Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

28 марта 2018 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД на тему «Возможна ли единая Корея? Разрешение ядерной проблемы и позиции региональных игроков. Городской завтрак РСМД».

Лекторами выступили эксперты РСМД — Дмитрий Кику, член группы экспертов, учрежденной в соответствии с резолюцией СБ ООН 1874 (о ядерных испытаниях КНДР) и Владимир Нелидов, преподаватель кафедры востоковедения МГИМО МИД России, научный сотрудник Центра японских исследований Института востоковедения РАН.

28 марта 2018 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД на тему «Возможна ли единая Корея? Разрешение ядерной проблемы и позиции региональных игроков. Городской завтрак РСМД».

Лекторами выступили эксперты РСМД — Дмитрий Кику, член группы экспертов, учрежденной в соответствии с резолюцией СБ ООН 1874 (о ядерных испытаниях КНДР) и Владимир Нелидов, преподаватель кафедры востоковедения МГИМО МИД России, научный сотрудник Центра японских исследований Института востоковедения РАН.

Открывая мероприятие, Владимир Нелидов обратил внимание на актуальность темы «городского завтрака» в связи с недавними событиями на международной арене: прежде всего, единением народов Южной Кореи и КНДР на Олимпиаде в Пхёнчхане и первым официальным зарубежным визитом Ким Чен Ына в Китай. Однако при этом он отметил, что, несмотря на оживление дискурса, реальное объединение Кореи на данный момент представляется весьма отдаленной перспективой. Сегодня потенциальное образование единой Кореи способно пройти по одному из двух сценариев: разрушительная война или долгий и сложный процесс объединения государств, который займет десятилетия и потребует колоссальных вложений со стороны Южной Кореи.

Единственная переменная, поддающаяся относительному прогнозированию в вопросе объединения двух стран, — это позиции региональных игроков с точки зрения их национальных интересов. США традиционно выступают за объединение Кореи под демократическим правительством. Если при Обаме США придерживались политики стратегического терпения в отношении КНДР, то с приходом Трампа Соединенные Штаты перешли к рискованной, но рациональной политике балансирования на грани войны, заключающейся в убеждении оппонента в собственной «неадекватности» и готовности идти до конца. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация, в которой США и КНДР готовы к диалогу, — это результат усилий обеих сторон. Наиболее благоприятным вариантом развития событий для США является замораживание текущей ситуации, поскольку от объединения Северной и Южной Кореи США едва ли смогут получить максимальную выгоду в силу ослабления собственно влияния в регионе.

Позицию Японии по вопросу объединения Кореи можно обозначить как отсутствие долгосрочной стратегии, в результате чего государство преимущественно реагирует на непосредственные импульсы, возникающие с развитием конфликта. Наибольший интерес в Корейском кризисе для Японии собой представляет разрешение вопросов, укладывающихся в краткосрочный горизонт планирования. К ним относятся самооборона в случае агрессии со стороны КНДР и проблема похищенных КНДР японских граждан.

Китай среди прочих региональных игроков наиболее благоприятно настроен к Пхеньяну. Однако из Пекина поступают смешанные сигналы: с одной стороны Китай поддерживает экономическое сотрудничество, но, с другой, высшие китайские чиновники не противятся идее объединения Кореи под эгидой Юга. Северная Корея для КНР представляется скорее не союзником, а буферным государством. При этом развитие вооруженного конфликта может стать серьезным геополитическим ударом по Китаю. Недавний визит Ким Чен Ына в Китай носит символический характер и подтверждает ориентацию КНДР на укрепление связей с Китаем, являясь попыткой балансирования Северной Кореи в сложной международной обстановке.

Для России выгоден любой формат нормализации отношений между Северной и Южной Кореей. В долгосрочной перспективе, если произойдет объединение двух стран, то, по сравнению с другими региональными игроками, у России возникнут наименьшие проблемы в отношениях с новым единым государством. Единая Корея может стать для России еще одним партнером по диверсификации своих экономических связей и укреплению многополярного мира. Единственной потенциальной проблемой после объединения для России может стать вопрос о маловероятном отказе единого государства от ядерного оружия.

Дмитрий Кику в своем выступлении в первую очередь затронул вопрос санкционного режима в отношении Северной Кореи, который является наиболее длительным в системе ООН и действует уже более 11 лет. Санкции до сих пор продолжают вводиться в связи с тем, что КНДР развивает свою ракетно-ядерную программу и осуществляет ядерные испытания. Данные провокационные шаги влекут за собой ввод в действие резолюций Совета Безопасности. Отличительной чертой последних двух лет стало введение секторальных санкций, затрагивающих отдельные отрасти экономики КНДР, в том числе, запрет на импорт из Северной Кореи и запрет на экспорт поставок нефти. Помимо принятия резолюций в отношении КНДР, Советом Безопасности был учрежден комитет, который осуществляет контроль за соблюдением условий санкций. Затем была учреждена группа экспертов из 8 человек для оказания содействия данному комитету.

На сегодняшний день сложно судить о последствиях санкций для экономики КНДР, в силу того, что они, как правило, наступают на второй или третий год после введения, а также, по причине ограниченного доступа к информации об экономическом состоянии КНДР. Дважды в год группа экспертов предоставляет доклады Совету Безопасности ООН о выполнении мер, предусмотренных резолюцией. По данным на 2017 год, несмотря на введенные санкции, КНДР успешно удается обходить их: осуществлять торговлю запрещенными товарами через подставные фирмы. Потенциальная отмена введенных в отношении КНДР санкций предусмотрена в случае соблюдения КНДР условий, упомянутых в резолюции. Резолюция также предусматривает ужесточение существующего санкционного режима.

Дмитрий Кику также обратил внимание на политическую часть резолюции Совета Безопасности, которая содержит призывы к восстановлению формата 6-сторонних переговоров по КНДР от всех участвующих в них сторон, призыв к развитию экономического сотрудничества, а также призыв к США и КНДР о взаимном соблюдению суверенитета.

В завершении завтрака эксперты ответили на вопросы аудитории о потенциальных вариантах сближения Северной и Южной Кореи, перспективах ведущихся на данный момент переговоров по вопросу объединения Кореи и пределах исчерпания санкционного режима.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся