Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

28 сентября 2020 г. Российский совет по международным делам (РСМД) в сотрудничестве с Китайской академией общественных наук (КАОН) провел круглый стол «ШОС и региональное управление: новые идеи и подходы».

С приветственным словом к участникам дискуссии обратились президент РСМД Игорь Иванов, Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в КНР Андрей Денисов и генеральный секретарь ШОС Владимир Норов. В ходе открытия встречи было также заслушано видеообращение президента КАОН Се Фучжаня.

28 сентября 2020 г. Российский совет по международным делам (РСМД) в сотрудничестве с Китайской академией общественных наук (КАОН) провел круглый стол «ШОС и региональное управление: новые идеи и подходы».

С приветственным словом к участникам дискуссии обратились президент РСМД Игорь Иванов, Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в КНР Андрей Денисов и генеральный секретарь ШОС Владимир Норов. В ходе открытия встречи было также заслушано видеообращение президента КАОН Се Фучжаня.

Приоритетной темой обсуждения стало российское председательство в Шанхайской организации сотрудничества в 2020 г. Кроме того, российские и китайские эксперты рассмотрели подходы Москвы и Пекина к работе на площадке ШОС, вклад Организации в борьбу с традиционными и нетрадиционными вызовами безопасности и новые направления многопланового взаимодействия в рамках объединения. Особое внимание было уделено влиянию пандемии COVID-19 на работу ШОС и общим усилиям стран-участниц по борьбе с эпидемией и обострившимися в новых условиях угрозами.

С экспертными комментариями выступили член Научного совета КАОН Чжан Юйлин, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, член РСМД Михаил Конаровский, генеральный секретарь (вице-президент) Китайского института международных проблем при МИД КНР Ян И, врио директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов, президент Китайской академии современных международных отношений Юань Пэн, а также заведующий Сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН, член РСМД Василий Кашин. Дискуссию модерировал программный директор РСМД Иван Тимофеев.

Итоги мероприятия подвели директор Института России, Восточной Европы и Центральной Азии КАОН Сунь Чжуанчжи и Иван Тимофеев.

Тезисы дискуссии

Игорь Иванов

  • Сотрудничество между РСМД и КАОН в формате экспертного диалога показывает хорошую динамику, несмотря на пандемию. Более того, обмен мнениями на подобных площадках для экспертного диалога представляется важным с точки зрения оптимального решения тех задач, которые современные условия ставят перед Россией и Китаем.
  • ШОС — молодая современная организация, что принципиально важно, так как она не несет на себе отпечатков холодной войны, как другие международные организации, а также отражает современные реалии мировой политики и экономики. ШОС ориентирована в будущее.
  • Процесс становления ШОС начинался в 1990-е гг. в виде формирования пространства диалога для решения конкретных практических задач, например, демаркации границы между Китаем и постсоветскими государствами и сокращения воинских контингентов в приграничных районах. Затем страны-участницы осознали целесообразность создания организации. Идея возникновения ШОС стала результатом эволюции диалога, а не была привнесена извне.
  • Несмотря на критику недоброжелателей, ШОС за короткое время стала востребованной и авторитетной региональной международной организацией, которая не только росла численно, но и непрерывно расширяла свою деятельность. Главным доказательством данного тезиса служат географический охват и демографический потенциал ШОС (60% площади Евразии и население более 3 млрд человек). С организацией связываются надежды на укрепление безопасности, преодоление разногласий и развитие сотрудничества.
  • Пандемия COVID-19 явилась мощным катализатором, оголившим острые проблемы всей системы международных отношений, которые накапливались на протяжении последних десятилетий. Пандемия показала низкую эффективность многих многосторонних институтов и международных организаций, а также системную слабость большинства национальных государств, оказавшихся неспособными противостоять новым вызовам в одиночку. Россия и Китай показали высокую готовность решать возникшие проблемы и оказывать поддержку и содействие другим странам, что справедливо и в отношении ШОС.
  • Россия в период своего председательства в ШОС уделяет внимание консолидации государств — членов ШОС, укреплению позиций в сфере обеспечения национальной безопасности, объединению потенциалов национальных стратегий развития и многосторонних интеграционных проектов, наращиванию экономических и культурных связей. Итоги этой деятельности будут подведены в ноябре 2020 г. на саммите глав государств ШОС. Также ожидается принятие нового пятилетнего Плана реализации Стратегии развития организации до 2025 г.
  • Экспертные сообщества в России и в Китае должны стать одним из источников формирования новых идей и подходов, которых требует контекст эпохи глобальных трансформаций и нестабильности.

Се Фучжань

  • За 20 лет своего существования ШОС на основе принципов «шанхайского» духа и благодаря усилиям всех участников создала новую модель международного сотрудничества и стала новой силой поддержания справедливого мирового порядка. ШОС выработала новую идею регионального управления, которая обеспечивается жизнеспособностью самой организации, основанной на стремлении всех участников к равноправному сотрудничеству. Это концептуально отличает ШОС от организаций периода холодной войны.
  • Основными направлениями работы ШОС являются поддержание мира и открытости, координация усилий, борьба с тремя «силами зла», в том числе международным терроризмом.
  • Что касается регионального управления, ШОС с каждым днем повышает свой авторитет в этой области, став важной платформой сопряжения ЕАЭС и Инициативы пояса и пути: были подписаны ряд соглашений об упрощении торговых процедур и рамочное соглашение о торговле и услугах. Эти соглашения стали новой юридической платформой углубленного торгово-экономического сотрудничества.
  • После того как состав ШОС расширился за счет принятия новых государств-членов в лице Индии и Пакистана, организация вступила в новый этап своей истории. Расширение ШОС представляет собой верный путь укрепления самой организации, при этом она должна учитывать интересы всех своих членов, развивать внутреннее структурное строительство и поощрять сотрудничество в области безопасности, а также в культурной и гуманитарной сферах.
  • Китай и Россия являются локомотивами идеи развития ШОС, сохраняют интенсивное стратегическое сотрудничество по вопросам развития ШОС и другим пунктам повестки, поддерживают равноправный диалог.
  • ШОС может и должна сыграть позитивную роль в борьбе с пандемией коронавируса путем укрепления сотрудничества в медицинской отрасли.
  • Ускорение строительства транспортных коридоров на пространстве ШОС, а также укрепление позиций Межбанковского объединения в рамках ШОС в сфере поддержки двустороннего и многостороннего сотрудничества и восстановления региональной экономики позволяют реализовать ставший еще более очевидным в связи с пандемией тренд на становление модели совместного и взаимовыгодного развития стран мира в логике концепции сообщества единой судьбы человечества.

Чжан Ханьхуэй

— В настоящее время, когда привычный ритм жизни нарушила пандемия коронавируса, мы не должны забывать, что человечество традиционно наращивало свои силы и возможности в периоды тяжелых испытаний. Сегодня негативные последствия пандемии возможно преодолеть в рамках платформ регионального сотрудничества, в частности ШОС. Для преодоления негативных последствий пандемии коронавируса, а также для повышения своей роли в региональном управлении и в управлении мировым порядком ШОС необходимо предпринять следующие шаги:

1) Пропагандировать «шанхайский дух» или принципы равноправия и уважения к различным культурам как стержень ШОС и мост, соединяющий государства — члены организации. Необходим диалог, а не конфронтация, в этом заключается новая модель сотрудничества. ШОС может создать новый подход к региональному управлению, сформировать общие ценности нового мирового порядка;

2) Продолжать поддерживать друг друга. Роль ШОС в международных делах зависит от действий каждой страны-участницы. Успех ШОС обеспечивается общими усилиями всех государств-членов, и каждое из них должно идти по тому пути развития, который соответствует интересам его народа. В этом отношении странам ШОС следует правильно оценивать значимость сплоченности и совместно противостоять новым вызовам и угрозам.

3) Придерживаться стержневого принципа развития сотрудничества на взаимовыгодной основе, поскольку в ШОС много развивающихся стран и перед ними стоят общие экономические задачи. Со дня основания ШОС, особенно с момента начала реализации Инициативы пояса и пути, взаимодействие в рамках ШОС укрепляется. Пандемия нанесла ущерб экономическому развитию стран-участниц, но сила — в единстве, поэтому поиск новых точек роста должен стать новой идеей развития ШОС.

4) Защищать систему международного права как основу международного взаимодействия, поддерживать решения ООН и руководствоваться ими, предоставлять право на развитие на равной основе, бороться с унилатерализмом.

Андрей Денисов

  • Распространение новой коронавирусной инфекции стало проверкой на прочность не только для отдельных государств, но и для международных и региональных объединений, и ШОС не исключение. ШОС столкнулась с наиболее серьезным испытанием за время своего существования.
  • В рамках российского председательства в организации в 2019-2020 гг. было запланировано свыше 100 различных мероприятий разного уровня, и многие из них были переведены в онлайн-формат или перенесены на более поздние сроки. Несмотря на эти вызовы, удалось не только продолжить, но и укрепить сотрудничество стран ШОС.
  • Россия уделяет ключевое внимание вопросам обеспечения безопасности на пространстве ШОС, чему способствовали проведенные в Москве в очном режиме заседания советов министров иностранных дел и министров обороны государств — членов ШОС (с участием коллег из стран СНГ и ОДКБ). В формате видеоконференции прошла 15-я встреча секретарей советов безопасности государств-членов.
  • Сейчас усилия сосредоточены на подготовке к заседанию Совета глав государств ШОС в ноябре 2020 г. в формате видеоконференции. На нем планируется утвердить солидный пакет документов, прежде всего политическую декларацию, в которой будут отражены согласованные подходы государств-членов к первоочередным задачам в рамках совместной работы по линии ШОС.
  • Россия придает особое значение подготовке проекта плана действий на 2021­–2025 гг. для реализации Стратегии развития ШОС до 2025 г.
  • На саммите глав государств предполагается принятие Совместного заявления лидеров государств — членов ШОС по различным вопросам международной повестки: информационная безопасность, предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве, укрепление Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, противодействие наркотической угрозе и распространению террористической, сепаратистской и экстремистской идеологии, в том числе в Интернете.
  • В 2020 г. исполнилось 75 лет со дня Победы во Второй мировой войне и с момента создания ООН. Россия инициировала подготовку проекта соответствующего заявления глав государств — членов ШОС. В эпоху пандемии и постпандемии сотрудничество стран ШОС получит дополнительный стимул.

Владимир Норов

  • ШОС является надежной платформой для плодотворного сотрудничества в интересах формирования полицентричного миропорядка, обеспечивающего верховенство международного права, прежде всего Устава ООН, гарантирующего равную, совместную, неделимую и устойчивую безопасность, а также способствующего реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.
  • Китай и Россия как постоянные члены СБ ООН являются государствами — учредителями ШОС и с момента ее создания выступают в качестве важных движущих сил развития конструктивного, взамимовыгодного, взаимоуважительного взаимодействия в рамках организации с учетом интересов всех государств-членов по таким направлениям, как политика и безопасность, торгово-экономическое сотрудничество и культурно-гуманитарное взаимодействие, что привлекает повышенное внимание мирового сообщества к ШОС.
  • При активной поддержке Китая и России ШОС за прошедшие годы добилась значительных результатов на антитеррористическом треке и в развитии сотрудничества по обеспечению стабильности и безопасности в регионе.
  • Китайская и российская стороны были инициаторами ряда основополагающих и важных документов ШОС, которые заложили прочную основу для институционализации ШОС и служат развитию ее многогранной деятельности.
  • Несмотря на сложности, связанные с пандемией, в рамках председательства России в ШОС в 2020 г. осуществлялась непрерывная работа по повышению роли ШОС в региональном управлении и углублению координации многопрофильных механизмов обеспечения безопасности, экономического и гуманитарного сотрудничества.
  • Предстоящая встреча глав государств-членов предоставит новые возможности для эффективного разрешения глобальных проблем, снижения рисков безопасности, а также повышения потенциала ШОС в продвижении принципов многосторонности и международных отношений нового типа.
  • В период российского председательства сделан своевременный акцент на укреплении ведущих позиций ШОС в противодействии современным вызовам и угрозам на пространстве Евразии.
  • При координирующей роли Региональной антитеррористической структуры ШОС в 2019 г. на стадии подготовки было пресечено свыше 280 преступлений террористического характера. Также была проведена большая работа по пресечению финансирования терроризма, незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ, вербовки террористов через Интернет.
  • Последовательно реализуется Антинаркотическая стратегия, в марте 2020 г. по инициативе России государства-члены успешно провели международную антинаркотическую операцию «Паутина» в целях перекрытия современных каналов поставок наркотических средств, в том числе с использованием интернет-ресурсов и виртуальных платежных систем.
  • ШОС выступает инициатором активного международного взаимодействия в информационном пространстве на глобальном уровне. Благодаря усилиям стран ШОС последовательно продвигается выработка под эгидой ООН правил ответственного поведения государств в информационном пространстве.
  • Предметом пристального внимания ШОС остается ситуация в соседнем Афганистане. На основе дорожной карты контактной группы ШОС – Афганистан страны ШОС поддерживают диалог по вопросам содействия восстановлению в государстве с учетом внутриполитической динамики, связанной с запуском переговоров между правительством Афганистана и движением талибов.
  • Страны ШОС предпринимают необходимые меры, направленные на преодоление негативных последствий пандемии, дальнейшее расширение взаимовыгодного торгово-экономического и культурно-гуманитарного взаимодействия на пространстве ШОС, в том числе путем формирования благоприятного инвестиционного и делового климата, поддержки деловых инициатив, реализации проектов на приоритетных направлениях сотрудничества и развития инфраструктуры. В данном контексте важное значение отводится эффективному использованию потенциала Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств — членов ШОС до 2035 г.
  • В соответствии с принятой в 2018 г. в Циндао Программой действий по реализации Совместного обращения глав государств — членов ШОС к молодежи сегодня в условиях кризиса первостепенное внимание уделяется поддержке молодежного предпринимательства и профессиональному развитию молодежи. В связи с этим необходимо активизировать совместную работу по запуску проекта международного молодежного бизнес-инкубатора ШОС, предложенного китайской стороной на основе положительного опыта создания китайско-российского молодежного бизнес-инкубатора.
  • ШОС является оптимальной платформой для стыковки и сопряжения национальных стратегий развития, трансграничных проектов и многосторонних интеграционных инициатив, в частности Инициативы пояса и пути, ЕЭАС, Большого евразийского партнерства с участием ШОС и АСЕАН. Это создает необходимые условия для «интеграции интеграций» и формирования широкой транзитной зоны между Азией и Европой, а это один из ключевых факторов расширения всего комплекса торгово-экономических отношений на евразийском пространстве при помощи трансформации региона в крупнейший перекресток трансконтинентальных магистралей с востока на запад и с севера на юг.
  • Отсутствие разногласий и споров, противостояния или соперничества между Россией и Китаем, а также наличие важных общих интересов в сфере обеспечения устойчивого совместного развития в регионе обуславливает стремление к максимальному расширению взаимовыгодного многостороннего сотрудничества в рамках ШОС.

Чжан Юйлин

— ШОС как международная организация может рассматриваться как инновационная:

1) После распада СССР требовалось решить вопросы, касающиеся суверенитета новообразовавшихся государств Центральной Азии, отношений между ними, Китаем и Россией, что требовало нового подхода;

2) В период после холодной войны была создана новая модель отношений, основанная на принципах партнерства и сотрудничества, а не союзничества и объединения в блоки;

3) Формирование и становление ШОС совпало с историческим переходным периодом и приобретением системой международных отношений нового качества. Одновременно возникли новые угрозы безопасности, в частности, международный терроризм. ШОС как платформа сотрудничества решает проблемы безопасности посредством международного сотрудничества.

Данные новшества постепенно трансформировались в новые принципы международных отношений.

— Развитие ШОС базируется на новых идеях:

1) Безопасность понимается как совместная безопасность, что дает возможность координировать действия всех участников организации и позволяет эффективно бороться с терроризмом;

2) Традиционные взгляды на сотрудничество и развитие сводятся к тому, что развитая страна предоставляет экономическую помощь менее развитым странам. В ШОС основой взаимодействия выступает новая идея создания континентального моста (изначальный замысел Экономического пояса Шелкового пути) для развития связей как между государствами-членами, так и с внешним миром на базе диалога и совместного развития. Он призван раскрыть конкурентные преимущества и потенциал каждой страны;

3) Развитие каждого региона при реализации Инициативы пояса и пути осуществляется с учетом его особенностей. Данная инициатива не сводится к переносу отсталого производства из Китая в другие страны, а представляет собой совершенно новую концепцию развития. ШОС продвигает конструктивное функциональное сотрудничество, которое не является средством вмешательства во внутренние дела других государств, а служит источником новых возможностей и формой укрепления их потенциала. По этой причине ШОС возможно и необходимо сопрячь с сообществом единой судьбы человечества.

— После расширения ШОС увеличилась разница в уровнях развития государств-членов, поэтому необходимо избегать снижения эффективности организации. ШОС необходимо повышать сплоченность своих членов, чтобы предотвратить падение собственного авторитета и, следовательно, влияния в мире.

— В настоящее время изменился контекст китайско-американских отношений, поэтому США будут стремиться вмешиваться в деятельность ШОС, что является серьезной проверкой способности ШОС консолидировать своих членов. ШОС — открытая, а не закрытая организация, идея сотрудничества — ядро организации.

— Пандемия коронавируса внесла серьезные коррективы в общественные отношения, экономическое развитие, внутреннюю и внешнюю политику государств мира. Человечество находится на новом этапе своей истории, когда возможно обострение конфликтов.

— Необходимо поддерживать открытость информационных сетей и стремиться к всестороннему сопряжению экономик. Вследствие технологической блокады Китая со стороны США в мире вновь могут возникнуть две изолированных системы, именно по этой причине мы должны стремиться к открытой системе и направлять мировое сообщество к развитию в более благополучном ключе. Поиск новых форм сотрудничества и путей развития составляет новую приоритетную задачу ШОС.

Михаил Конаровский

  • Принципиально важным направлением работы в рамках председательства России в ШОС являлось повышение ее престижа и роли в международных и региональных делах, формирование равноправного партнерства по обеспечению безопасности и устойчивого развития государств — членов ШОС с учетом конкретных интересов друг друга.
  • ШОС, в отличие от других международных организаций, основана на максимальном стремлении к учету интересов друг друга, что справедливо как в отношении больших, так и малых стран и не теряет своей значимости в будущем с точки зрения успеха политики организации.
  • Работа по дальнейшей консолидации ШОС становится важным пунктом повестки организации на ближайшие десятилетия, поскольку ожидать изменения международной обстановки было бы чрезвычайно наивно, особенно, когда Запад будет максимально стремиться не только ослабить ведущие государства ШОС, но и саму структуру ШОС как консолидирующую базу для дальнейшего развития сотрудничества на евразийском пространстве.
  • С учетом роста в последние годы значения экономической составляющей ШОС все более актуальным направлением становится скоординированная деятельность по содействию интеграционным процессам на евразийском пространстве, которое ведется на фоне реализации проектов ЕАЭС и Инициативы пояса и пути».
  • Укрепление сотрудничества между Россией и Китаем в экономической сфере представляется важным как движущая сила построения всего будущего экономического блока деятельности ШОС на фоне ухудшающегося социально-экономического положения населения в условиях пандемии.
  • Конкретным выражением деятельности ШОС как крупнейшей региональной организации, способной оперативно и адекватно реагировать на новые вызовы и риски, стала общая реакция на пандемию. Эффективность соответствующих рабочих контактов в значительной мере была предопределена наличием подписанного еще в 2011 г. базового межправительственного Соглашения о сотрудничестве в сфере здравоохранения.
  • Проблемы безопасности являются наиболее серьезным и долговременным вызовом для ШОС. В этой области ключевой представляется проблематика Афганистана, поэтому консолидация усилий государств-членов на афганском направлении чрезвычайно важна, особенно в отношении контактной группы ШОС–Афганистан. На данный момент приоритетом является содействие Кабулу, но присоединение страны к ШОС следует отложить, так как вступление Афганистана в организацию раньше Ирана может создать политическую коллизию. Это скорее перспективный вопрос повестки ШОС, на данный момент он официально широко не обсуждается.

Ян И

— Проблема развития регионального порядка в Евразии представляется крайне актуальной. После начала пандемии на пространстве ШОС наблюдается возникновение новых трансформационных процессов. Пандемия в определенной степени создала преграды для деятельности ШОС, стала угрозой для многих стран региона, ведущей к сокращению взаимодействия, особенно экономического, поскольку карантинные меры нарушили цепочки создания стоимости.

— Руководители и правительства всех стран ШОС решительным образом проводят борьбу с пандемией, укрепляют экономику, что создает основу для прочной платформы дальнейшего сотрудничества в рамках организации. Страны ШОС решительно настроены совместными усилиями преодолеть временные трудности путем медицинского сотрудничества и взаимной помощи.

— Наша дружба вынесла самые тяжелейшие удары и показала себя в лучшем свете. В дополнение к этому пандемия помогла укрепить общие взгляды на сообщество единой судьбы человечества, поскольку наши судьбы и наши страны соединены воедино.

— Региональное управление и развитие ШОС вошли в новый период. ШОС необходимо более активно участвовать в экономической жизни региона, способствуя повышению благосостояния народов. Можно говорить о 4 аспектах:

1) Важно укрепить медицинское сотрудничество. У ШОС есть возможность стать образцом в контексте антикоронавирусных мер благодаря созданию транснациональных антипандемических сетей здравоохранения и медицинской системы информационного обмена, унификации медицинских стандартов, а также тестированию и экстренной вакцинации при снижении таможенных пошлин на медицинские товары;

2) Развитие сотрудничества по борьбе с самой пандемией и укрепление торгово-экономического взаимодействия в равной степени важны, поскольку необходимо победить не только сам вирус, но и вызванный им мировой экономический спад путем создания новых зеленых коридоров для повышения финансовых и экономических обменов;

3) Необходимы учет основных интересов развития каждого государства-члена и создание новой модели сотрудничества, на основе «шанхайского духа», являющегося стержнем и квинтэссенцией общих стремлений к развитию всех участников организации;

4) Требуется совместное противодействие внешним отрицательным факторам и придание новой созидательной энергии развитию ШОС на фоне разрушения рядом стран режима некоторых международных договоров. Рассматривая ШОС в качестве платформы регионального управления, можно увидеть ответственность и политическую волю самой организации.

— В будущем ШОС станет залогом уверенности в эпоху турбулентности международных отношений. Китай — драйвер и гарант развития ШОС, что справедливо и по отношению к России. То, что наши страны смогли создать партнерство великих держав нового типа, должно послужить примером для всего мира.

— Россия и Китай должны упрочить свои позиции в данном качестве, продвигать сопряжение ЕАЭС и ИПП, формировать Большое евразийское партнерство, повышать уровень регионального управления. Китай и далее будет поддерживать работу ШОС.

Алексей Маслов

  • Текущая ситуация в мире характеризуется не столько как деглобализация, как это принято говорить, сколько как перегруппировка различных центров силы, то есть разрушение старых и создание новых. Очевидно, что мир будет находиться в таком динамическом изменении сил десятилетия, а возможно и больше.
  • В рамках ШОС необходимо не только расширять площадки для обсуждения, но и создавать новые механизмы, которые будут противодействовать геополитической атомизации.
  • Помимо вопросов комплексного обеспечения безопасности в текущей ситуации крайне важным представляется расширение гуманитарного и, прежде всего, научно-технического и образовательного взаимодействия в рамках ШОС, что призвано укрепить принципы «шанхайского духа» как основной формы равноправного взаимодействия и обмена мнениями. В этой области у ШОС есть очень неплохой задел. Это в первую очередь Сетевой университет ШОС, который объединяет более 70 высших учебных заведений стран ШОС, участвующих в обменах студентами в рамках сетевой структуры.
  • Потенциал Сетевого университета ШОС необходимо использовать, расширяя его институциональную основу и форму работы, в том числе создавать совместные научные лаборатории, проводить совместные исследования в таких передовых областях, как использование искусственного интеллекта, робототехника, кибербезопасность, новые материалы, экология, природопользование.
    Такие формы совместных исследований, в конечном счете, позволят перейти к созданию и внедрению общих технологических стандартов на пространстве ШОС, а это как раз то, чем сейчас активно занимаются структуры ЕАЭС, и то, что будет способствовать взаимодействию ЕАЭС и ШОС. В будущем это позволит создать конкурентоспособную совместную базу данных научных публикаций.
  • Возможно создание такого сетевого издания, как «Наука в странах ШОС», где в виде тематических выпусков могли бы описываться достижения в самых разных передовых областях науки и образования. Данная мера позволит странам-участницам создать группы совместных передовых технопарков в рамках ШОС для поддержки инновационных стартапов, а также фондов поддержки подобных исследований.
  • Перевод технопарков в формат многостороннего сотрудничества позволит заметно продвинуть совместные научные исследования в рамках ШОС, а также создать новую, уже технологическую, основу организации, поэтому в дальнейшем имеет смысл внести в повестку дня ШОС разработку и обсуждение программы широкого научного и научно-технического взаимодействия.

Пэн Юань

— Во время пандемии многие страны решили дистанцироваться, переключиться на решение только своих внутренних проблем. Снижается авторитет международных организаций, усиливается конкуренция КНР и США, и человечество снова находится на перепутье между многосторонней координацией и конфронтацией. Вопрос о будущем мира приобретает ключевое значение для дальнейшего развития истории человечества.

— Принципы взаимовыгодного сотрудничества стали новаторской основой сотрудничества в сферах безопасности, экономики и других областях, позволив стабилизировать обстановку во всем регионе ШОС и сделав развитие организации новым трендом в условиях нестабильности в мире.

— Повышается значимость сотрудничества в рамках организации, хотя ожидания некоторых государств не совсем оправдались из-за экономических последствий пандемии, которые привели к обострению противоречий между странами ШОС. Например, к существовавшему ранее конфликту Индии и Пакистана добавился конфликтный сюжет между Индией и Китаем в пограничных районах. Все это создает новые вызовы для ШОС, для преодоления которых важны следующие меры:

1) Укрепление сотрудничества в совместной борьбе с пандемией. Действительно, друзья познаются в беде, и наша дружба выдержала все испытания, но важно не забывать о возможности второй волны пандемии, что вновь потребует углубления взаимодействия, а также работы под руководством ВОЗ и выступления против политизации пандемии, создания новой системы мониторинга эпидемиологической ситуации;

2) Укрепление сотрудничества по разработке вакцины, которая стала бы общественным благом как для стран ШОС, так и для всего мира в целом;

3) Поддержание ценности принципа мультилатерализма. Некоторые страны проявляют эгоизм, пренебрегая многосторонним подходом. Мировой порядок, установившийся после Второй мировой войны, и мировая обстановка в целом находятся в кризисе. На 75-й Генеральной ассамблее ООН председатель КНР Си Цзиньпин озвучил инициативу, согласно которой члены Совета Безопасности ООН должны действовать совместно и защищать авторитет ООН, бороться с унилатерализмом и стремиться к созданию сообщества единой судьбы человечества;

4) Сотрудничество в области восстановления экономики в постпандемический период, для чего необходимо создать подходящую модель экономического развития, а также содействовать претворению в жизнь решений и положений соответствующих документов ШОС. В ноябре 2020 г. в Китае будет проведено Третье китайское международное импортное ЭКСПО. Данная платформа является перспективной и удобной в отношении дальнейшего углубления экономического сотрудничества государств — членов ШОС.

5) Повышение внутренней сплоченности ШОС как международной организации нового типа. Хартия ШОС, а также Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств — членов Шанхайской организации сотрудничества являются основой развития ШОС, закрепляя принципы неприсоединения к блокам, отсутствия конфронтации, ненаправленности против третьих стран и образуя фундамент новой модели регионального сотрудничества и безопасности.

· Неопределенность будет присутствовать в мире, но именно мирное сосуществование представляет собой лейтмотив истории человечества, поэтому интеграционные процессы не будут приостановлены. Если ШОС будет придерживаться принципов «шанхайского духа», то у нее обязательно будет светлое будущее и возможность сыграть важнейшую роль в формировании сообщества единой судьбы человечества.

Василий Кашин

— Саму пандемию различные государства — члены ШОС переносят по-разному: Китай смог поставить ситуацию под контроль в кратчайшие сроки, Россия и некоторые страны Центральной Азии противостоят пандемии с переменным успехом, в Индии сложилась тяжелая ситуация.

— Фактически везде пандемия коронавируса привела к острому экономическому кризису и обострила имевшиеся ранее внешнеполитические проблемы, а именно:

1) Произошло беспрецедентное расширение американских санкций против китайских корпораций, часть из которых лидирует на рынке. Под санкции попали не только высокотехнологичные компании, но и крупные предприятия инфраструктурного и строительного секторов, которые особенно активно вовлечены в реализацию проектов в рамках Инициативы пояса и пути. Данное обстоятельство побудит страны ШОС ускорить процесс создания альтернативной финансовой инфраструктуры, для чего возможно задействовать не только двусторонние контакты, но и потенциал всей организации;

2) Ареной санкционной борьбы становятся и сами государства — члены ШОС. Печальное обострение военно-политических противоречий между Индией и Китаем привело к целой серии мер индийской стороны против китайских компаний, их исключению из тендеров, запрету большого количества китайских приложений и расторжению контрактов. Сотрудничество между двумя столь крупными экономиками мира оказалось на длительное время отброшено назад;

3) Дальнейшее развитие глобального противоборства будет сопровождаться разделением мира на сферы действия разных технологических платформ, предположительно китайской и американской. Страны ШОС будут одной из главных арен этого противоборства, интересы не всех игроков совпадают. Для Китая важна защита собственных производителей, в то время как для остальных стран важно поддержание многообразия, то есть сохранение доступа к китайским, американским и любым другим технологиям;

4) Продолжается и обострение традиционных проблем безопасности, в том числе китайско-индийских и индо-пакистанских противоречий. Косвенное влияние на регион ШОС будет оказывать гонка вооружений в АТР, а также действия США в военной сфере. Мы находимся в особо опасной ситуации, поскольку мир стоит на пороге распада системы контроля над вооружениями и появления ряда технологий военного характера, которые могут иметь довольно дестабилизирующее влияние на развитие событий. При этом среди государств — членов ШОС есть уже 3 мощных военно-технологических державы (Россия, Китай и Индия), каждая из которых инвестирует в эти технологии.

— У ШОС могут появиться возможности значительно расширить в ближайшие годы спектр обсуждаемых тем, и необходимо понимать, что, несмотря на имеющиеся отдельные противоречия между членами организации, можно много выиграть от этого.

Тезисы подготовлены стажером РСМД Сергеем Кузнецовым.

Видео


Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся