Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

29 ноября 2022 г. Российский совет по международным делам (РСМД) в партнерстве с Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова (СВФУ) провел круглый стол «Россия и азиатские игроки в Арктике: интересы и возможности для сотрудничества» в рамках VI Северного Форума по устойчивому развитию, который проходит с 28 ноября по 1 декабря в Якутске.

В рамках мероприятия ведущие эксперты обсудили общие интересы России и азиатских стран в Арктике, а также потенциальные двусторонние проекты в сфере энергетики, логистики, экологии и научного сотрудничества. Особое внимание участники сессии уделили рассмотрению возможностей для дальнейшего расширения кооперации России с Китаем, Индией, Японией, Южной Кореей и странами АСЕАН в Арктике.

29 ноября 2022 г. Российский совет по международным делам (РСМД) в партнерстве с Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова (СВФУ) провел круглый стол «Россия и азиатские игроки в Арктике: интересы и возможности для сотрудничества» в рамках VI Северного Форума по устойчивому развитию, который проходит с 28 ноября по 1 декабря в Якутске.

В рамках мероприятия ведущие эксперты обсудили общие интересы России и азиатских стран в Арктике, а также потенциальные двусторонние проекты в сфере энергетики, логистики, экологии и научного сотрудничества. Особое внимание участники сессии уделили рассмотрению возможностей для дальнейшего расширения кооперации России с Китаем, Индией, Японией, Южной Кореей и странами АСЕАН в Арктике.

В обсуждении приняли участие посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов, профессор Океанологического университета Китая Го Бейцин, главный научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир» ИКСА РАН Владимир Петровский, старший научный сотрудник Отдела энергетики, инвестиций и связи Gateway House Амит Бандари, доцент Центра изучения России и Центральной Азии Школы международных исследований Университета им. Джавахарлала Неру Кумар Раджан, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИКСА РАН Евгений Ким, директор Центра АСЕАН, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России Екатерина Колдунова и доцент кафедры востоковедения, научный сотрудник Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО МИД России Анна Киреева.

Модератором семинара выступила программный координатор РСМД Юлия Мельникова.

Тезисы участников

Николай Корчунов

  • Несмотря на сложную международную обстановку, Россия как государство — председатель Арктического совета в 2021–2023 гг. выступает за устойчивое развитие Арктики и экономик стран региона. В качестве приоритета Москва также видит предотвращение негативного влияния хозяйственной деятельности в регионе на окружающую среду Севера, расширение использования возобновляемой энергии, развитие научных и бизнес-проектов и улучшение условий жизни коренных народов Арктики.

  • На долю Арктики приходится 11% ВВП России и около 20% экспорта. Кроме того, экономическая активность России в регионе составляет 70% от всей международной экономической деятельности в Арктике. Поэтому Россия заинтересована в том, чтобы поддерживать мирное и конструктивное сотрудничество в регионе, и не рассматривает вооруженный конфликт в Арктике в качестве возможного сценария.

  • К сожалению, на данный момент происходит деградация и фрагментация многостороннего сотрудничества в Арктике. Однако, несмотря на все вызовы и угрозы, Россия открыта для сотрудничества со всеми странами и организациями, которые придерживаются конструктивного подхода.

  • По отдельности государства не обладают необходимыми ресурсами и возможностями для исследования и использования ресурсов Арктики, это требует сотрудничества между странами. И в этом смысле азиатские партнеры, с которыми у России уже есть большой опыт сотрудничества, являются сегодня наиболее перспективными.

Го Бейцин

  • Сотрудничество в Арктике — важный инструмент. Чтобы сделать его эффективным, необходимо принимать конкретные меры, которые принесут практическую пользу взаимодействию в Арктике, а также привлекать к сотрудничеству больше компаний, чтобы развивать и усиливать многостороннее взаимодействие в регионе.

  • Китайское правительство крайне интересуется дальнейшим вектором развития Арктического совета. Наложенные на Россию санкции со стороны западных государств ставят вопрос о том, какую политику в Арктике будет проводить Россия. Государства «Группы семи» выбрали Арктический совет в качестве инструмента против России как государства-председателя. Однако все страны должны принять тот факт, что Россия — часть Арктического совета.

  • Арктика входит в зону интересов не только северных держав, но и других государств. Вытеснение РФ из северных организаций неизбежно подтолкнет Россию к сближению с азиатскими странами, в том числе с Китаем, и углублению сотрудничества с ними в различных сферах, в том числе — в сфере энергетики, туризма, развития инфраструктуры, а это противоречит американским интересам. Некоторые китайские компании уже наращивают свое сотрудничество с Россией в этих сферах.

  • Одно из перспективных направлений сотрудничества в Арктике — исследование вечной мерзлоты. Изменение климата и таяние многолетней мерзлоты — очень важный вопрос для всего населения Земли, так как потенциально может привести к возрождению опасных вирусов и бактерий, ранее считавшихся вымершими. Очень важно настроить механизм обмена информацией в этой сфере, чтобы в случае «пробуждения» таких вирусов они не были использованы в качестве биологического оружия.

Владимир Петровский

  • После 24 февраля 2022 г. азиатские страны, имеющие статус наблюдателя в Арктическом совете (Китай, Индия, Япония, Южная Корея и Сингапур), разделились на недружественные (Япония, Южная Корея и Сингапур) и дружественные (Китай и Индия). Развитие сотрудничества с последними является наиболее перспективным.

  • После начала СВО Китай и Россия сблизились как партнеры. Важное место в углублении сотрудничества с азиатскими странами занимает развитие экономических проектов на севере России, добыча нефти и газа, в развитии которых также заинтересовано большинство азиатских игроков. Тем не менее на данном этапе наблюдаются трудности с реализацией некоторых проектов из-за приостановки участия в них части западных компаний, при этом даже недружественные азиатские государства не выходят из российских проектов полностью.

  • Для азиатских государств в Арктике наибольший интерес представляют ресурсы, а также Северный морской путь (СМП) в качестве транзитного маршрута, наиболее короткого для связи с Европой. Китай также проявляет интерес к маршруту как потенциальной составляющей инициативы «Один пояс, один путь». Вместе с Россией они сотрудничают в направлении спряжения СМП и «Ледового Шелкового пути». Для России СМП является по большей части не коммерческим, а стратегическим проектом, предполагающим не быстрый успех, но цель на будущее, долгосрочную перспективу, который мог бы стать ключевым фактором экономического развития в Арктике. Потенциал имеют совместные действия стран ЕАЭС в рамках данного проекта в случае его реализации.

  • Часть морских маршрутов в Арктике, согласно Конвенции ООН по морскому праву, могут считаться международными. Но возможности для сотрудничества осложняются, потому что арктические государства, которые выходят на побережье Арктики, могут регулировать навигацию в части, которая прилегает к их экономическим зонам.

Евгений Ким

  • Южная Корея, занимающая 10 место в мире по ВВП и 6 место в мире по объему внешней торговли, заинтересована в использовании кратчайших путей доставки продуктов. Страна прилагала большие усилия, чтобы получить статус наблюдателя в Арктическом совете. Тем не менее страна не заинтересована в финансовом или каком-либо другом участии в инфраструктурных проектах Северного морского пути, пока их реализация не завершится, после чего Южная Корея будет готова предложить логистику, что имеет очень важное значение в виду текущих цепочек поставок.

  • Южная Корея нацелена на то, чтобы принимать участие в решении глобальных проблем, выступая в качестве глобальной державы как одного из лидера «средних стран». В тоже время, в качестве военно-политического союзника США, страна во много следует американской стратегии, которая предполагает стремление к переходу Арктики в статус международной демилитаризованной зоны и лишению РФ Северного морского флота. России следует внимательно отнестись к этому вопросу.

  • Южная Корея также заинтересована в развитии отношений с российским населением, малым и средним бизнесом, работе с местным арктическим населением, поддержкой коренных народов.

Амит Бандари

  • Главная проблема для Индии — большой объем импорта энергоресурсов, цены на которые растут. Для страны это вопрос не только энергетической, но и продовольственной безопасности, поскольку энергоносители используются и в производстве индийских удобрений. Страна работает над переходом на возобновляемые источники энергии, однако пока всё ещё импортирует большое количество ресурсов.

  • Сотрудничество России и Индии в энергетическом секторе является взаимовыгодным — Индия нуждается в стабильном источнике поставок, Россия же зависит от экспорта нефти и газа. Соответственно, Индия является самым естественным партнером России в этой сфере, кроме того, готовым инвестировать в этот сектор.

  • Россия и Индия могут расширить сотрудничество в сфере энергетики и торговли сжиженным природным газом. СПГ-проекты не развиваются без долгосрочных инвестиций, а Индия готова обеспечить стабильный спрос на этом рынке, обе страны заинтересованы в долгосрочном партнерстве. При этом важно понимать, что в будущем западные страны могут полностью отказаться от импорта российского газа.

  • Арктика — очень важный регион для Индии, страна проводит свою арктическую политику, поскольку регион богат важными для страны ресурсами.

Кумар Раджан

  • Индия и Россия — геополитические союзники. Сейчас отношения между странами находятся в самой высокой точке за последние 30 лет, страны связывает богатая история взаимодействия. Сотрудничество между странами касается не только обороны, но и кооперации в Арктике — в сфере изменения климата, транспорта, логистики. В том числе — в развитии транспортного коридора, сотрудничество по проектам Северного морского пути. Всё это также относится к геополитике.

  • Перспективно сотрудничество России и Индии в сфере экономики и науки. Индия, удаленная от Арктики, заинтересована в совместном развитии в области гуманитарных наук. Кроме того, ввиду отказа ряда арктических государств сотрудничать с Россией, Индия готова наращивать взаимодействие с РФ в Арктике и в других сферах.

  • Расширение НАТО за счёт Финляндии и Швеции несёт риск для безопасности РФ, Индия обеспокоена потенциальным возникновением конфликта между Россией и НАТО. Однако Арктика должна оставаться демилитаризованной зоной, это важно для всеобщей безопасности.

  • Исторически, индийские компании не были так активны в сотрудничестве с Россией, однако сейчас увеличивается количество больших индийских инвесторов. На данный момент объем торговли между Россией и Индией растёт и продолжит расти в будущем. Существуют недостаточно развитые сферы сотрудничества, например, экспорт рабочей силы из Индии.

  • Необходимо развивать сотрудничество в Арктике и в рамках БРИКС и ШОС, а также G20, где Индия будет председательствовать со следующего года.

Екатерина Колдунова

  • Сингапур присоединился к санкциям против РФ, поэтому о стратегических направлениях сотрудничества говорить сложно. Однако возможно возобновление отношений в экономической, экологической или климатической отраслях. Более перспективно сотрудничество с Китаем и странами Северо-Восточной Азии.

  • Для Сингапура важны вопросы, связанные с его конкурентоспособностью как логистического хаба (с этим связаны беспокойства государства по поводу Северного морского пути) и центра технологических инноваций для судостроения, а также проблема изменения климата.

  • До февраля 2022 г. у России и Сингапура были некоторые точки соприкосновения, планы проведения совместных научных исследований (технологии добычи нефти и газа в сложных климатических условиях, проблемы биоразнообразия), однако сейчас сотрудничество приостановлено.

  • На сегодняшний день перспективно рассмотрение возможности использования Северного морского пути как полноценного альтернативного маршрута по доставке СПГ из российских портов, находящихся в европейской части, в азиатские страны.

Анна Киреева

  • Япония очень зависима от импорта топлива и природного газа, поэтому заинтересована в сохранении связей с Россией, торговля с которой ей выгодна. Однако несмотря на это Япония пока не начала работу с Россией по Северному морскому пути и на данный момент не рассматривает его в качестве транзитного маршрута в Европу.

  • Для Японии важен импорт СПГ. Страна начала инвестировать в СПГ-проекты еще 7–8 лет назад, поэтому несмотря на приостановку сотрудничества в 2022 г. японские компании всё ещё могут вернуться в проекты с Россией и, по некоторым данным, планируют это сделать. Однако по многим другим проектам (например, связанным с камчатскими резервуарами газа) сотрудничество пока заморожено, и с учетом того, что на февраль 2022 г. они были на стадии разработки и запущенны не были, продолжение этих проектов вряд ли возможно ввиду текущей геополитической ситуации.

  • Япония разделяет видение Арктики как международной площадки для сотрудничества и хотела бы видеть равноправное разделение региона без доминирования арктических государств, потому что там большое количество ресурсов, к которым должен быть доступ у всех государств мира.


Подготовила Алина Волкоморова.

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся