Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

16 мая 2019 г. в московской школе №1525 состоялась лекция Алексея Наумова, руководителя отдела «Мир» интернет-издания Lenta.ru. Финалист конкурса журналистов-международников РСМД рассказал учащимся об особенностях профессии журналиста-международника и ответил на их вопросы.

Алексей Наумов сразу задал неформальный тон дискуссии. Лектор отметил, что профессию журналиста важно выбирать осмысленно, только если есть реальный интерес к этой сфере деятельности. При этом А. Наумов подчеркнул, что в получении профильного журналистского образования нет необходимости: «Если вы хотите стать журналистом, становитесь хорошим экспертом в какой-либо области, не идите на факультет журналистики сразу после школы, это четыре года впустую, вы год учите как начать статью, как её правильно оформить. Я вам могу рассказать, как начать и оформить грамотно статью за 10 минут».

16 мая 2019 г. в московской школе №1525 состоялась лекция Алексея Наумова, руководителя отдела «Мир» интернет-издания Lenta.ru. Финалист конкурса журналистов-международников РСМД рассказал учащимся об особенностях профессии журналиста-международника и ответил на их вопросы.

Алексей Наумов сразу задал неформальный тон дискуссии. Лектор отметил, что профессию журналиста важно выбирать осмысленно, только если есть реальный интерес к этой сфере деятельности. При этом А. Наумов подчеркнул, что в получении профильного журналистского образования нет необходимости: «Если вы хотите стать журналистом, становитесь хорошим экспертом в какой-либо области, не идите на факультет журналистики сразу после школы, это четыре года впустую, вы год учите как начать статью, как её правильно оформить. Я вам могу рассказать, как начать и оформить грамотно статью за 10 минут».

Тезис №1. Что читать? Лектор посоветовал школьникам читать разные СМИ, как государственные, так и частные. Даже если вы не согласны с представленной точкой зрения, ознакомиться с ней может быть полезно для того, чтобы иметь более полную картину событий.

Тезис №2. О чём писать статью? Статья должна быть близкой, важной и интересной. Идеальный текст соответствует всем трём критериям. Статья может быть не интересной, но близкой и важной (или наоборот). Допустим, в Государственной Думе приняли закон о повышении налогов/пенсионного возраста, это может быть не очень интересно, но это важно и касается каждого.

Тезис №3. Как правильно начать статью, каким должен быть заголовок? Чтобы хорошо начать статью, в первую очередь необходимо привлечь внимание читателя к вашему тесту. Для этого:

1)    Важно, чтобы заголовок был интересным, поскольку читатель в первую очередь обращает внимание именно на него.

2)    Можно начать с яркой цитаты.

3)    Начало и завершение статьи наиболее важны. Вы должны с первых секунд привлечь внимание и хорошо подвести итог.

Тезис №4. Как писать? А. Наумов отметил, что писать нужно понятным языком. Не пытайтесь казаться умнее, чем вы есть. Не следует считать, что читатель глупее вас и высокомерно что-то объяснять. Если вы упоминаете какие-либо новые термины или понятия, важно их объяснить. К примеру, старшее поколение, может не знать, кто такие «хакеры» и если это не объяснить в самой статье, то текст будет трудночитаемым для них. Людям важно пояснять каждый ваш тезис.

Тезис №5. Как грамотно брать интервью? Когда вы берёте интервью, ваша задача показать человека таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким он хочет представить себя публике. Когда спикер соглашается на интервью, у него есть цель показать себя профессионалом или, к примеру, хорошим дипломатом. Важно начать интервью с позитивных вопросов. Попросите его рассказать о себе, о его семье, карьерном успехе. Это то, что поможет вам расположить его к себе и дать ему раскрыться. После этого можно задавать менее комфортные вопросы. Когда вы берёте интервью, не бойтесь показаться глупым, будьте уверены в своих вопросах. Уверенный в себе человек вызывает доверие и уважение. Задавайте жёсткие вопросы, на темы, которые вас интересуют. Не бойтесь обидеть интервьюируемого, ваша задача не понравиться ему, а отлично сделать свою работу. Тот, у кого вы берёте интервью не ваш друг, ваш друг – это читатель. Хороший приём – обидеться на что-либо в разговоре. Ваш собеседник захочет вас утешить и, возможно, готов будет рассказать что-то дополнительно.

Тезис №6. Как журналист должен вести социальные сети, чтобы его было интересно читать? По мнению А. Наумова, если журналиста нет в социальных сетях, он не заботится о своем персональном бренде: «Представьте ситуацию, вы работаете в каком-либо издании. Вдруг ваше издание выкупили, разогнали, и после этого вас никто не знает. Всё, что у вас есть, это число ваших подписчиков в Фейсбуке и в других социальных сетях. Если вас читают в социальных сетях, вы уже практически состоявшийся журналист».

Если вы пишите про бизнес, то важно посещать различные мероприятия и нарабатывать контакты с представителями бизнеса, а если о международных отношениях, то вам важно завести знакомства с экспертами, дипломатами.

Тезис №7. Завершение статьи. Окончание статьи – это то, что будут обсуждать и комментировать в первую очередь. Приберегите для концовки мощный факт или хорошую цитату, высказывание яркой личности.

В завершении лекции Алексей Наумов отметил, что для работы журналистом важны такие качества, как быстрая реакция и умение переключаться с одной темы на другую. Коммуникабельность, целеустремленность, любознательность и находчивость также помогут добиться успеха в профессии.

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся