Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.9)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

11 февраля 2019 г. в рамках сотрудничества РСМД и Школы будущего международника НИУ ВШЭ состоялась лекция Алексея Токарева, кандидата политических наук, с.н.с. Института международных исследований МГИМО, в 2014–2017 гг. корреспондента журнала «Коммерсантъ.Власть», победителя Конкурса молодых журналистов-международников РСМД 2016 г. в номинации «Лучшая аналитическая статья по международной проблематике». Эксперт рассказал, как писать о постсоветском пространстве и конфликтах.

11 февраля 2019 г. в рамках сотрудничества РСМД и Школы будущего международника НИУ ВШЭ состоялась лекция Алексея Токарева, кандидата политических наук, с.н.с. Института международных исследований МГИМО, в 2014–2017 гг. корреспондента журнала «Коммерсантъ.Власть», победителя Конкурса молодых журналистов-международников РСМД 2016 г. в номинации «Лучшая аналитическая статья по международной проблематике». Эксперт рассказал, как писать о постсоветском пространстве и конфликтах.

В ходе лекции Алексей Токарев разбил тезисы на 3 группы: об объективности, безопасности и технологиях профессии. Первые дискуссионны, вторые — тем более, третьи помогут всем, кто хочет посвятить свою карьеру международной аналитике или журналистике.

Как показывают исследования, которые Токарев делал для «Коммерсантъ.Власть» в 2014 году, единого постсоветского пространства не существует в аналитическом смысле. Подобный термин имеет смысл использовать только с точки зрения географии. В отношении государственности, режима, качества жизни и демографии нет никакого постсоветского пространства, а сохранились три региона: страны Балтии, середняки и азиатская группа «Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан».

Тезисы про объективность

Тезис 0. Объективная подача информации, предоставление слова всем сторонам конфликта, верификация источников и прочие правильные вещи, к сожалению, не слишком распространены в современных российских СМИ. Задайте себе вопрос «то, чем я занимаюсь, журналистика? Экспертная аналитика?» И второй: «Если нет, зачем я этим занимаюсь? Ипотека? Некуда пойти? Призвание пропагандиста?».

Тезис 1. Всегда ли эксперты «экспертнее» журналистов? Павел Каныгин, Илья Барабанов, Орхан Джемаль, Елена Масюк, Александр Коц, Семён Пегов и многие другие знают про конфликты не меньше, чем их спикеры. Подумайте, нужны ли вам спикеры, не «топтавшие земли», витающие в облаках?

Тезис 2. Аналитик должен знать тему и забыть про личное отношение к предмету исследования. Нельзя испытывать чувства по отношению к тому, что изучается (хотя аналитики часто попадают под обаяние исследуемого: мы любим то, что изучаем, теряя нейтралитет). Биологи не затёсываются между клетками под микроскопом — не бывает либеральных или прокремлевских политологов. Журналисты, к сожалению, часто контактируют с «говорящими головами» вместо экспертов. Эксперты, в свою очередь, иногда зависят от правительственных грантов тех стран, действия которых они же и комментируют.

Тезис 3. Радуйтесь, когда западники считают вас «ватником», а славянофилы «укропом», когда прокремлевские спикеры отправляют вас в «пятую колонну», а оппозиционные обвиняют в потакании интересам АП. Чем больше людей недовольны вашей позицией со всех сторон, тем выше вы поднялись над схваткой, тем объективнее написан ваш текст. Массовое сознание - всегда черно-белое. Массовый человек живёт в двумерной плоскости: либо в Кремле, либо за его забором. «Кто не с нами, тот против нас». Не стоит переживать из-за обвинений каждой из сторон. Не воспринимайте близко к сердцу негативные комментарии в социальных сетях, прислушивайтесь только к тем, которые пишут «ты не прав, потому что…»

Тезис 4. Умейте говорить «Нет» изданию, которое просит комментарии или материал. Если кораблестроение не ваша специализация, не пишите про это и не говорите. Научитесь говорить «извините, не мое» и прекратите гонку за количеством собственных цитат.

Тезис 5. Несмотря на стремление к объективности, помните, что двойные стандарты пронизывают тело мировой политики насквозь. За пределами страны часто приходится выбирать между идентичностями эксперта и гражданина. Каждый сам решает, какая из них важнее. Можно отказать журналистам в комментарии на конференции, когда Россия и без вашей реплики обвиняется во всех мировых бедах. А можно рассказывать иностранной аудитории не только про позитивные последствия российской внешней политики. Будете ли вы Высоцким или Довлатовым, а оба вполне позитивные персонажи русской литературы, выбирать вам.

Тезисы про безопасность

Тезис 6. При освещении конфликтов появляется дилемма «безопасность vs. журналистика». Журналист не может безопасно перемещаться через линию фронта. Он либо пишет комплементарно об одной стороне, либо постит в Facebook фото с синяками по итогам поездки.

Тезис 7. Иногда смесь хитрости и находчивости, в т.ч. в отношениях с властями и силовиками в исследуемых регионах, позволяет вам получить эксклюзив. Но иногда именно эта смесь виновна в том, что у вас возникают проблемы, порой достаточно серьезные.

Тезис 8. Надо пи предоставлять врагу трибуну? Где заканчивается объективное освещение конфликта и начинается предательство? Однозначного ответа здесь нет. Но стоит понимать, что в армянских СМИ, скорее всего, не будет азербайджанского спикера и наоборот. И так же на Украине, вероятно, не появится передача, где представители ДНР и ЛНР будут высказывать свое мнение.

Тезис 9. Надо ли аккредитоваться в регионе и официально обозначать себя как журналиста? Не всегда. Отсутствие аккредитации и жилета PRESS может стоить вам жизни, однако иногда наоборот по таким жилетам стреляют с особым усердием.

Тезис 10. Пишите о регионе так, чтобы, за каждое слово мы могли ответить перед тем, о ком вы пишете. Пишите так, чтобы не бояться вернуться в регион. Проводите интеллектуальное упражнение. Если вы пишите про конфликты, посадите в воображении напротив себя главу республики и представьте, что он спросил вас: «Ну, и зачем ты это написал?!» Плохо, если не можете ответить репутацией за написанное.

Тезисы про технологии профессии

Тезис 11. Продукт рождается не от одного родителя. Автор материала — отец, редакция — мать. Выстраивайте эти отношения грамотно. После того как вы «заронили» текст, редакция ещё должна его родить. Следите за своими текстами, как за процессом родов. Работа над ними не заканчивается, когда вы нажимаете кнопку «отправить» - надо всегда согласовывать его редактуру. Тексты должны быть вам дороги, если вы работаете на свое имя. При этом не нападайте на редакцию, не ставьте ультиматумов и не требуйте — с большинством людей можно договориться, даже когда речь идёт о принципиальных вещах. Всегда можно найти приемлемые формы выражения мыслей, которые устроят и автора, и редакцию. В России нет цензуры, но есть «редакционные политики»: не важно, хотите ли вы поливать власть помоями или стремитесь посадить каждого оппозиционера на пятую колонну, - для каждого дела можно найти медиа. Совет редакциям: не всегда человек, желающий довести текст до выпуска, хочет довести вас.

Тезис 12. Текст надо упаковывать интересно: яркий заголовок, вкусный лид, интересный слог. Не стесняйтесь играть с языком, описывая даже самые сложные казусы. Читать большие тексты тем легче, чем легче использованный в них дискурс. Лид должен заставлять читателя захотеть прочесть ваш текст. Пишите лид и заголовок после того, как напишите сам текст.

Тезис 13. Заведите ленту в Facebook. Добавьте в ленту всех сумасшедших, фриков и нормальных по вашей теме. Надо знать и понимать позицию всех — даже тех, кто вам противен, чтобы понимать общественные процессы и исследовать их. Но не очаровывайтесь лентами. Никогда не судите об общественных процессах по своей ленте, родственникам, друзьям, окружению в целом. Судите об обществе по социологии. Подпишитесь на социологические рассылки.

Тезис 14. Пишите не для одного медиа. Если есть иерархия — хорошо: одним вы можете нести большую аналитику, другим — авторские колонки. Наработаете имя, и медиа будут стучаться к вам, а не наоборот.

Тезис 15. Один из трех философских вопросов аналитика: «о чем писать?» Рано или поздно появляется необходимость расширения предмета анализа. Есть те, кто сохраняет свою делянку, и те, кто смотрит на мир глобально. Второй философский вопрос: «как писать?» Подтягивать читателя на свой уровень или потакать интересам публики. В первом случае сохраняется экспертность знания, во втором растет популярность.

Тезис 16. Ответьте на третий философский вопрос аналитика «для кого вы пишите текст?» Власть, бизнес и народ требуют разных инструментов и подходов. Определитесь с читателем и выбирайте язык, на котором вы к нему обращаетесь. Аудитория РБК, «Комсомолки», дисижн-мейкеры, редакторы «толстых» журналов и бабушки у подъезда — это разные аудитории. Бизнес требует максимальной конкретики — не рассказывайте ему про корни конфликта в Приднестровье, просто скажите точно, в какие предприятия стоит вкладываться. Власть хочет рекомендаций. Когда власть спрашивает вас как аналитиков о Кавказе, не пишите, что в Грузии с российской мягкой силой всё плохо — про это власть сама знает. Напишите, с какими НКО там важно работать. Если вы пишите не для власти, забудьте про «МИДизмы» и постарайтесь вылечиться от «острого канцелярита». Соизмеряйте свою экспертность и ожидания планеты от вас: не надо советовать в тексте «Газпрому», если вы — студентка.

Тезис 17. Общайтесь с объектами исследований: разговаривайте на конференциях со спикерами и коллегами, посещайте изучаемые страны, говорите с людьми (лучший опыт первого общения в стране - таксист по дороге из аэропорта в гостиницу). Что 6ы вы не прочитали и не просмотрели об объектах исследований, это никогда не заменит субъективных личных впечатлений. Они должны дополнять ту картину реальности, которая складывается на основе объективных измерений (социологии, чтения экспертных мнений и т.д. ).

Тезис 18. В каждой постсоветской стране сформировался свой русский язык. Если ваша задача описание реальности, получение информации, исследование конфликта, то говорите в Киеве «в Украине», в Бишкеке «Кыргызстан», в Минске «Беларусь» (на правильном российском русском это, конечно, «на Украине», «Киргизия» и «Белоруссия»). Если очень хочется поднять знамя борьбы за российский русский язык, то готовьтесь потратить время на препирательства вместо дела.

Тезис 19. Не участвуйте в «холиварах» в сети. Абсолютное большинство из тех, кто призывает послать танки на Киев, а ракеты на Вашингтон, не видят дальше собственного носа и воюют не дальше собственного дивана. Лучший воспитатель пацифизма — это война. Читайте очевидцев конфликтов и представляйте, что все эти слёзы, боли, смерти и разрушения — про вас. Способствуйте миру в виртуальной и реальной реальности.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.9)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся