Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)

Проблемы генной инженерии в современном мире обсудили Владимир Губайловский, научный редактор образовательно-просветительского проекта Laba.Media; Елена Гребенщикова, руководитель Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН; Елена Введенская, доцент кафедры биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова.

17 апреля 2019 г. в Библиотеке им. Ф. М. Достоевского состоялся городской завтрак Úrbi et órbi на тему «Генная модификация человека: навстречу дивному новому миру?». Мероприятие было организовано совместно с образовательно-просветительским проектом Laba.Media. Информационный партнер городских завтраков Úrbi et órbi – журнал «Международная жизнь».

Владимир Губайловский рассказал о новейших генетических исследованиях, в том числе и об эксперименте китайского генетика Хэ Цзянкуя, который сообщил в ноябре 2018 г. о рождении девочек-близнецов Лулу и Нана. Девочки развивались из отредактированного эмбриона, в который была внесена мутация, гарантирующая иммунитет от ВИЧ. Сообщение об этом инновационном открытии было обращено к мировой научной общественности. При этом учёный подчеркнул, что редактирование возможно лишь в случае угрозы жизни, а создание так называемых «дизайнерских детей» недопустимо. Продолжая своё выступление, В. Губайловский объяснил принцип функционирования системы CRISPR/Cas9, подчеркнув, что бактерии обладают иммунитетом и способны бороться с вирусами, что может быть использовано для редактирования ДНК. Положительный аспект генной мутации заключается в возможности спасти жизнь человека, как например это было при пересадке костного мозга от носителя искусственной мутации гена CCR5delta32. Носители некоторых мутаций также обладают способностью быстро восстанавливаться после операций и менее восприимчивы ко многим заболеваниям. Вместе с тем, как считает В. Губайловский, эксперименты в генной инженерии – рискованны, ведь процесс редактирования как правило неуправляем. Приводя слова Ч. Дарвина, спикер подчеркнул, что при отсутствии отрицательного отбора накапливаются негативные мутации. Но вместе с тем новые технологии в дальнейшем позволят бороться с такого рода мутациями.

Елена Гребенщикова, руководитель Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН, рассказала об этико-правовом регулировании генной инженерии. Спикер обратила внимание на важность разграничения генных модификаций по медицинским показателям и так называемого «улучшения человека». Во втором случае речь идёт о косметической хирургии, «дизайнерских детях», академическом и спортивном допинге и т.д. «Граница между терапией и улучшением очень сложна и подвижна. Вопрос только в социальном консенсусе», - отметила эксперт. При этом по мнению Е. Гребенщиковой, законодательство в отношении генной инженерии не всегда чётко определено. Осознание рисков, связанных с генными модификациями, поставило перед обществом вопрос: как управлять технологическим будущим? В этой связи эксперт упомянула такие международно-правовые документы, как Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (1997), Декларация ООН о клонировании человека (2005) и Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (1997). Эксперт также упомянула, что во многих странах правовое регулирование генной инженерии фактически отсутствует ввиду отсутствия необходимости. Законодательство, запрещающее или ограничивающее вмешательство в зародышевую линию было введено в Австралии, Бельгии, Бразилии, Канаде, Франции, Германии, Израиле и Нидерландах, то есть преимущественно в развитых странах. Тем не менее в правовом регулировании генных модификаций имеют место «лазейки». Это обусловлено в первую очередь инновационностью технологий.

Выступление Елены Введенской, доцента кафедры биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, было посвящено этическим аспектам генной инженерии. Отметив такую положительную сторону генной инженерии как преждевременное выявление наследственных патологий, спикер рассказала о рисках. К ним относится вероятность злокачественной трансформации клеток, а также риск для пациента и будущих поколений. Е. Введенская рассказала об этических принципах генной терапии: уважении автономии человека и его благополучия, а также правилах конфиденциальности. Не менее важным является право человека на сохранение и передачу неизменённого генома. Говоря о сложности проведения грани между нормой и патологией, эксперт отметила: «И гений, и человек с помешательством выходят за пределы нормы». Другим важным вопросом, затронутым Е. Введенской, стала необходимость о предоставлении данных о генетических характеристиках при приёме на работу. Спикер убеждена, что это может способствовать дискриминации по генетическому признаку. По мнению Елены Введенской, клонирование, генетические эксперименты, селекция эмбрионов — это инновационные технологии, которые представляют огромную научную ценность, но их использование по отношению к человеку может быть опасным.

В своих ответах на многочисленные вопросы аудитории эксперты затронули такие темы, как использование генной инженерии в военной сфере, коммерциализация генных модификаций, накопление отрицательных мутаций, искусственный интеллект и генная инженерия растений.

Видео