Лондон) Анны Матвеевой «Through Times of Trouble: Conflict in Southeastern Ukraine Explained from Within».

Книга Анны Матвеевой — это результат первого исследования конфликта на Донбассе в западной науке, в ходе которого была предпринята попытка прояснить позицию противостоящей Киеву стороны.

Тезисы вебинара

Книга вышла в конце декабря 2017 года. Она основана на полевых исследованиях, интервью непосредственных участников конфликта. В книге представлен взгляд на конфликт в Украине как геополитический конфликт России и западной цивилизации. События рассматриваются с точки зрения непосредственных участников — как тех, кто принимал в военных действиях активное участие, так и тех, кто живет на территориях неконтролируемых Киевом; также рассматривается то, как на конфликт реагирует российское и украинское общество.

Автор делает акцент на том, что сами люди, до поры никому не известные, могут стать двигателями истории так же, как ими становятся президенты, предводители и самодержцы. Это нам показала «арабская весна»: восстания и перевороты могут быть и без известных лидеров. Когда элита на Донбассе растерялась, и стало понятно, что над идеями и эмоциями превалируют частные интересы, это поспособствовало процессу выдвижения лидеров из народа.

Другой важный аспект конфликта — это территория. Конфликт происходит в урбанизированной местности. Сегодня самые ожесточенные конфликты происходят в городской черте, что определяет в том числе военную тактику и ее последствия. Вместо затратного по боевым потерям штурма больших городов ведутся артиллерийские обстрелы, в результате которых страдают и гибнут гражданские лица. В итоге появляется ощущение коллективной опасности и жестокости, что в свою очередь приводит к постоянному пополнению рядов восставшей стороны.

Конфликт на Донбассе экстерриториален. На него влияют идеи, которые не имеют отношения к этничности и территории. В основном в конфликте участвуют антимайдановские активисты, которые поняли, что жизнь при новом порядке для них будет неприемлема. Также приехали люди из России — те, кто чувствовали свою сопричастность с постсоветским пространством. Но были и люди экзотических стран — Бразилии, Чили, Индии, США.

С этим связано и то, что конфликт является большой возможностью для творчества. Например, это касается творчества на поле боя: нерегулярные силы меньше, они хуже организованы и вооружены, но более мобильны. Также конфликт порождает новые смыслы и слова, а идеи выступают в роли орудий: если ваши

идеи привлекательны, то отпадает необходимость в государственных средствах. Происходит процесс создания неологизмов с целью самоидентификации, формирования образа врага, обозначения батальонов, неподконтрольных никому территорий.

Конфликт на Донбассе, в основном, внутренний, но в него вмешались и продолжают вмешиваться внешние силы, что является достаточно частой ситуацией. Важно то, что на Донбассе уже сложились сформировались власти, а также то, что там живут люди, у которых уже сложилась другая идентичность, на которую повлиял конфликт. Их вектор направлен в одну сторону. При этом, сама Украина и ее вектор движения тоже сильно меняется. Оба вектора со временем расходятся все больше. Этот внутренний процесс сильно влияет на перспективы разрешения конфликты.

Говоря об уникальной идентичности Донбасса, важно то, что сегодня она, безусловно, меняется. До 2013 года на Украине сосуществовали разные идентичности: в Крыму, на политическом западе Украины, в Одессе и, в том числе, и на Донбассе. В условиях стабильной политической и социальной обстановки и относительной терпимости проживание на приграничной территории позволяло людям органично комбинировать в себе элементы и той, и другой стороны. На Донбассе было 3 линии: культурная, экономическая и геополитическая составляющие. Сейчас к этому прибавился фактор того, что люди чувствуют, что прошли определенный путь, который сделал их особенными и другими: изменились люди, элиты, идеология, культура. И этот опыт сейчас является более важным.

Комфортно в существующем нестабильном конфликтном состоянии не чувствует никто, поскольку это не соответствует тому, за что боролись участники конфликта. Часть людей боролась за то, чтобы присоединиться к России: Крым дал надежду того, что Россия повторит крымский сценарий в Донбассе. Часть хотела переформатировать Украину. Были люди, которых хотели обезопасить свою территорию, семьи и дома. Есть какое-то количество людей из других частей Донбасса (Мариуполь, Славянск, Краматорск, Северодонецк), которые не могут туда сейчас вернуться. Они считают, что территории, где прошли референдумы, являются частью политической общности ЛНР и ДНР, и Киев удерживает их силой. Наконец, не оправдались надежды тех идеалистов, которые стремились построить свободное общество справедливости. Более того, подвешенное состояние не удовлетворяет никого, поскольку это горячий конфликт, в процессе которого гибнут люди.

Что касается динамики конфликта в целом и наличия точек бифуркации, то в данном контексте важен период порядка пяти лет после окончания острых боевых действий. Это период, когда либо снова начинается война, которая ведет какому-то военному разрешению, либо начинается движение к миру: ни та ни другая сторона не может победить военным путем, поэтому они начинают договариваться и достигают компромисса путем взаимных уступок.

На Донбассе уже сложились какие-то институты власти, которые обеспечивают дальнейшее существование. Если в промежуточный период какого-то важного движения не происходит, то дело идет к консервации. Пока эта черта не пройдена, но через 1–1,5 года может произойти закрепление статуса-кво.

В качестве советов экспертам отмечается, что интервью — это наиболее выигрышный инструмент для полевых исследований. Также можно проводить фокус-группы, но нужно следить за составом участников. В интервью важен доступ, поскольку необходимо говорить именно с теми, кто может рассказать, то, что вы не сможете прочитать сами. С одной стороны, первый подход — самый трудный; но, с другой стороны, у участников конфликта часто бывает желание выговорится, рассказать о своей правде, осмыслить прошлое. Важно суметь разговорить — это не значит, нужно со всем соглашаться, но ваш взгляд должен быть доброжелательным.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся